“Контейнерный терминал Ильичевск” не получит 1 и 2 причалы Ильичевского порта до 2015 года

2012-11-19 16:13:01

ГП “Ильичевский морской торговый порт” через суд внес изменения в договор о совместной деятельности с ЧП “Контейнерный терминал Ильичевск” в отношении сроков реализации второго этапа договора о совместной деятельности.



Напомним, частное предприятие "Контейнерный терминал Ильичевск" обратилось в хозяйственный суд Одесской области с исковым заявлением к Государственному предприятию "Ильичевский морской торговый порт", в котором просило суд обязать ГП ИМТП осуществить все предусмотренные действующим законодательством действия, необходимые для организации и проведения оценки стоимости дополнительного вклада Государственного предприятия "Ильичевский морской торговый порт" в совместную деятельность, подлежащая внесению в виде гидротехнических сооружений-причалов 1 и 2 ИМТП, всего имеющегося технологического оснащения площадей хранения контейнеров, обязать ответчика получить все предусмотренные действующим законодательством Украины согласования необходимые для осуществления Государственным предприятием "Ильичевский морской торговый порт" дополнительного взноса в совместную деятельность и обязать ответчика внести в совместную деятельность дополнительный вклад в виде гидротехнических сооружений-причалов 1 и 2 ИМТП, всего имеющегося технологического оснащения, а также во оснащения площадей хранения контейнеров путем ее передачи в соответствии с актом приема-передачи.

Не соглашаясь с исковыми требованиями, государственное предприятие "Ильичевский морской торговый порт" обратилось в хозяйственный суд Одесской области с встречным исковым заявлением (вх. № ГСОО 4803/2012) по делу № 5017/2807/2012 к Частному предприятию "Контейнерный терминал Ильичевск", в котором просило суд изменить договор о совместной деятельности в Ильичевском морском торговом порту (договор простого товарищества) № 435-О от 22.06.2005р., заключенный между Государственным предприятием "Ильичевский морской торговый порт" и Частным предприятием "Контейнерный терминал Ильичевск" в редакции, предложенной Государственным предприятием " Ильичевский морской торговый порт ".

Из предоставленных суду письменных объяснений представителя Министерства инфраструктуры Украины от 29.10.2012р. видно, что министерство поддерживает встречные исковые требования по делу Государственного предприятия «Ильичевский морской торговый порт" и возражает против удовлетворения первоначальных исковых требований частного предприятия "Контейнерный терминал Ильичевск".

Как следует из письменных объяснений представителя Государственного предприятия «Ильичевский морской торговый порт", в связи с существенным изменением обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении Договора о совместной деятельности, реализация Договора в действующей редакции не возможна без нарушения имущественных интересов одной из сторон, а именно ГП "ИМТП". частности, согласно условиям Договора о совместной деятельности на выполнение второго этапа развития контейнерного терминала предусмотрена передача портом причалов № № 1,2 для проведения ЧП Контейнерный терминал Ильичевск" реконструкции как причалов, так и тыловой (складской) части терминала. для обеспечения передачи имеется необходимость перевода грузов, которые в настоящее время обрабатываются на причале № № 1, 2 на другие причалы порта соответствующих техническим характеристикам необходимым для обеспечения производственного процесса. При этом, единственный грузовой участок, по размеру своих складских площадей способный принять все грузы с причала № 2, это участок причалов № № 14,15, входящих в состав Третьего терминала ГП "ИМТП". Однако, техническое состояние как причалов (введены в эксплуатацию 1969-1970гг.), Так и складских площадей, а также уровень износа перегрузочного оборудования и глубины причальной полосы не позволяют провести перевода грузов без значительного ущерба производственному процессу ГП "ИМТП". Итак, перевод грузов для обработки на причалах № № 14,15 без проведения дноуглубительных работ и реконструкции причалов приведет к потере грузопотоков и значительные убытки ГП "ИМТП". С целью недопущения потери грузопотока металлопроката и навалочных грузов обрабатывается на причале № 2, и, как следствие, значительной доли доходов, ГП "ИМТП" разработал "План мероприятий по модернизации и реконструкции причалов № № 1,2 с переводом навалочных грузов на причалы № № 14,15 и выполнение второго этапа совместной деятельности с ЧП "Контейнерный терминал Ильичевск". В связи вышеизложенным, по мнению представителя Государственного предприятия "Ильичевский морской торговый порт", реальным сроком освобождения причала № 2 от грузопотока металла и навалочных грузов с их переводом на комплекс с причалами № № 14,15, является 3-й квартал 2015 года, поэтому, без реализации всех вышеуказанных мероприятий, и перевод грузопотока металла и навалочных грузов с причала № 2 на Комплекс с причалами № № 14,15, реализовать второй этап развития контейнерного терминала практически невозможно, поскольку проведение реконструкции причалов № № 1,2 и тыловой (складской) части Терминала предусматривает изменение целевого использования причала № 2 и использование его площадей для работы с контейнерами.

