«Силовой формат» для корабелов

2012-10-22 17:02:04

В начале октября Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Цель закона — содействие улучшению финансового положения предприятий судостроительной промышленности, предотвращение их банкротства, потери интеллектуального, научно-технического, производственного и технологического потенциала. Так совпало, что к подписанию этого документа явно активизировалось выполнение отечественными судостроителями заказов от украинских «силовиков».



Две недели назад Севастопольский отряд Морской охраны Госпогранслужбы
Украины получил два новых катера типа UMS-1000 производства украинской
компании UMS-BOAT. Год назад отряд уже обзавелся двумя катерами этого
проекта, которые в настоящее время выполняют задачи пограничной службы в
исключительной морской экономической зоне Украины. UMS 1000В впервые
был представлен в июле 2009 года в пожарно-спасательном варианте (для
пограничников разработали иную модификацию). По заявлениям
производителя, корабль не имеет аналогов в Украине. Он оснащен двумя
дизельными двигателями мощностью 306 л.с. каждый, что позволяет
развивать скорость до 40 узлов в час.

Первоначально представленная версия имела пожарное оборудование – два
стационарных лафетных ствола, мощный насос производительностью 100
литров в секунду и силой подачи на расстояние до двух километров,
обеспечивающих работу шести пожарных стволов. Такой катер может тушить
пожары на водных объектах и в домах, расположенных рядом с водой, на
расстоянии до 100 метров. Главное его преимущество — на воде это
плавсредство может подойти к любому месту, где возник пожар, куда по
суше из-за различных построек сложно, а иногда и вообще невозможно
добраться пожарным машинам. Кроме того, он оснащен средствами спасения
на воде, медицинским оборудованием и различными средствами связи.

Заводская конкуренция

Понятно, что такой катер заинтересовал украинское Министерство по
чрезвычайным ситуациям. В декабре 2011 года региональные СМИ сообщили,
что Херсонское облуправление МЧС провело тендер по закупке спасательного
пожарного катера и приобрело один UMS-1000 стоимостью 6 млн грн. Но
через пару недель постоянно действующая административная коллегия
Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении
законодательства в сфере государственных закупок рассмотрела жалобу ОАО
«Феодосийская судостроительная компания» о нарушениях МЧС Украины
порядка проведения процеду­ры закупки. На основании решения
Антимонопольного комитета заказчик, т.е. МЧС, должен был отменить
указанную процедуру.

Однако пока МЧС сражалось за свой «противопожарный» катер UMS-1000,
Госпогранслужба без особых проблем заказала и получила его в своей
модификации. Причем кроме двух полученных в прошлом году катеров и двух
ныне сданных завершается строительство еще двух катеров данного проекта
для Морской охраны Госпогранслужбы Украины.

Буквально через несколько дней после передачи нынешней партии
UMS-1000 Госпогранслужбе феодосийская судостроительная компания «Море»
спустила на воду головной катер «Орлан» также для Морской охраны
Госпогранслужбы. Судостроители отрапортовали, что на верфи заложен
первый корабль типа «Коралл» водоизмещением около 300 тонн. «Орлан»
заменит устаревшие пограничные катера типа «Гриф», а «Коралл» — корабли
типа «Тарантул», построенные в 1980-е гг.

Что касается «Орлана», то строительство этого первого из восьми
заказанных пограничниками катеров данного типа длилось полтора года.
Этот катер длиной 25 метров развивает скорость хода до 40 узлов. Он
имеет собственное бортовое плавсредство — моторный катер, спуск которого
с осмотровой группой на борту может проводиться на ходу.

Заметим, что ФСК «Море» впервые спроектировала и построила катер
такого класса. По словам главного конструктора предприятия Виктора
Алексеева, в этом судне воплощены новейшие достижения науки и техники в
области кораблестроения, отвечающие современным отечественным и
зарубежным тенденциям.

