2012-11-05 12:43:35
В 2012 году Измаильский морской торговый порт стал главной “болевой точкой” морехозяйственного комплекса Украины. Транспортной сенсацией года (к сожалению, сенсацией со знаком “минус”) стал уход из Измаила грузопотока компании “Ferrexpo” Константина Жеваго: принадлежащий этому бизнесмену Полтавский горно-обогатительный комбинат переориентировал экспортные поставки значительной части железорудного сырья на румынский порт Констанца.
Константина Жеваго: принадлежащий этому бизнесмену Полтавский
горно-обогатительный комбинат переориентировал экспортные поставки
значительной части железорудного сырья на румынский порт Констанца. Если
учесть, что прежде продукция Полтавского ГОКа составляла до 60%
грузооборота Измаильского порта, то потеря этого груза обернулась для
предприятия настоящей производственной катастрофой. Зарплата в порту
сократилась в 3-4 раза (!), возникла необходимость массовых сокращений
трудового коллектива, резко снизились финансовые поступления в городской
бюджет Измаила. Всё это началось после того, как бессменный начальник
порта Валентин Котельный был вынужден уйти с должности.
С тех пор его имя почти не упоминалось в средствах массовой
информации. За полтора года он не дал ни одного интервью. Я был уверен,
что Котельный просто не хочет общаться с журналистами. Как известно, у
него возникли серьёзные проблемы – вплоть до уголовного преследования.
Действующая власть явно пыталась сломать одного из самых уважаемых
специалистов морской отрасли Украины, чья принципиальная позиция по ряду
вопросов очень кому-то мешала. В этой ситуации неосторожные
высказывания в прессе могли лишь навредить Котельному. Вот он и молчит.
Так думали многие… И я был очень удивлён, когда Валентин Фёдорович
признался: за последнее время журналисты даже не пытались взять у него
интервью. Да что там журналисты! От него отвернулись многие из тех, кто
прежде гордился знакомством с ним.
… И вот мы сидим у Котельного на
даче, пьём по рюмке чая. Дача – громко сказано, это обычный садовый
домик. И если бы я не видел его своими глазами, то не поверил бы, что
человек, руководивший мощным предприятием почти четверть века, живёт
настолько скромно. Мы говорим о жизни и, конечно, о нынешней ситуации в
порту.
– Валентин Фёдорович, не секрет, что ваш авторитет в
Придунайском регионе остаётся огромным даже сейчас, когда вы не
занимаете никаких руководящих постов и ведёте жизнь обычного пенсионера.
После того, как измаильчане получили возможность сравнить ситуацию в
порту "при Котельном" и "после Котельного", ваше имя всё чаще
вспоминается с уважением и ностальгией. Вместе с тем есть и другое
мнение: мол, за много лет Котельный успел сколотить такой капитал, что
теперь может припеваючи жить за границей.
– Знаете, я давно
прикипел душой к нашему Бессарабскому краю. Хотите – верьте, хотите –
нет… Помню, я вернулся из Египта и прибыл в аэропорт Кишинёва. И как
только я отъехал за город, открыл банку нашего вина (каберне), достал
солёный огурец, сало и чёрный хлеб, и прямо на обочине выпил и закусил. И
сказал себе: нахрена мне нужна вся эта заграница? Здесь – моя родина,
здесь – всё моё. Вместе с этой пылью и полынью… Я не кокетничаю – в
моём нынешнем положении это ни к чему. Когда я ушёл с должности
начальника порта, ходили разные слухи: Котельный нахапал, и теперь
уезжает в Одессу, Киев, Израиль, Бог знает куда. Да никуда я не хочу. Я
приехал в Измаил в 1973 году, полюбил этот город, здесь и остался.
Иногда обо мне говорят: его скромность – это напускное, его старая
машина – показуха, а на самом деле у него заводы за границей. Пусть
говорят…
Есть у меня знакомый магнат. Как говорится, владелец
заводов, газет, пароходов. Мы много лет поддерживаем отношения. Перед
пенсией я решил объехать всех друзей и приятелей, в том числе навестил и
этого магната. Он меня принял, но уже бутылку коньяка не достал. Я взял
свой коньяк – ну, так принято. Показал он мне свои роскошные
бизнес-апартаменты, копии античных произведений искусства, вид на море.
