“Метинвест” наращивает портовые мощности и закрывает угольные шахты в Украине

2012-11-29 11:19:36

“Метинвест” наращивает портовые мощности, чтобы увеличивать объемы поставок угля из дальнего зарубежья и закрывать украинские шахты, добыча на которых становится все менее рентабельной.



В
середине ноября гендиректор ПАО “Краснодонуголь” Александр Ангеловский
сообщил главе территориального комитета Профсоюза работников угольной
промышленности (ПРУП) Краснодона Валерию Саванцу о том, что холдинг
“Метинвест” планирует закрыть входящую в состав этой компании шахту
“Дуванная”, которая является градообразующим предприятием Суходольска
(Луганская область). “Топ-менеджмент “Метинвеста” считает, что в
условиях падения спроса на металл на мировом рынке ему проще
реструктуризировать имеющиеся мощности, чем вкладывать средства в их
развитие”, — заявил Саванец.

В связи с возможным закрытием шахты краснодонский терком ПРУП
направил открытое письмо министру энергетики и угольной промышленности
Юрию Бойко и генеральному директору ООО “Метинвест-холдинг” Игорю Сырому
с просьбой остановить процесс подготовки “Дуванной” к ликвидации и
пересмотреть инвестиционную политику “Краснодонугля”. “Сейчас
экономические показатели предприятия весьма критичны, однако у него есть
потенциал роста, — уверен Саванец. — Дело в том, что пока его владелец
эксплуатирует лишь пласты, заложенные ранее, а капитальное строительство
не ведет. Однако развитие шахты невозможно без разработки новых
пластов, горизонтов, стволов и проведения капитальных выработок. То
есть, “Дуванная” вполне может стать рентабельной, но для этого нужны
значительные инвестиции”.

В поисках рентабельности

Напомним, что “Метинвест” располагает двумя угледобывающими активами —
холдингом “Краснодонуголь” в Украине и компанией United Coal Company
(UCC) в США. В состав “Краснодонугля” входят три шахтоуправления
(“Самсоновское-Западное”, “Молодогвардейское” и
“Суходольское-Восточное”) и четыре шахты (“Ореховская”, им. 50-летия
СССР, им.Баракова и “Дуванная”). Кроме того, компания включает две
обогатительные фабрики — “Дуванскую” и “Самсоновскую”, управление по
монтажу, демонтажу и ремонту горно-шахтного оборудования, а также ряд
сервисных подразделений и объектов социальной сферы. В 2011 году объем
добычи на предприятиях “Краснодонугля” достиг 5,6 млн. тонн угля, что
составляет почти 25% всего объема коксующегося угля, поднятого на-гора в
Украине.

“Кроме сырья, добываемого на “Краснодонугле” и United Coal Company,
“Метинвест” дополнительно закупает уголь в Кузбассе”, — уточняет
директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. “Для того чтобы
полностью обеспечить свои потребности, холдингу необходимо приобретать у
других производителей почти 4 млн. тонн угля в год”, — добавляет
старший аналитик по металлургии ИГ “Арт-Капитал” Дмитрий Ленда.

Между тем, недавно “Метинвест” поставил задачу к 2020 году увеличить
объем производства стали до 25 млн. тонн. Для чего ему понадобится уже
не менее 14 млн. тонн угля ежегодно. А это значит, что к назначенному
сроку холдингу нужно будет дополнительно изыскать еще примерно 3 млн.
тонн этого вида сырья.

Очевидно, что эту проблему можно решить несколькими способами.
Во-первых, увеличить объем добычи на отечественных шахтах, во-вторых,
сделать то же самое на шахтах в США, в-третьих, развивать потенциал и
тех, и других вместе, в-четвертых, нарастить объемы закупок у сторонних
производителей и, в-пятых, приобрести новые угледобывающие активы в
Украине или за ее пределами. Как кажется на первый взгляд, наиболее
логичным было бы предпочесть первый вариант. Но поскольку украинские
угли отличаются высокой зольностью и большим содержанием серы, он
является наименее рентабельным. Вероятно, оптимальным мог быть третий
вариант. Тем не менее, “Метинвест” решил сделать ставку на добыче в США и
покупке новых угольных активов.

