2012-11-30 13:33:31
Крупный круизный лайнер, стоя в порту, по потреблению электроэнергии вполне может соперничать с небольшого размера городом.
В этом не было бы ничего страшного, если бы не одно обстоятельство: эту электроэнергию обычно вырабатывают те же самые бортовые генераторы, которые обеспечивают энергоснабжение судна в открытом море.
Работают они о судовых двигателей, а те в экологическом отношении являются чрезвычайно "грязными".
"Выхлопные
газы судов содержат и окислы азота, и окислы серы, и мелкодисперсную
пыль, и озоноразрушающие вещества, и летучие органические соединения", –
говорит Фолькер Маттиас (Volker Matthias), научный сотрудник Института
по изучению побережья при Исследовательском центре имени Гельмгольца в
Гестахте близ Гамбурга.
По мнению эксперта, на то, что морские суда
являются злостными загрязнителями атмосферы, есть целый ряд причин:
"Во-первых, это связано с тем, что судовые двигатели очень мощные и
потребляют огромное количество топлива.
Во-вторых, это топливо –
мазут, то есть дешевое горючее с высоким содержанием серы,
представляющее собой, по сути дела, отходы нефтепереработки.
А в-третьих, морские суда не оборудованы системами очистки выхлопных газов".
Дорогой вариант – подача энергии с берега
Все это, конечно, очень плохо и в открытом море.
Вдоль
основных судоходных путей густые облака выхлопных газов тянутся на
многие сотни километров, их отчетливо видно с самолетов и спутников.
Но у причала в порту, рядом с густонаселенными городами, такая ситуация просто нетерпима.
Поэтому инженеры разных стран пытаются так или иначе решить эту проблему.
Одно из возможных решений – подача на борт судна электроэнергии, вырабатываемой на берегу.
Ключевым
элементом такой установки является электрический кабель со специальным
разъемом на конце, который с помощью крана может быть подтянут и
подключен к стоящему у причала судну.
Подобные устройства проходят сегодня испытания в нескольких крупных портах – например, в Любеке.
Впрочем,
у этой концепции есть и недостатки, считает Дирк Леман (Dirk Lehmann),
глава гамбургской компании Becker Marine Systems: "Особенно в случае
круизных судов с их гигантским энергопотреблением устройство подачи
электроэнергии с берега обходится чрезвычайно дорого.
Просто потому,
что оно должно быть надежно защищено и от затопления, и от любой
непогоды, и от несанкционированного доступа посторонних, и от множества
других негативных факторов".
Дешевая альтенатива – плавучая электростанция
Высокая стоимость систем подачи электроэнергии с суши и побудила
Дирка Лемана и его коллег разработать более дешевую альтернативу –
плавучую портовую электростанцию.
"Это как бы тоже судно, но бесприводное.
На нем установлены двигатели, работающие на сжиженном газе, и они приводят в движение электрогенераторы.
При сжигании сжиженный газ дает гораздо меньше вредных выбросов, чем мазут", – поясняет разработчик.
Мощность электростанции, смонтированной на этом судне – моряки
именуют такие бесприводные судна "толкаемыми баржами", – составляет 10
тысяч киловатт.
Этого вполне достаточно даже для самого крупного круизного лайнера.
Необходимый запас сжиженного газа хранится на борту в специальных цистернах – когда они пустеют, их легко заменить на полные.
Такая
плавучая электростанция имеет, помимо относительной дешевизны, и другое
важное преимущество, говорит Дирк Леман: "Это мобильное решение.
Оно дает нам возможность очень быстро менять месторасположение внутри порта.
Мы можем подойти к каждому судну с любой стороны.
А
где размещать стационарную установку? Это проблема! Ведь у одного
лайнера разъем электроподключения спереди, у другого сзади, у одного с
левого борта, у другого с правого.
В этом отношении мобильное решение – вне конкуренции".
Главные достоинства – гибкость и экономичность
Но и это еще не все.
Плавучая электростанция способна гибко менять параметры вырабатываемого тока в соответствии с потребностями судна.
Это очень важно, ведь большинство круизных лайнеров рассчитано на напряжение 11 киловольт и частоту 60 герц.
Береговые
же электростанции обычно подают ток напряжением 10 киловольт и частотой
50 герц, что делает неизбежным использование очень дорогих специальных
преобразователей и трансформаторов.
Впрочем, вопрос окупаемости такой плавучей электростанции,
стоимость которой составляет 10 миллионов евро, стоит в Гамбурге
особенно остро, потому что сюда круизные лайнеры заходят почти
исключительно в летние месяцы.
Другие же типы судов едва ли стоит принимать в расчет, поскольку их потребность в электроэнергии в порту незначительна.
Так
что зимний простой мог бы обернуться ощутимыми финансовыми потерями,
если бы не выход, предложенный Дирком Леманом: "Зимой мы будет подавать
тепло и электроэнергию в городские сети на суше".
Первая плавучая электростанция в гамбургском порту должна вступить в строй осенью 2013 года.
Она будет обслуживать лайнеры судоходной компании AIDA – крупнейшего круизного оператора на немецком рынке.
Источник: Русская служба DW