Потом мы сели. Он спросил: "И чего ты достиг?" А я ответил: "Я остался
Котельным. Поднял людям зарплату. За счёт этой зарплаты живут мои
сотрудники, они строятся и покупают машины, их дети заканчивают
институты". Он подумал и с горечью сказал: "А я даже к друзьям уже не езжу. Да и здоровье уже не то. Хотя денег – дофига…"
–
Валентин Фёдорович, хотелось бы услышать вашу оценку нынешней ситуации в
Измаильском порту. За последнее время эта тема обсуждалась очень часто,
но звучали совершенно противоположные комментарии. Руководители
предприятия, которые пришли после вас, не раз оправдывались объективными
причинами: мол, то уровень воды в Дунае упал ниже критической отметки,
то ледостав парализовал транспортировку грузов, то вагонов нет на
железной дороге. В то же время незаангажированные эксперты, мягко
говоря, высказываются на сей счёт более жёстко. Так что же всё-таки
происходит с Измаильским портом?
– Как известно, на сегодняшний день в Измаильском порту фактически действует монополия одного экспедитора – "Порт-инвеста",
входящего в бизнес-империю очень известного украинского миллиардера. За
любой груз эта фирма берёт 0,8 доллара за тонну, тогда как у других
экспедиторов – от 0,1 до 0,2 доллара за тонну. Плюс "нужным людям" надо
дать ещё 0,5 доллара в карман. Кроме того, в руках этого олигарха – все
железнодорожные перевозки, которые, опять же, на 30 процентов дороже.
Таким образом, всё делается для того, чтобы грузы сюда не пришли. И до
тех пор, пока будет существовать эта система, ничего не изменится.
После
меня в порт пришли приезжие управленцы, которые плевать хотели на
благополучие этого предприятия. Достаточно сказать, что буквально за
полгода все они купили себе новые джипы: каждому из них хозяин-олигарх
платил от 3 до 15 тысяч долларов в месяц, в том числе за "обновление"
кадров. И эта задача была выполнена – старые кадры Измаильского порта
разогнали. Вторая задача – снизить объёмы грузопотоков. И этого
добились. И когда Фуртатов (Юрий Фуртатов возглавил Измаильский порт
после ухода Валентина Котельного; в настоящее время начальником порта
является Андрей Ерохин – Прим. авт.) объяснял ситуацию падением уровня
воды в Дунае и тяжёлой ледовой обстановкой, то мне очень хотелось
спросить: а что, в прежние годы Дунай не падал? Падал – это обычное
сезонное явление. Или на реке никогда не было льда? Был лёд… Даже
тогда, когда югославская война повлекла за собой разрушение дунайских
мостов и прекращение судоходства по реке, грузооборот в порту Измаил не
падал так, как это произошло в 2012 году. Сейчас порт перерабатывает
максимум 200 тысяч тонн в месяц, то есть по итогам года в лучшем случае
будет 2,5-3 миллиона тонн. При таких темпах падения Измаил скоро догонит
умирающий порт Рени (ещё не так давно Измаильский порт перерабатывал до
7 миллионов тонн грузов в год – Прим. авт.).
Недавно я поспорил с главным бухгалтером порта: "Хочешь, я скажу, сколько вы заработали на сегодняшний день?"
В ответ – недоумение: а как это можно определить? Мы поехали на второй
грузовой район (я каждый день проезжаю мимо второго района). И вот я
показываю: видите, сколько вагонов и как их ставят? На одном пути – два
вагона, на другом – три, на третьем – четыре… Ты едешь и думаешь, что
на четырёх путях – по 50 вагонов, а на самом деле – один, два, три…
Даже по стуку грейферов рано утром можно многое узнать. И вот я говорю
бухгалтеру: "У тебя на счету – 5,2 миллиона гривен". Звоним экономисту и
выясняем: 5 миллионов 250 тысяч гривен. А в порту только фонд зарплаты –
17 миллионов. Как же вы живёте, спрашиваю. И молчите. И чего-то ждёте.
Чего вы ждёте? Вас что, расстреляют? Нет. Но вас всё равно выгонят из
порта. Так хоть зашли бы к приезжим руководителям и плюнули им в
морду…
Проведу параллель. Когда Гитлер пришёл к власти, кто-нибудь
в Европе верил, что на самом цивилизованном континенте будут
существовать концлагеря? Но они стали реальностью. Так и у нас.
