2012-10-30 09:00:19
Падение производства поставило под сомнение выполнение бюджета и курсовую стабильность. Размещение казначейских обязательств — начало конструктивного диалога граждан с государством. За распродажей энергетических активов в одни руки стоит доминирование монопольных цен и тарифов.
Дорогая вертикаль
Премьер-министр Николай Азаров напоминал, что за 2,5 года потребительские цены выросли всего на 10 процентов — в два раза меньше, чем за один 2008 год. Может, именно из-за этого промышленность сейчас падает?
До 2008 года экономика росла на волне благоприятной валютной динамики на международных рынках капитала и высокого спроса на традиционные статьи своего экспорта. Курсовая привязка к доллару США гарантировала прочные позиции во внешней торговле и денежно-кредитной сфере. Глобальный экономический кризис отбросил нашу экономику на много лет назад как раз из-за потери этих позиций. Но избавиться от опасной опеки доллара гривне не дали — девальвация бы стремительно подняла расходы на закупку природного газа и создала бы коллапс на кредитном рынке ввиду невозможности заемщиков обслуживать валютные долги.
Власть понимала, какие именно нужны реформы, чтобы устранить эти риски, но не знала, как их воплотить наиболее разумно и с какой стороны за это браться. Самые смелые даже предлагали привязать механизм курсообразования к инфляционной динамике. Но все это отложили до лучших времен, учитывая потребность создать для себя крепкую управленческую вертикаль и материальную базу.
Месяц показал уязвимость управленческой вертикали — падение производства логично повлекло за собой уменьшение налоговых платежей в бюджеты всех уровней. В пожарном порядке власть предложила ввести налог с оборота, но его ставку остро раскритиковали металлурги и участники фондового рынка. Система административного ценообразования едва не оставила ряд областей без лимитов газа. Напомню, Ассоциация городов требовала от правительства списания 24 миллиардов гривен для предприятий теплокоммунэнерго ввиду невозмещенной разницы в ценах на газ и экономически немотивированных тарифов на тепло. Тарифный недуг — самый болезненный. МВФ резонно советует их повысить, потому как убытки от поставок газа НАК «Нафтогаз Украины» не покрываются. К тому же в этом году ремонтные работы на водопроводных и теплосетях фактически не финансировались из-за бюджетных недоборов. Таким образом, цены на сырье не соответствуют себестоимости их добычи и доставки до конечного потребителя, тарифы не включают в себя инвестиционную составляющую, а стабильность достигается благодаря сдерживанию спроса на деньги на валютном и товарных рынках. При отсутствии валютных поступлений от экспортеров и потере источников внешних заимствований — только за счет золотовалютных резервов. Их неуклонное сокращение в течение последних двух лет свидетельствует, что снижение темпов экономического роста угрожает стабильности гривни. В этом убеждает и тот факт, что в октябре Нацбанк для удержания курсовой стабильности выходил на межбанковский рынок с предложением продать американскую валюту по заниженному курсу.
Путь к народной подушке
Дефляция, наблюдавшаяся 12 месяцев подряд, наносит намного больший ущерб экономике, чем инфляция. И разве не парадокс: наша дефляция не мешает росту девальвационных ожиданий. Предвыборная кампания, к сожалению, их сильно подогрела. Тем не менее октябрь принес не только разочарования.
В актив Министерства финансов можно занести стартовое размещение казначейских обязательств на условиях, которые сразу вызвали живой интерес у граждан. Ведь ставка размещения оказалась выше стоимости предыдущего размещения долговых обязательств государства на внешнем рынке. Более того, 9,2 процента годовых — это выше средневзвешенной ставки по валютным депозитам. Двухлетний срок погашения, упрощенный доступ к купле облигаций до 150 тысяч гривен и другие условия еще больше вызывают доверие людей к новому финансовому инструменту. По-моему, это может стать не только наиболее эффективным решением месяца, но и года, поскольку оно может существенно сократить количество денег, которые обращаются вне банков и хранятся под подушками. За две декады месяца, как отмечает Нацбанк, размещено казначейских обязательств на 87 миллионов долларов США —это обнадеживающе!
