2012-11-29 12:05:11
Судьба амбициозных национальных проектов власти зачастую зависит от стабильности этой самой власти. Смена власти в стране плохо сказывается на будущем таких проектов. Ярким примером является проект строительства порта Лазика в Грузии.
С тех пор, как г-н Саакашвили в 2004 году пришел к власти он не прекращал выдвигать грандиозные идеи. Одной из таких идей было построить с нуля город, чтобы справиться с бедностью на аграрном западе страны.
Грузинский национальный проект строился так быстро, что не было времени даже для общественного обсуждения вопросов финансирования проектов, их оправданности и их последствий для экологии.
Так 19 сентября открылось первое административное здание в котором планировалось разместить администрацию будущего порта. Параллельно проводились встречи с инвесторами, готовился закон о Лазике.
Напомним, порт Лазика должен принять первые грузовые судна осенью 2014 года. Ранее вице-премьер Грузии Георгий Барамидзе заявлял, что строительство порта Лазика необходимо, так как действующие порты в Батуми, Кулеви, Супса и Поти в настоящее время уже вышли на полную загрузку своих мощностей. Территория же в районе Лазики представляет собой естественный каньон, что дает возможность построить порт, который сможет принимать суда с крупным водоизмещением.
В течение четырех лет власти Грузии планировали вложить в строительство города 200 млн. лари (120 млн. долларов). Планировалось, что через десять лет в Лазике будут жить 500 тыс. человек и город станет самым большим на западе Грузии и вторым по величине в стране.
Церемония начала строительства, в которой принял участие Саакашвили,
состоялось 25 сентября 2012 года. Согласно плану основные
инфраструктурные работы должны были быть завершены в 2012—2013 годах, а к
2015 году должно было быть завершено строительство части города
Проект строительства Лазики вызвал шкал вопросов и критики.
Город предлагалось строить на краю болот Колхети.
«Пожалуйста, посоветуйте мне, как привлечь сюда туристов, чтобы они приезжали, любовались болотами, жертвовали средства, делали фотографии, что-нибудь писали, тратили у нас деньги и рассказывали знакомым, какие замечательные у нас болота», – саркастично заявлял министр экологии Георгий Хачидзе.
Былит и более практические вопросы. Например, каким образом Лазика привлечет полмиллиона жителей в стране, в которой живет около 4,5 миллиона человек и население которой не растет и не урбанизируется.
С финансированием также было непонятно. Ни один инвестор официально ничего не обещал, поэтому трудно сказать, какой объем расходов мог лечь на грузинский бюджет, составлявшему в прошлом году 4,2 миллиарда долларов.
Несмотря на эти проблемы, у грузинского народа была уверенность, что город будет построен. Согласно опросу, опубликованному Национальным демократическим институтом, 59 % тех, кто знал о проекте, заявили, что они поддерживают строительство Лазики, однако 68 % считают, что предварительно следовало бы провести парламентское обсуждение.
«Правительство и президент объявили, что там будет город, – Каха Бахтадзе из Сети кавказских природоохранных НПО – Обычно, если наш президент о чем-то объявляет, это происходит». Бахтадзе добавил, что он практически не сомневается в том, что Лазика будет построена.
Сходные настроения озвучивали представители Грузии и на Черноморском контейнерном саммите, который проходил в Одессе 5-7 сентября 2012 года.
Единственное, что могло помешать реализации проекта – это проигрыш на выборах команды Саакашвили.
Новая власть, новый ярлык
Как следствие, 4 октября 2012 года лидер коалиции Грузинская мечта — Демократическая Грузия, выигравшей парламентские выборы в Грузии и приступившей к формированию нового правительства, Бидзина Иванишвили в интервью Forbes назвал проект строительства Лазики «анекдотом» и дал понять, что продолжать его не намерен.
В конце октября 2012 года Иванишвили принял решение отменить возведение Лазики, проект которого, осуществлявшийся прежними властями, он назвал мошенническим и абсурдным (его строительство велось на вековых болотах).
Уроки Лазики для Украины
Похоже что беды "национальных проектов" что у Грузии, что у Украины одни и те же:
– большая зависимость от власти и политической воли, даже политизация;
– отсутствие у государства финансовых возможностей для их реализации.
– сложности с нахождением желающих инвестировать в замечательные идеи власти.
Невольно проводятся параллели с самым нашумевшим украинским национальным проектом LNG-терминала. Разница только в том, что у нас власть-автор проекта выиграла выборы, а значит, еще 4 года никто не назовет этот проект "мошенническим и абсурдным". Хотя происходящее уже можно назвать абсурдом.