24.09.2012р. ГП "Ильичевский морской торговый порт" направило ООО "Контейнерный терминал Ильичевск" письмо № 103/20-3, в котором предлагало подписать предложенную портом редакцию дополнительного соглашения к договору о совместной деятельности. В свою очередь, письмом Министерства инфраструктуры Украины № 9910/27/10-12 от 18.09.2012 г. согласован переход к реализации второго этапа развития контейнерного терминала с 3-го квартала 2015 года.

Первоначальные исковые требования по делу обоснованные неприемлемой для ЧП "Контейнерный терминал Ильичевск" позицией ГП "Ильичевский морской торговый порт" относительно сроков выполнения второго этапа развития контейнерного терминала, ненадлежащим исполнением портом своих обязанностей по договору о совместной деятельности, уклонением порта от передачи дополнительного вклада к совместной деятельности на втором этапе развития контейнерного терминала, удостоверяющий, по мнению первоначального истца, односторонний отказ порта от выполнения договорных обязательств.

Встречные
исковые требования ГП "Ильичевский морской торговый порт" обоснованы
тем, что внесение изменений в Договор о совместной деятельности позволит
эффективно реализовать Генеральный план перспективного развития
Ильичевского морского торгового порта на период до 2020 года, а
предложенная портом редакция изменений в договор оптимально отражать
права и
интересы обеих сторон договора. Встречные
исковые требования направлены на внесение изменений в договор о
совместной деятельности в Ильичевском морском торговом порту (договор
простого товарищества) № 435-О от 22.06.2005р.
в редакции, предложенной ГП "Ильичевский морской торговый порт".


Суд,
рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон,
проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к следующим
выводам:


1. Исковые требования ООО "Контейнерный терминал Ильичевск" таковы, что не соответствуют
требованиям процессуального закона, а именно требованиям ст.
84 ХПК Украины, в связи с чем указанные требования являются неправомерными и такими, что не подлежат удовлетворению судом.


2. С учетом обстоятельств,
которые существенно изменились, внесении изменений в Договор о
совместной деятельности № 435-О от 22.06.2005р.
способствовать
его надлежащему выполнению, в частности, в части реализации второго
этапа развития контейнерного терминала, и не приведет к существенному
нарушению прав и интересов сторон спора.


Суд пришел к выводу о необходимости
отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований частного
предприятия
Контейнерный терминал Ильичевск" в деле, зато встречные
исковые требования Государственного предприятия «Ильичевский морской
торговый порт" подлежат удовлетворению судом, как правомерные и
обоснованные.


Суд решил:

1. В удовлетворении первоначального иска частного предприятия "Контейнерный терминал Ильичевск" – отказать.

2. Встречный иск Государственного предприятия "Ильичевский морской торговый порт" – удовлетворить.

3. Внести
изменения в Договор о совместной деятельности в Ильичевском морском
торговом порту (договор простого товарищества) № 435-0 от 22.06.2005
года, заключенного между Государственным предприятием "Ильичевский
морской торговый порт" и Частным предприятием
Контейнерный терминал Ильичевск" в редакции,
предложенной Государственным предприятием
"Ильичевский морской торговый порт", а именно (язык оригинала):



Дополнительное соглашение

к Договору о Совместной деятельности в Ильичевском морском торговом порту (договор простого товарищества) № 435-0 от 22.06.2005

г. Ильичевск «___» _____ 2012 г.