Кто-нибудь мог поверить в то, что процветающий Измаильский порт будет
фактически угроблен, а вместе с ним пойдёт ко дну и город? Сначала
угробили порт Рени, теперь добрались до Измаила. Кто знает об этом в
масштабе Украины? Почему не бьют в набат наш мэр, губернатор Одесской
области, другие высокопоставленные чиновники?
– Я ничего не понимаю… А зачем разрушать благополучное предприятие, благодаря которому живёт целый город?
–
Отвечу вопросом на вопрос: а зачем обеспеченный человек идёт в магазин и
ворует ещё? Значит, он больной. Оказывается, нашим олигархам мало тех
миллиардов, которые они уже накопили. Им надо ещё и ещё! Больные на
голову – по-другому сказать не могу.
– Ладно, но зачем уничтожать нормальное предприятие, если оно может зарабатывать – пусть даже для тех же олигархов?
– Зачем зарабатывать лишние "копейки"
на какой-то периферии (а мы для них – забытая Богом периферия), если
они не могут потратить то, что уже имеют? У каждого олигарха сегодня
столько заводов, что их перечень даже запомнить невозможно. Невозможно
запомнить имена и фамилии директоров этих предприятий, не говоря уже о "мелочёвке"
в виде подразделений! Зачастую людям надо просто показать свою власть.
Сейчас одному из олигархов отдали на разграбление Бессарабский край. Он
даже не знает, что с ним делать. Ну и чёрт с ним, с этим Придунавьем!
Зато местная биомасса привыкнет, что зарплата будет не 10-12 тысяч, как
при Котельном, а 3 тысячи. И все будут молчать.
Маленький штрих, характеризующий нынешний моральный климат в Измаильском порту. Раньше, когда я позволял себе говорить слово "сука", мои сотрудницы делали мне замечание: "Фёдорович, ну Фёдорович, не ругайтесь". Хотя, если разобраться, "сука" – это вполне литературное слово, обозначающее самку собаки. А теперь от этих женщин я слышу отборный мат. Говорю им: "Вы что, сдурели?" Такие вот времена настали…
– Вы рассказываете, и становится всё страшнее и страшнее…
–
Да я просто правду знаю… Сейчас один из моих друзей возглавил
крупнейшую немецкую судоходную компанию, которую купил Жеваго. Что это
значит? Это значит, что Измаильский порт окончательно теряет 3 миллиона
тонн окатышей Полтавского ГОКа. Схема транспортировки совершенно
меняется: этот груз сначала идёт на порт Южный, потом на Констанцу, а
дальше – прямиком на Вену, на крупный металлургический комбинат
Фест-Альпине.
– Получается, для Полтавского ГОКа порт Измаил уже не нужен?
– Не нужен.
– А какие грузы останутся?
–
Вы думаете, наши олигархи переживают об этом? Жеваго купил 1500
вагонов, которые идут на Южный. Купил флот для тех же окатышей. И зачем
ему Измаил?
Сейчас в порту первые 200 человек идут на сокращение,
через некоторое время – ещё 200. Экономика говорит, что в целом надо
сократить более 1000 человек из 2400. Душа болит… При мне люди брали
кредиты на дома, на машины, на образование детей. Понятно, что, получая
от 8 до 12 тысяч гривен в месяц, они могли позволить себе брать кредиты.
А теперь все в шоке: как отдавать?
Я не раз говорил с мэром Измаила
Андреем Абрамченко по поводу ситуации в порту. Я честно ему сказал: я за
тебя не голосовал, но раз тебя выбрали – буду помогать. И помогал… Я
объяснял мэру: буду уходить из порта – всё начнёт падать. Если ты не
подключишься к решению вопроса. Показал копию своего обращению к
президенту, посредством которого предупреждал: с приходом Фуртатова в
Измаильском порту будет развал, как и в других портах. Вот – такое же
обращение в адрес министра инфраструктуры о том, что в шести портах
Украины уже резко упал грузооборот, и то же самое ждёт Измаил. Я говорил
Абрамченко: ты, как мэр, начинай поднимать тревогу – иначе город
останется без денег, ведь 84 процента бюджета Измаила – это отчисления
порта. И что? И – ничего…
– Валентин Фёдорович, как вы относитесь к приватизации портов?
