Зернотрейдеры уперлись в «Укрзалізницю»: к портам доставляется меньше половины грузов

2012-11-01 09:02:30

Запрет на экспорт пшеницы, который планировался в Украине с середины ноября, спровоцировал ажиотажный спрос со стороны трейдеров на услуги зерновой инфраструктуры – вагоны, перевалочные мощности и элеваторы в портах.



За две недели,
оставшиеся до введения ограничений, компаниям нужно успеть
экспортировать около 1 млн т пшеницы. Но выполнение этих планов
поставила под сомнение «Укрзалізниця», обеспечив доставку зерна в порты
лишь на 30-40% от потребности.
Все на борт 
До 15 ноября зернотрейдерам нужно полностью освободить мощности
от пшеницы. Что не успеют вывезти – останется на внутреннем рынке
минимум до апреля-мая 2013 г., а в худшем случае – до начала следующего
маркетингового года, который стартует 1 июля 2013 г. Помимо того, что
эти запасы станут грузом  для балансов компаний-трейдеров, они
заблокируют дальнейший экспорт разрешенных к вывозу культур – в первую
очередь кукурузы.
Так уже было в 2006 г., когда неожиданно введенные ограничения
застали трейдеров с переполненными портовыми элеваторами. Чтобы не
допустить подобного в текущем сезоне, об ограничениях было объявлено
заблаговременно, а темпы экспорта скрупулезно просчитаны с точностью до
дня с учетом предельных возможностей транспортной инфраструктуры.  
Подсчеты оправдались, но частично. Порты и перевалка работают в
плановом режиме. «Отгрузки идут ритмично, пробок нет», – подчеркивает
первый заместитель Одесского морского торгового порта Михаил Соколов.
На подъездных путях к портам отсутствуют заторы, грузы
принимаются беспрепятственно. Готовы выполнить заказы всех желающих и
владельцы перевалочных мощностей. «С перевалкой зерна проблем нет. Но
вот довезти его к нам – проблема», – отмечает Сергей Доценко, главный
диспетчер Одесского портового элеватора, крупнейшего зернового
перегрузочного комплекса на черноморском побережье Украины. 
Узкое место
Все упирается в дефицит вагонов-зерновозов, который стал
эффективным ограничителем экспорта еще до введения официального запрета.
По словам Доценко, заявки на зерновозы выполняются в среднем на 30%.
«Даем заявку на 152 вагона – дают 50, запрашиваем 180 – дают 60. То есть
приблизительно обеспечение на уровне 30-40%», – перечисляет он.
«Вагонов нет вообще. Непонятно, куда они все резко исчезли.
Транспортировать зерно в порты просто не на чем», – говорит топ-менеджер
агропромышленной компании «Райз» Николай Компанец.  
В «Укрзалізниці» (УЗ) объясняют: возникший дефицит – результат
резко возросшего спроса со стороны компаний.  «С введением ограничений
на экспорт пшеницы с 15 ноября зерновозы пользуются ажиотажным спросом, –
сообщила Елена Лизунова, начальник пресс-центра госмонополиста. – Такая
ситуация спровоцирована, в первую очередь, отсутствием достаточного
количества мощностей по хранению зерна, поэтому зернотрейдеры стремятся
вывезти зерно до введения ограничений. Сейчас перевозка грузов
обеспечивается парком зерновозов в количестве 12 214 единиц».
Как пояснила Лизунова, в общем объеме зерновых грузов на
экспортные перевозки приходится 87,7%. За январь-сентябрь 2012 г. было
перевезено 14,7 млн т экспортных зерновых – в 2,2 раза больше, чем за
аналогичный период 2011 г.

Через черный ход
Чтобы заполучить желанные вагоны-зерновозы, трейдеры готовы даже
брать подвижной состав в долгосрочную аренду. «Например, «Нибулону»
выделили два состава, которые бесперебойно, как челноки, возят их зерно с
линейных элеваторов в порты, без простоя, на максимуме эффективности.
Так же хочет сделать и «Райз» – не знаю, получится ли», – говорит
Компанец.  
По его словам, компании уже не так волнует перевозка пшеницы, как
транспортировка кукурузы. Потенциальный объем экспорта этой культуры
оценивается в 12 млн т. 
Подозрения в выделении вагонов отдельным компаниям, приближенным к
власти, в «Укрзалізниці» с возмущением отвергают, хотя в прошлом сезоне
такие обвинения транспортному монополисту также выдвигались (объектом
преференций называли «ХлебИнвестбуд»). «Повлиять на выделение вагонов
нельзя, – уверяет Лизунова. – Приоритетность выделения подвижного
состава соответствует исключительно дате получения заказа. Зерновозы
находятся на балансе железных дорог, поэтому именно там распоряжаются
вагонами»

http://anyfoodanyfeed.com