2012-12-06 16:04:06
Хозяйственный суд Крыма частично удовлетворил иск компании “Granada Logistics S.A.” к Ялтинскому морскому торговому порту и постановил взыскать с госпредприятия 89,3 тыс. долларов в пользу владельца судна, которое безосновательно было задержано на 3 месяца. Порту придется выплатить также 14 тыс. грн судебных издержек.
В суде было установлено, что теплоход в 2009-2011 годах осуществлял перевозки на грузопассажирских линиях Севастополь-Стамбул и Ялта-Стамбул. На зимовку в порт Ялты теплоход зашел 18 декабря 2011 года. 15 февраля "Granada Logistics S.A." (Коморские острова) заключила договор о продаже судна турецкой компании за 720 тыс. долларов и получила авансовый платеж на 144 тыс. долларов, после чего должна была доставить его покупателю. Однако действия руководства порта привели к срыву сделки и невозможности выполнить условия договора купли-продажи.
Так, 9 марта владелец судна после оплаты всех портовых сборов запросил разрешение на выход от причала на 10 марта, но дежурный диспетчер отказался подписать заявку, сославшись на устное распоряжение начальника ГП "ЯМТП" Александра Котовского. Лишь через 4 дня руководство порта объяснил свою позицию тем, что якобы у судовладельца имеется долг в сумме 326,1 тыс. долларов за время стоянки в порту в январе-декабре 2009 года, которая была доначислена в ходе проверки КРУ Министерства транспорта Украины. Иностранная компания обратилась в Окружной административный суд, который 22 марта признал факт отсутствия задолженности. Севастопольский апелляционный административный суд, куда обратился порт, 27 апреля оставил это решение без изменений. Уже на следующий день судовладелец потребовал от руководства порта выполнить судебное решение и выпустить теплоход из порта, при этом добросовестно оплатив причальный сбор за все время вынужденного простоя. Но несмотря на неоднократные обращения, капитан порта проигнорировал постановление суда, а 4 мая снова запретил выход теплохода из порта, мотивировав это распоряжение наличием все той же задолженности на сумму 326,1 тыс. долларов.
"Granada Logistics S.A." попросила Окружной суд проконтролировать исполнение его решения и признать действия капитана порта противоправными. В результате 29 мая капитан порта Надеждин получил штраф в размере 10,9 тыс. грн за невыполнение решения суда, а 2 июня он распорядился выпустить теплоход в море и выдал соответствующий сертификат.
Однако начальник порта Котовский утром 3 июня снова по телефону приказал диспетчеру запретить выход судна в море и отменить заявку на выезд погранично-таможенных и санитарно-карантинных служб, чего требуют правила пересечения границы Украины. Коморская компания потребовала от начальника порта прекратить злоупотребления служебным положением и выполнить решение суда, но 5 июня была поставлена перед фактом: порт решил подать апелляцию на решение о штрафе капитану порта, а пока разбирательства не закончатся, судно останется у причала.
Очевидно, после этого в руководстве порта возникли разногласия в отношении сложившейся ситуации, потому что оштрафованный капитан порта Надеждин 6 июня продлил действие разрешения на выход судна, однако представитель порта не пришел на предусмотренный правилами контроль. "Granada" была вынуждена выставить претензию и продолжила оплачивать сборы по утвержденным тарифам. Однако 8 июня порт выставил счет на сумму почти 32 тыс. долларов за два дня стоянки 7-8 июня, с чем судовладелец, естественно, не согласился.
Как следует из текста судебного постановления, стоимость услуг порта носит неоднозначный характер. Так, стоимость стоянки за весь февраль составляла 4348 долларов, а за период с 10 по 12 марта порт выставил счет на сумму 1165 долларов. После того, как порт прекратил выставлять счета, судовладелец был вынужден сам рассчитывать сумму оплаты согласно утвержденной тарифной сетке, и произвел перечисление 3435 долларов за стоянку с 3 апреля по 3 мая.
В итоге, после череды писем 13 июня начальник ГП "ЯМТП" Котовский и представитель компании "Granada logіstіcs S.A." подписали акт согласований, и теплоход смог покинуть Ялтинский порт.
После рассмотрения иска Хозяйственный суд пришел к выводу о том, что теплоход "OMEGA-G" не смог выйти в море на протяжении более 3 месяцев вопреки воле его владельца из-за противоправных действий должностных лиц порта.
Тем не менее, финансовые претензии коморской компании к ЯМТП суд удовлетворил частично, отказав в компенсации зарплаты членов экипажа за время вынужденного простоя ну сумму 16,5 тыс. долларов, юридических услуг на 41 тыс. грн, покупки продуктов и топлива на 8,7 тыс. грн. В то же время суд признал, что портовые сборы в сумме 15,1 тыс. долларов за указанный период выплачивались только из-за противоправных действий руководства госпредприятия.
Кроме того, суд установил, что из-за невозможности выйти в море и выполнить договор купли-продажи судна, коморская компания была вынуждена вернуть аванс покупателю, а сделка на 720 тыс. долларов сорвалась. По приходу в Стамбул судовладелец продал теплоход другому покупателю уже за 657 тыс. долларов, потеряв доход на 63 тыс. долларов. Эту сумму Хозсуд признал упущенной выгодой. Еще 6,8 тыс. долларов порт заплатит за вынужденное продление договоров страхования судна.
Таким образом, противоправные действия должностных лиц привели к тому, что государственное предприятие "Ялтинский морской торговый порт" обязано выплатить "Granada Logistics S.A" 89 348 долларов.