–
Я всегда был категорически против. Писал об этом, говорил. Дошло до
того, что некоторые люди начали упрашивать меня: пожалуйста, ну не
говори больше об этом. Но я остаюсь при своём мнении. Порты –
стратегические объекты для любого государства, и государство должно
влиять на грузопотоки, должно контролировать свои торговые ворота. В
своё время члены нашего правительства пытались давить на меня с целью
дать "зелёный свет" российским окатышам. Я отвечал, что я – украинец, и
для меня приоритет – интересы Украины. Если, предположим, украинских
окатышей будет мало, я открою дорогу российским. А до тех пор украинские
грузы должны перерабатываться в первую очередь. Портовые мощности надо
использовать прежде всего для собственного государства.
–
Сторонники нового закона о портах продолжают убеждать, что этот закон –
давно назревшая необходимость, что он разработан на основе
прогрессивного мирового опыта, что везде в портовой отрасли действует
частный капитал, работают частные стивидорные компании, и всё хорошо.
Следовательно, и нам не стоит бояться подобных шагов.
– Вы
никогда не думали, почему меня спихнули с должности начальника порта? Да
потому что я упорно доказывал: государство может и должно на равных
условиях соревноваться с частными компаниями. И не просто доказывал, а
делал. При мне в порту выплачивалась самая высокая зарплата среди
государственных предприятий нашего региона, а социальные гарантии были
больше, чем при Советской власти.
А что такое стивидорная компания?
Давайте разберёмся на простом примере. Допустим, в порту сломался кран.
Назовите мне хоть одну частную структуру, сотрудники которой прибегут по
вызову и в сжатые сроки отремонтируют этот кран. Хорошо, появилась
частная стивидорная компания, взяла два причала, привлекает какой-то
груз. А кто будет поддерживать в нормальном состоянии средства
производства и материально-техническую базу? Кто будет обслуживать
энергетические мощности, подъездные пути, производить дноуглубительные
работы и так далее? Мне отвечают: всё это останется в собственности
государства. Превосходно! Значит, государству достанутся затратные,
заведомо убыточные функции, а вся прибыль потечёт в карманы частников.
Да и нет сегодня желающих арендовать мощности украинских дунайских
портов – как оказалось, никто не спешит взвалить на себя эту ношу. Порт –
это не просто тонны, умноженные на доллары. Это огромное и сложное
хозяйство, которое надо умело содержать, эксплуатировать, развивать.
–
Но если нашим олигархам это не нужно, если они уже нахапали на три
жизни вперёд, то, быть может, надо отдать порты в руки иностранных
инвесторов? Пусть приходят, работают, привлекают грузы. Они не воруют,
соблюдают закон, добросовестно платят налоги и высокую зарплату. У нас
ведь модно говорить о создании в стране благоприятного инвестиционного
климата.
– А где вы видели иностранные инвестиции,
пришедшие в украинскую экономику? Разве кто-то не знает, что так
называемые инвестиции – это выдавленные из Украины и спрятанные в
оффшорах деньги, которые потом частично возвращаются назад? Причём
некоторые деятели, которые этим занимаются, успели получить звание Героя
Украины. Они же идут в народные депутаты. А мы рассуждаем о зарубежных
инвестициях. Мы что, живём в утопии? Давно пора понять: в стране правят,
мягко говоря, не те люди, которые способны эту страну поднять.
* * *
Интервью
Валентина Котельного – это не просто информация к размышлению.
Откровенные оценки и выводы одного из самых авторитетных специалистов
морской отрасли Украины заставляют совершенно по-новому взглянуть на
многие вещи. И в первую очередь – на сегодняшнюю ситуацию в Придунайском
регионе, для которого морехозяйственный комплекс остаётся важнейшей
отраслью экономики.
Оснований для оптимизма практически не осталось.
Украинское Дунайское пароходство продолжает деградировать. Порт Рени
умирает. Порт Измаил катастрофически теряет традиционные грузопотоки…
Впереди – лишь сокращения трудовых коллективов, повышение уровня
безработицы, снижение доходов местных бюджетов, обострение социальных
проблем.