Государственное
предприятие "Ильичевский морской торговый порт" (далее – "Порт"), в
лице начальника порта Григорашенко Александра Гавриловича, действующего
на основании Устава, и Частное предприятие "контейнерные ТЕРМИНАЛ
Ильичевск" (предыдущее наименование – Частное предприятие
«Укртрансконтейнер») (далее –
"Предприятие"),
в лице Попова Владимира Алексеевича, действующего на основании Устава и
приказа № 125-л от 10.09.2009 г., далее совместно именуемые "Стороны", а
по отдельности как "Сторона", Учитывая, что в течение длительно времени
совместная
деятельность Предприятия и Порта, предусмотренная Договором о
Совместное деятельности в Ильичевский морском торговом порту (договор
простого товарищества) № 435-0 от 22.06.2005, заключенного между
Предприятием и портом (далее – "Договор СД"), была прекращена на
основании соответствующего судебного
решения от 12.05.2009 года по делу № 34/36-09-910;


на
момент прекращения действия Договора СД Сторонами была завершена
реализация только первого этапа Договора СД, при этом к реализации
второго этапа Договора СД Стороны не приступили;


имущество,
переданное Предприятием и портом в совместную деятельность, а также
имущество, приобретенное за счет средств, полученных от совместное
деятельности, в течение всего времени прекращения действия Договора СД
находилось на хранении и в пользовании Порта;


решением
хозяйственного суда Одесской области от 28.12.2011 года по делу №
20-4-34/36-09-910 отменено решение хозяйственного суда Одесской области
от 12.05.2009 года по делу № 34/36-09-910, следствием чего стало
возобновление
действия Договора СД;


на
момент возобновления действия Договора СД обстоятельства, которыми
стороны руководствовались при заключении Договора СД, существенно
изменились;


сроки реализации последующих этапов Договора СД утратили свою актуальность;

Стороны
заинтересованы в достижении целей Договора СД и эффективном
сотрудничестве Предприятия и Порта в течение всего срока действия
Договора СД и не исключают возможности продолжения его, как
предусмотрено условиями Договора СД, или сотрудничества в другой, не
запрещенной законодательством форме,


заключили настоящее Дополнительное соглашение о внесение следующих изменений в Договор СД:

1. Пункт 5.12 раздела 5 "вклады Сторон в совместную деятельность, их правовой статус, оценка. Сроки и порядок внесения вкладов. Финансирование
затрат »после слов« на период до 2020 года (Архивные № 84883)
"Дополнить следующим словосочетанием "с учетом сроков реализации этапов
указанных в п. 5.12 настоящего Договора. "


2. В пункте 5.12.1 раздела 5 "вклады Сторон в совместную деятельность, их правовой статус, оценка. Сроки и порядок внесения вкладов. Финансирование затрат "дату" 01.01.2008 "заменить на" 01.07.2015 ".

3. Стороны договорились, что сроки, порядок и условия реализации п. 5.12.2. Договора
СД, которыми регулируется третий этап реализации развития контейнерного
терминала, будут согласованы после окончания второго этапа развития
контейнерной терминала.
Сроки, указанны в п.5.12.2., Стороны Считают утратившими силу.


4. В
тексте Договора СД термин "Министерство транспорта и связи Украины"
заменить на "центральный орган исполнительной власти, Который
обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах
морского и речного транспорта" во всех случаях, где он встречается.


5. Настоящее
Соглашение заключено на русском языке в двух экземплярах – по одному
экземпляра для каждой из Сторон и является Неотъемлемой частью Договора
СД.


6. Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31.12.2035 года.





Историческая справка.

22 июня 2005 между Государственным предприятием "Ильичевский
морской торговый порт" (Порт) и Частным предприятием "Укртрансконтейнер"
(Предприятие) заключен договор № 435-0 о совместной деятельности в
Ильичевском морском торговом порту (Договор простого товарищества),
согласно которому стороны взяли на себя обязательство объединить свои
вклады и без создания юридического лица совместно действовать с целью
получения прибыли.

Пунктом 11.1 Договора предусматривалось, что
договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует с
22.06.2005р. до 31.12.2035р.

Договор содержал приложения,
которые являются его неотъемлемой частью: Приложение № 1 – Вклад Порту к
совместной деятельности; Приложение № 2 – Вклад Предприятия к
совместной деятельности; Приложение № 3 – Программа развития
Ильичевского контейнерного терминала "4М"; Приложение № 4 – Схема
территории порта, которая используется в целях совместной деятельности.