Направление инвестиций

Как известно, “Метинвест” стал собственником UCC в апреле 2009 года и
с этих пор осуществляет регулярные поставки угля из порта Балтимор в
Украину. В течение последующих трех лет холдинг стал крупнейшим в
Украине перевозчиком металлургического сырья, в том числе — коксующегося
угля, морским путем.

В сентябре 2010 года для объединения и приумножения собственных
портовых активов компания учредила ООО “Портинвест”. Сейчас в его состав
входят ЧАО “Стивидорная компания “Авлита” (Севастополь), ПАО “Морской
индустриальный комплекс” — судоремонтное предприятие, располагающее
крупнейшим сухим доком в Севастополе, ООО “Морской терминал (МТ)
“Южный”, главным активом которого является участок 24,4 гектара на
территории морпорта “Южный” (Одесская область), и ООО “Портинвест
Лоджистик” — компания, предоставляющая транспортно-экспедиторские
услуги.

Главный перевалочный актив “Метинвеста” — “Авлита” — специализируется
лишь на обработке металлопродукции и зерна. А потому для перегрузки
угля холдинг пока вынужден прибегать к услугам других операторов —
прежде всего морпорта “Южный” и Ильичевского морпорта. Иначе говоря,
сейчас группа не располагает собственными мощностями для приема этого
вида сырья в Украине. Но поскольку “Метинвест” активно наращивает
потенциал своих американских угледобывающих активов и намерен
увеличивать объемы добычи на них, группа также ведет работу в
направлении приобретения и развития портовых мощностей.

Именно для этого в 2011 году была создана компания “МТ “Южный”, в
рамках которой “Метинвест” планирует реализовать проект создания
терминала по перевалке сыпучих грузов. А уже несколько месяцев спустя
гендиректор ООО “Портинвест” Александр Смирнов сообщил, что
предпроектная подготовка его строительства вступила в завершающую фазу.
“Общая мощность терминала составит 18 млн. тонн грузов в год, из которых
10 млн. тонн — импортные, а 8 млн. тонн — экспортные”, — уточнил он.
При этом проект предусматривает, во-первых, углубление морского дна в
акватории порта до 21 метра, что позволит беспрепятственно принимать и
обслуживать суда типа Capesize, а во-вторых — сооружение полноценной
инфраструктуры, включая развитие припортовой железнодорожной станции.
Общий объем инвестиций достигнет 15 долларов на 1 тонну мощностей и 200
млн. долларов в инфраструктурные объекты.

Впрочем, как видно, этим “Метинвест” не ограничится. Так, 31 октября
Комиссия по защите конкуренции Сербии предоставила собственнику
“Портинвеста” — кипрской компании Portinvest Ltd. разрешение на покупку
100% уставного фонда ООО “Причалы Коминтерна” (Одесская область). Эта
компания еще в 2005 году начала вести работы по созданию условий для
строительства угольного терминала мощностью 10 млн. тонн в год.
Вероятно, теперь новый собственник завершит это дело.

Отметим, что, с одной стороны, еще три года назад дефицит портовых
мощностей в Украине по перевалке угля составлял 20 млн. тонн. И
поскольку с тех пор никакие новые объекты этого профиля в эксплуатацию
введены не были, этот показатель мог только вырасти. С другой стороны,
суммарный потенциал компаний “МТ “Южный” и “Причалы Коминтерна” составит
также 20 млн. тонн угля в год. Очевидно, что для обеспечения
собственных метпредприятий сырьем “Метинвесту” понадобится лишь чуть
более 30% этого объема загрузки или — 7 млн. тонн, при условии, что
группа планирует сохранить объем угледобычи на украинских предприятиях
на прежнем уровне. Однако то, что холдинг намерен столь существенно
расширить портовые мощности по приему угля, может свидетельствовать и о
его намерении вслед за “Дуванной” закрыть и другие отечественные шахты.

В таком случае, как подчеркивают в ПРУП, многие города лишатся
собственных градообразующих предприятий и окажутся в числе безнадежно
депрессивных регионов. А значит, необходимо перестать оценивать работу
шахт только по экономическим параметрам и рассматривать ее комплексно,
принимая во внимание и социальные аспекты.

http://www.ukrrudprom.ua