Концессия портов: миф об эффективности

2012-11-05 10:27:46

В чем заключается эффективность государственных предприятий? Чем она отличается от эффективности частных компаний? Попробуем ответить на эти вопросы в разрезе реформы портовой отрасли.



Любой деловой человек скажет, что эффективность предприятия измеряется его прибыльностью, т.е. теми деньгами, которые его собственник зарабатывает по результатам хозяйственной деятельности.

Несколько иная ситуация с государственными портами, которые являются естественными монополиями и выполняют сегодня иные задачи. Кроме получения банальной прибыли, государственные предприятия также создают рабочие места, несут социальную нагрузку, являются примерными плательщиками налогов.

Даже тот факт, что они часто становятся жертвами коррупционных схем и имеют слишком раздутые штаты играет на пользу государству, ведь таким образом увеличивается потребительский спрос на местах, что создает рабочие места в сфере обслуживания и на потребительском рынке.

Так проявляется так называемый "эффект мультипликатора". Дословно мультипликатор означает «множитель». В экономической теории этот мультипликатор считается равным 2,5. Но цифра эта условная, для каждой экономической системы в определенное время его нужно рассчитывать.

Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше коэффициент мультипликатора.

Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода и занятости. Сокращение уровня расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости.
Апологеты реформы портовой отрасли заявляют, что после передачи портов в концессию повысится их эффективность: порты будут зарабатывать деньги более эффективно.
Как порты будут зарабатывать и сколько после передачи в концессию – большой вопрос, на который мы попробуем ответить в следующих публикациях, но то что "эффективность" будет достигаться за счет сокращения рабочих мест, ни у кого сомнений не вызывает. На сегодняшний день есть информация в СМИ о планах сокращений в Ильичевске, Измаиле, Рени, ГП "Украинское Дунайское пароходство". По информации из неформальных источников, сокращения готовятся и в других портах.

Теперь задумаемся над тем, как будет чувствовать себя целый ряд предприятий, например, в городе Ильичевске, после того, как потребительский рынок будет сокращен на 2 млн. грн. после увольнения 2000 человек, насколько сократиться уровень занятости в городе? Насколько сократиться уровень налоговых отчислений в местные и государственный бюджеты? Как это отразится на социальной сфере города?

Любой студент экономист четвертого курса скажет, что это повлечет за собой, причем прогноз этот можно рассчитать не на пальцах, в а конкретных цифрах.

Еще одним негативным фактором, который скажется на благосостоянии жителей портовых городов, может стать создание Морской Администрации Украины. В Законе о портах говорится, что это будет единый орган, который будет собирать портовые сборы и направлять их на инвестиции инфраструктурных проектов.
Если сегодня портовые сборы собираются государственными портами на местах, а следовательно, и часть налоговых сборов оседает на местах, то что будет после вступления Закона о портах в силу неизвестно. Будут ли филиалы администраций на местах отдельными юридическими лицами или безбалансовыми отдедениями? Минифраструктуры пока не дает ответ на этот вопрос.
Если налоговые поступления будут замкнуты сразу на Морскую Администрацию в Киеве, минуя местные бюджеты, это негативно скажется на доходах местных бюджетов, а значит и заработной плате работников социальной сферы.
Это значит, что будет сокращен еще один элемент расходов на потребительском рынке, что также негативно повлияет на уровень доходов населения и уровень занятости.

Что это за "эффективная работа порта" в то время как экономика страны
находится на спаде? Кому от такой "эффективности" будет лучше? Очень
похоже на то, что в данном случае руководствуются принципом
"эффективность ради эффективности" либо государственные служащие делают
грязную работу для будущих концессионеров.

А.Диордиев


Этой статьей "Морские бизнес-новости Украины" начинают цикл статей посвященных мифам о передаче портов в концессию.