По
условиям п.5.1 Договора целей настоящего Договора Стороны объединили
вклады, описание, оценку, а также срок и порядок, внесение которых
приведены в приложении № 1 (вклад Порту) и приложения № 2 (вклад
Предприятия), которые являются неотъемлемыми частями настоящего
Договора.

Согласно п. 5.2 Договора денежная оценка вклада Порта
осуществлена ​​на основании проведенной независимой экспертной оценки в
установленном законом порядке. Копия отчета об оценке вклада Порту
является неотъемлемой частью приложении № 1. Денежная оценка вклада
Предприятия осуществлена ​​по соглашению сторон, исходя из размера
денежных средств, подлежащих внесению Предприятием в совместную
деятельность, а также стоимости основных фондов, подлежащих внесению в
совместную деятельность Предприятием, определенной по правилам
бухгалтерского учета.

С учетом п. 5.12 Договора стороны
подтвердили свои обязательства по Договору по внесению сторонами
дополнительных вкладов в совместную деятельность, в порядке, сроки и на
условиях, установленных положениями настоящего договора и, в частности,
положениями данного пункта договора. Указанные обязательства сторон
обусловлены их договоренности о поэтапном совместное развитие и
использование контейнерного терминала в не запрещенных законодательством
формах, в рамках и на основе разработанной администрацией Порту
программы развития Ильичевского контейнерного терминала "4М" (который
является приложением № 3 к договору) и во исполнение генерального плана
перспективного развития Ильичевского морского торгового порта на период
до 2020року (архивный № 84883). При этом, в качестве первого этапа
совместного развития контейнерного терминала (состоящий всего из трех
этапов на общую сумму инвестиций Предприятия 495000000 долларов США)
стороны определили совместную деятельность по данному договору путем
объединения вкладов без образования юридического лица, которые
определены в Приложениях 1 и 2 к договору, где вклад Предприятия
определен в размере 51048094 доллара США.

В свою очередь,
согласно п. 3 дополнительного соглашения от 10.04.2006г. Предприятие –
Частное предприятие "Укртрансконтейнер" приняло на себя обязательства
внести свой вклад в полном объеме до 30.06.2007р.

Положениями
п.п. 5.12.1, 5.12.1, 5.12.1.1 Договора предусматривалось, что в случае
если в 01.01.2008г. стороны не придут к согласию относительно других не
запрещенных законодательством формах дальнейшего совместного развития
контейнерного терминала на его втором этапе, то в рамках второго этапа
Порт обязуется указанного выше срока обеспечить проведение всех
согласований и мероприятий, предусмотренных действующим
законодательством Украины и в результате чего осуществить внесения в
совместной деятельности, согласно условиям данного договора,
дополнительного вклада Порту в виде гидротехнических сооружений-причалов
1 и 2 ИМТП, всего существующего и необходимого технологического
оборудования, а также площадок под оборудование площадей хранения
контейнеров. Предприятие, в свою очередь, после внесения портом его
дополнительного вклада, обязуется осуществить внесение в совместную
деятельность, согласно условиям данного договора, дополнительного вклада
Предприятия в виде денежных средств и производственного оборудования
(основные фонды) на общую сумму до 65000000 долларов США.

В
феврале 2009 года заместителем прокурора Одесской области в интересах
государства в лице Министерства транспорта и связи Украины и
Государственного предприятия «Ильичевский морской торговый порт" было
инициировано судебное разбирательство о расторжении договора № 435-0 о
совместной деятельности в Ильичевском морском торговом порту (договор
простого товарищества) от 22.06.2005р., заключенного между
Государственным предприятием "Ильичевский морской торговый порт" и
Частным предприятием "Укртрансконтейнер", в связи с существенным
нарушением условий договора о совместной деятельности № 435-0 от
22.06.2005р., что повлияло на достижение результата на который ожидал
Порт и Министерство транспорта и связи Украины при заключении и
согласовании заключения договора № 435-0 от 22.06.2005р., в частности:
своевременное достижение целей, которые стороны ставили целью при
заключении договора.