Видит ли власть нашу разруху? Видит. Принимает ли меры для
улучшения положения дел? Принимает. Да ещё какие меры – аж дух
захватывает! Особенно впечатляет эффективность всевозможных
государственных программ.
Программа развития Украины как транзитной
державы так и не вышла за рамки деклараций: строительство автобана
Одесса – Рени не ведётся, паромная переправа Орловка – Исакча или Измаил
– Тульча не открыта, реконструкция железнодорожного участка Одесса –
Измаил не производится, проект железной дороги Измаил – Рени отвергнут
как нецелесообразный (перечислять "успехи" можно долго).
Программа комплексного развития Украинского Придунавья на 2004-2011 годы официально признана проваленной.
Национальный проект "Дунайский коридор" существует только на бумаге.
Участие
Украины в европейской Дунайской стратегии ограничивается несколькими
второстепенными проектами. И так далее, и тому подобное.
Но наше государство не сдаётся – оно не прекращает "борьбу"
за возрождение благодатной Южной Бессарабии. В апреле текущего года
Одесский облсовет принимает Стратегический план повышения
конкурентоспособности и экономического развития Придунайского субрегиона
на 2012-2022 годы. В августе т.г. создаётся Координационный совет по
вопросам стабилизации и развития морехозяйственного комплекса Дунайского
региона. В настоящее время рассматривается возможность организации
кластера "Дунайский морской транспортный комплекс" на базе УДП, Измаильского, Ренийского и Усть-Дунайского портов.
Итак, одни проекты "благополучно"
лопаются, но тут же возникают другие. Меня всегда терзал вопрос: что
это? Тупость и равнодушие чиновников? Банальное отсутствие
финансирования? Или, быть может, сознательный саботаж? Всё гораздо
проще. И печальнее. Подобные программы и проекты – пыль в глаза.
Имитация бурной деятельности. Популизм для хлопающего ушами населения.
Мы
уже давно живём в неофеодальной стране, где роль средневековых баронов,
графов и герцогов играют олигархи. Именно они, сосредоточив в своих
руках львиную долю национальных ресурсов и миллиарды долларов,
определяют политику и управляют экономикой в Украине. Они фактически
назначают министров. Они манипулируют народными депутатами, не говоря
уже о чиновниках и руководителях предприятий на местах. И они же вершат
судьбы тех или иных регионов.
Что, собственно, произошло с
Измаильским портом? Олигарх Жеваго, владеющий Полтавским ГОКом, спокойно
перегружал через этот порт продукцию своего комбината. Но Жеваго
поддерживал Юлию Тимошенко, и при президенте Януковиче "оранжевый"
миллиардер попал в число неблагонадёжных. Главным олигархом стал
Ахметов. И Придунайский край отдали ему. Зачем? Мы можем только
догадываться. Возможно, на перспективу. Что сделал Ахметов? "Перекрыл кислород"
потенциальному конкуренту Жеваго в Измаильском порту. Что сделал
Жеваго? Он не очень расстроился. Купил себе вагоны и флот, помахал
Измаилу ручкой и направил грузы своего ГОКа через румынскую Констанцу.
Зато Ахметов "застолбил участок" на великой европейской реке.
Вот
такие они – игры украинских олигархов. А почему бы не поиграть, если
деньги решают буквально всё? Ну, при этом пострадает градообразующее
предприятие. Ну, люди потеряют работу и зарплату. Ну, целый регион ещё
глубже будет погружаться в социально-экономическую депрессию. Чихать они
на это хотели! У них – масштаб! У них – размах! А что такое Измаил в
масштабе бизнес-империи того или иного олигарха? Деревня. Одна из
многих. Кто такие жители этой деревни? Карлики, которые копошатся под
ногами гигантов: можно раздавить – и не заметить. Мы для них – как
бактерии под микроскопом в процессе эксперимента. Подохнут – ну и
подохнут. Мало ли микробов в этом мире? А чтобы микробы не сильно
волновались, для них придумывают программы и проекты спасения.
И они верят. И ждут помощи от мифического государства. Не подозревая, что кучка богатейших людей объявила: "Государство – это мы!"
Соответственно, все остальные… Их видно только под микроскопом.
Значит, и проблемы у них – микроскопические. Чего переживать-то?
Автор: Андрей ПОТЫЛИКО, журналист, Одесская обл. http://www.trans-port.com.ua