Стоит ли напоминать, что масштабы теневого сектора уже превышают 50 процентов валового внутреннего продукта, а некоторые методы борьбы с ним шокируют. Так, в этом месяце вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно функционирования платежных систем и развития безналичных операций)», согласно которому Нацбанк получил право ограничивать наличные расчеты. Это вызвало не меньше эмоций, чем создание реестра для изготовления биометрических паспортов. И породило опасение, что лимиты на наличные расчеты могут повлиять на бытовые нужды не избалованных доходами украинцев. Но власть успокоила: так надо для борьбы с отмыванием денег. И уже главный банкир страны Сергей Арбузов как-то сказал о намерении ограничивать наличные расчеты, начиная с 200 тысяч гривен. Скажете, пронесло? Неизвестно. Во-первых, это еще не гарантирует снижения такого лимита в будущем. Во-вторых, любое ограничение наличных расчетов таки противоречит законным правам граждан. В-третьих, начатая в этом году борьба за контроль над всеми денежными потоками в октябре только стала более вызывающей.
Психология передела
Еще в августе—сентябре государственные пакеты акций ведущих компаний на газовом и рынке электроэнергетики посыпались в частные руки, как плоды с перезревшей груши. Сразу скажу, я не против даже агрессивной приватизации, но я против методов, которыми она осуществляется, порождая монополистов в самых чувствительных для граждан сферах. Стремительная и непрозрачная монополизация энергетического рынка представляется новым собственникам своевременной, потому как обескровленные неприбыльной деятельностью активы стоят недорого, а финансовые проблемы подталкивают власть на распродажу активов, пользующихся спросом всегда. Старые же собственники в лице государственных чиновников отрицают монополизацию как таковую, радуясь втайне, что входить в соглашение c двумя-тремя финансово-промышленными группами всегда легче, чем с сотнями непродуктивных государственных предприятий. И лишняя копейка — в радость бюджету.
Такая психология имущественного передела не выдерживает критики. Так, луганские государственные угольные объединения в октябре гадали, кому продать поднятое на-гора, потому что, кроме ДТЭК, уже и некому. Напомню, такое же беспокойство шахтерские коллективы грызло в начале года. Тогда Министерство энергетики и угольной промышленности поведало стране, почему решило исключить ряд теплоэлектроцентралей из перечня объектов, не подлежащих приватизации. Речь шла о намерении переводить ТЭЦ на уголь, что дало бы экономию, по оценкам министерских экспертов, по меньшей мере 6 миллиардов кубометров газа в год. Но это сразу вызвало решительный протест со стороны экологических организаций и городских голов.
В октябре Фонд госимущества объявил приватизационный конкурс по продаже 94,48 процента акций Харьковской ТЭЦ-5. И, как ни странно, а его условия уже не требуют от потенциального покупателя наличия угля. Надо иметь запасы природного газа на уровне 1,2—1,5 миллиарда кубометров. Это не нарушает общей тенденции трех предыдущих месяцев — продажи активов компаниям, которые связаны с покупателем облгазов. Такая тенденция грозит подорожанием коммунальных услуг. Ведь любая инвестиция предусматривает капиталоотдачу, которую формируют монопольные цены на любой товар — газ, электроэнергию или хлеб. Приходит в голову крупнейший в Украине и Восточной Европе хлебопекарный комплекс, который сдали в этом месяце в столичном регионе. Случайно, не посчитал ли кто-то, что в области не хватает хлеба? Но я не о том. Торжественно открывая этот объект, акцентировалось внимание на том, что он поспособствует открытию 3,5 тысячи рабочих мест, созданию 500 хлебных магазинов с круглосуточным режимом работы. Но разве не очевидно, что рядом с таким великаном нечего делать сотням малых и средних предприятий, поставляющих на рынок хлебобулочные изделия!
Но вернемся к распродаже энергетических активов, ход которой своей предсказуемостью напоминает некий скучный сериал на два действующих лица. На мой взгляд, действующих лиц станет больше уже в декабре. На конец года запланированы конкурсы по продаже контрольных пакетов акций мощных генерирующих станций «Центрэнерго» и «Донбасэнерго».