По результатам рассмотрения исковых
требований заместителя прокурора Одесской области в интересах
государства в лице Министерства транспорта и связи Украины и
Государственного предприятия "Ильичевский морской торговый порт",
решением хозяйственного суда Одесской области от 12.05.2009р. по делу №
34/36-09-910, оставленным без изменений постановлением Одесского
апелляционного хозяйственного суда от 26.06.2009р., исковые требования
заместителя прокурора Одесской области было удовлетворено, расторгнут
договор № 435-0 о совместной деятельности в Ильичевском морском торговом
порту (договор простого товарищества) от 22.06.05р., заключенный между
Государственным предприятием "Ильичевский морской торговый порт" и
Частным предприятием "Укртрансконтейнер". В дальнейшем решение
хозяйственного суда Одесской области от 12.05.2009р. и постановление
Одесского апелляционного хозяйственного суда от 26.06.2009р. по делу №
34/36-09-910 были отменены постановлением Высшего хозяйственного суда
Украины от 26.08.2009г, однако постановлением Верховного суда Украины от
03.11.2009р. постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 26
августа 2009 года по делу № 34/36-09-910 отменено, а постановление
Одесского апелляционного хозяйственного суда от 26 июня 2009 года
оставлено без изменений.

В дальнейшем, 28.12.2011р. хозяйственным
судом Одесской области было рассмотрено заявление частного предприятия
"Укртрансконтейнер" о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам
решения хозяйственного суда Одесской области от 12.05.2009р. по делу №
34/36-09-910, по результатам рассмотрения которого указанное решение
хозяйственного суда Одесской области от 12.05.2009р. отменено, принято
новое решение об отказе в удовлетворении иска заместителя прокурора
Одесской области в интересах государства в лице Министерства транспорта и
связи Украины, Государственного предприятия "Ильичевский морской
торговый порт" в частного предприятия "Укртрансконтейнер" о расторжении
договора.

При исследовании доказательств при рассмотрении
заявления частного предприятия "Укртрансконтейнер" о пересмотре по вновь
открывшимся обстоятельствам решения хозяйственного суда Одесской
области от 12.05.2009р. Хозяйственный суд Одесской области установил,
что ЧП "Укртрансконтейнер" на расчетный счет совместной деятельности
было перечислено 257 792 400 грн., что на период внесения по
официальному курсу Национального банка Украины составляло 51 048 тыс.
дол. США, в период с ноября 2007 года по февраль 2009 года ЧП
"Укртрансконтейнер" было дополнительно перечислено денежные средства в
сумме 26202195, 54 грн., В связи с чем суд пришел к выводу, что
обязательства ЧП "Укртрансконтейнер" в части внесения инвестиций в
совместную деятельность в срок до 30.06.2007р. выполненные предприятием
своевременно и в полном объеме, опровергло соответствующие выводы суда,
положенные в основу решения от 12.05.2009р. по делу № 34/36-09-910.

Как
видно из объяснений представителей сторон, в связи с вступлением
решением хозяйственного суда Одесской области от 28.12.2011р. по делу №
20-4-34/36-09-910 законную силу 16.01.2012р., начиная с этой даты
действие Договора о совместной деятельности было восстановлено, в связи с
чем встал вопрос о возобновлении сотрудничества и перехода к реализации
второго этапа развития контейнерного терминала, предусмотренного
Договором.

16.03.2012 г. Компания "Укртрансконтейнер" обратилось в
Государственное предприятие "Ильичевский морской торговый порт" с
письмом от 16.03.2012 г. № 180/ИП-12 о внесении изменений в Договор о
совместной деятельности в части корректировки сроков реализации второго и
третьего этапа. При этом, начало реализации второго этапа развития
контейнерного терминала было предложено перенести на 01.10.2013р. с
учетом выводов совместной комиссии сторон спора.

Согласно
решению участников ЧП "Укртрансконтейнер" от 30.04.2012р. (Копия а.с.
35-36) было изменено наименование предприятия на ООО "Контейнерный терминал Ильичевск".

14.06.2012 г. письмом № 454/ИП-12 Частное
предприятие "Контейнерный терминал Ильичевск" обратилось в
Государственное предприятие "Ильичевский морской торговый порт" и
сообщил о необходимости выполнения обязательств по Договору (в т.ч.
п.5.12.1.1 договора), а также в кратчайшие сроки обеспечить проведение
независимой оценки имущества, по результатам которой внести в совместную
деятельность дополнительный вклад в виде гидротехнических сооружений –
причалов 1 и 2 ГП «ИМТП», всего существующего и необходимого
технического оснащения, а также площадок под оборудование площадей
хранение контейнеров путем подписания акта приема-передачи.