2012-11-05 09:50:18
В Николаевском музее судостроения и флота состоялась встреча с экипажем легендарной яхты «Икар», которая в 1987-88 годах совершила путешествие вокруг земного шара. Эта «кругосветка» навеки вошла в историю мореплавания. За походом яхтсменов из Николаева следил весь Советский Союз и даже часть мирового сообщества.
за все послереволюционные годы – за 70 лет! – ни одно советское
спортивное судно не огибало земной шар… «Икар» был первым! Страна
Советов, «напичканная» выпускниками мореходок, профессиональными
моряками, великолепными яхтенными капитанами, не желала отпускать
яхтсменов СССР за границу – для участия в трансатлантических,
транстихоокеанских и кругосветных регатах. Боялась страна, что сбегут
спортсмены или, не дай Бог, посрамят честь великого государства.
Так
что, путешествие «Икара» – это было своеобразное открытие «новой эры»…
первое спортивное или любительское плавание вокруг земного шара,
предпринятое с тех пор, как в XIX веке закончилась эра русских
кругосветных исследовательских экспедиций.
Создателями
«Икара» были преподаватели и студенты Николаевского
кораблестроительного института. Яхту спроектировали в студенческом
конструкторском бюро, которое возглавлял Борис Немиров – педагог и
одновременно мастер спорта с солидным яхтенным стажем. Он давно мечтал о
дальних походах и победах советских яхтсменов в океанских гонках… Он и
стал капитаном знаменитой «кругосветки».
В экипаж также вошли старпом
Анатолий Кузнецов, помощники капитана Станислав Черкес и Александр
Кузнецов, судовой инженер Андрей Марков, матрос (он же
инженер-океанолог) Александр Плякин, боцман Владимир Терняк. Именно эта
«великолепная семерка» на весьма скромной по размерам и оснащению яхте
прошла 31 тысячу миль, «оставив позади» Атлантический, Индийский, Тихий
океаны и десятки морей. (Начинавшие кругосветный поход Сергей Прусов и
Борис Яковлев сошли на берег «на подступах» к Атлантике и вернулись
домой).
Николаев – Канарские острова – австралийский остров Тасмания –
мыс Горн – остров Святой Елены – порт Сеута на Средиземноморском
побережье Марокко – остров Мальта – Афины – Варна – Николаев… На 327
дней «Икар» стал для них домом. Маленькое парусное суденышко, бросившее
вызов Мировому океану, в том числе и ревущим сороковым широтам, и
неистовым пятидесятым.
«Стальное двухмачтовое парусное судно
предназначено для учебных, спортивных и туристских плаваний, судовой
практики небольших групп студентов, выполнения научно-исследовательских
работ. Район плавания – неограниченный. Длина яхты 16 метров, площадь
парусов 150 квадратных метров, осадка 2,55 метра, полное водоизмещение
27,56 тонны, автономность для шести человек – 150 суток. Вспомогательный
двигатель мощностью 25 лошадиных сил»…
Это, так сказать,
«техническая» сторона путешествия. Но есть и другая – «человеческий
фактор». Есть команда сильных, смелых людей, хорошо подготовленных
яхтсменов. И каждый – личность.
…«Возможен ли в принципе радужный и
безоблачный психологический климат на пятачке колеблющейся палубы в
течение почти целого года, когда люди находятся на пределе собственных
сил?» – так однажды ответил вопросом на вопрос любопытного журналиста
Александр Плякин. Были проблемы… конечно, были. Психологическая
совместимость членов экипажа – во-первых. Конфликт поколений –
во-вторых. «Перенасыщенность» яхты опытными яхтенными капитанами –
в-третьих. У каждого было свое видение – как и куда идти, у каждого –
собственная оценка риска и прогноз последствий принимаемого решения… Но –
последнее слово, безусловно, оставалось за Немировым.
Спортивный
подвиг «икаровцев» получил достойную оценку. Государственный комитет по
физической культуре и спорту присвоил звание «Заслуженный мастер спорта
СССР» Борису Немирову, Анатолию Кузнецову и Владимиру Терняку. Борис
Степанович стал почетным гражданином города Николаева. Правление
советского Фонда мира наградило экипаж яхты «Икар» золотой медалью. Все
члены команды также получили личные серебряные медали Фонда мира.
И с
тех пор Международная ассоциация учебных парусных судов стала
приглашать «Икар» к участию в своих регатах. Дважды николаевцы
воспользовались этими приглашениями: в 1992 году «Икар» участвовал в
гранд-регате «Колумбус-92», посвященной 500-летию открытия Америки. А в
2000-м стал участником регаты «Третье тысячелетие под парусами», больше
известной как «Рейс-2000». От Украины в эту регату отправился только наш
«Икар»… Теперь под его парусами шли другие, молодые, команды. Им
посчастливилось прикоснуться к былой славе «Икара», а значит, они
навсегда стали «икаровцами». Вот почему участники регат разных лет также
были приглашены на юбилейную встречу в музей.
О кругосветном
«икаровском» путешествии нап
исаны две книги: «На «Икаре» вокруг света» –
автор Борис Немиров; «За чертой Большого круга» – автор Александр
Плякин. Но, оказывается, не все дневниковые записи или воспоминания тех
лет были в свое время опубликованы. Сегодня готовится к печати новая
книга «ЯХТ-КЛУБ. Материалы по истории парусного спорта в Николаевском
яхт-клубе», в нее вошли записи 1987-88 годов из дневника боцмана
Владимира Терняка.
***
…Они мало изменились за эти 25 лет. Только
головы немного побелели да фигуры стали солиднее. Сотрудник музея,
завсектором научно-просветительской работы Галина Третяк, которая была
организатором встречи, приготовила для «икаровцев» сюрприз… Фильм,
снятый телеканалом «Николаев» 9 сентября 1987 года – в день, когда
николаевцы во главе с ректором НКИ Михаилом Александровым провожали
«Икар» в кругосветный поход.
«Повзрослевшие» путешественники с
интересом глядели на своих «двойников» – молодых, веселых парней,
улыбавшихся с экрана. Вот, оказывается, как это было! Последние
приготовления… Рапорт Немирова… «яхта, имеющая целью обойти вокруг света
и вернуться домой, – к плаванию готова»… Женские слезы… и у
мальчишек-сыновей глаза тоже на мокром месте, хоть и не понимают они до
конца всю «гибельность» предстоящего отцовского путешествия… Отважного
«Икара» традиционно провожают юные яхтсмены на своих маленьких
«Оптимистах»…
Сегодня все участники кругосветного плавания, слава
Богу, живы и здоровы. Большинство из них продолжают свою деятельность в
национальном университете кораблестроения им. адмирала Макарова,
занимаются конструированием яхт, участвуют в строительстве парусных
судов, воспитывают молодых яхтсменов. Александр Плякин – профессор
Волжского гуманитарного института (г. Волжский Волгоградской области).
Борис Немиров уехал в Архангельск. Там обосновалась его семья, там живет
отцовская гордость – «капитанская дочка» Екатерина, которая стала
капитаном дальнего плавания.
А «Икар»… «Икар» уже давно стоит у
причальной стенки яхт-клуба и продолжает потихоньку гибнуть. Средств на
его восстановление и содержание нет. Да и особого интереса у яхтсменов
он не вызывает: слишком далеко ушли современные яхты в своем развитии.
Время от времени возникают разговоры о том, чтобы поставить «Икар» на
постамент и возвести его в статус памятника. Наверное, это было бы
лучшее решение.
Наталья Христова, http://vn.mk.ua