В целом же согласно Государственной целевой программе «Обустройство и
реконструкция государственной границы» до 2020 года планируется
построить 6 кораблей типа «Коралл», 8 катеров типа «Орлан», 25 малых
катеров современных проектов, а также с 2015 года начать строительство
многофункционального корабля, на борту которого преду­смотрено
базирование вертолета. Получив эти корабли и катера, до конца 2020 года
Морская охрана планирует обновить корабельно-катерный состав на 75%.

Вместе с пограничниками проявили активность в заказах судостроителям и
Военно-морские силы Во­оруженных Сил Украины. Как сообщил в начале
октября командующий ВМС Украины Юрий Ильин, в настоящий момент на
украинских судостроительных и судоремонтных предприятиях ремонтируются
20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения ВМС ВС Украины.
«Согласно принятым решениям работы выполняются по графику,
финансирование осуществляется ритмично в утвержденных объемах. У нас
есть уверенность в том, что до конца года заключенные договоры будут
выполнены, и боевое ядро ВМС пополнится технически восстановленными
боевыми единицами», — отметил Ильин.

Командование ВМС уверяет, что поддержка флота Министерством обороны
позволила изменить стратегические подходы — от поддержания технической
готовности, ремонта отдельных узлов и механизмов к комплексному ремонту
кораблей с полным восстановлением их боевого потенциала. На реализацию
этой стратегии в этом году флоту выделено 170 млн грн, и на сегодняшний
день на одном только Черноморском судостроительном заводе (ЧСЗ) в
Николаеве находятся на ремонте корабли ВМС Украины «Константин
Ольшанский», «Приднепровье», «Переяслав» и «Кировоград».

Денежные «испарения»

Казалось бы, есть повод для оптимизма: после долгих лет отсутствия
заказов от Минобороны украинские корабелы наконец начали выполнять
работы в интересах отечественных ВМС. И не в долг, а под «живые» деньги,
выделенные военным ведомством.

Однако речь в данном случае идет не более чем о ремонте боевых единиц
украинского флота, катастрофически исчерпывающих ресурсы эксплуатации. А
что касается будущего ВМС, то есть создания новых образцов по широко
известной корветной программе (и по понятным причинам она интересует
судостроителей куда больше ремонта), то здесь картина далеко не такая
радужная.

Согласно принятой Кабмином еще в марте 2011 года концепции
строительства корветов и утвержденной в ноябре того же года
Государственной целевой оборонной программе строительства кораблей
класса «корвет» по проекту 58250, до 2021 года Черноморский
судостроительный завод должен построить серию из 4 корветов, получив на
это 16,22 млрд грн.

В начале этого года было заявлено, что на корветную программу в
2012-м Кабмин предусмотрел в госбюджете 433 млн грн. Ситуация начала
настораживать: простой арифметический подсчет показывал, что при таких
темпах финансирования корветная программа растягивается не на заявленные
10 лет (с 2011 до 2021 г.), а на 37,5 года. То есть к окончанию
создания последнего корвета этого типа, если взять его соответствие
современным требованиям на тот момент, место ему будет явно в музее.

Далее события начали развиваться еще печальнее. Точнее, они вообще
никак не развивались. Весной 2012 года Минобороны в очередной раз
подтвердило, что судостроители получат в этом году указанные 433 млн
грн, а затем о корветной программе никто не вспоминал аж до августа.

В середине августа ЧСЗ посетила делегация Минобороны во главе с
заместителем министра обороны Украины Дмитрием Пляцуком и командующим
ВМС Украины вице-адмиралом Юрием Ильиным. Выступая в цехе, в котором
строится первый украинский корвет, замминистра обороны обронил странную
фразу: финансирование этого проекта «начнется в ближайшее время».
Генеральный директор ЧСЗ Валерий Калашников добавил, что к концу года
«строительство корвета будет осуществляться уже по генеральному
графику». Означало это только одно: к концу лета на корветную программу
деньги так и не пошли.

И вот в конце сентября ясность в ситуацию внес, выступая на брифинге в
Киеве, заместитель министра обороны Украины, руководитель аппарата МО
Владимир Можаровский. Он сообщил, что в Николаеве продолжается
строительство первого корабля класса «корвет» под названием «Владимир
Великий», что на сегодня в полном объеме выполнены эскизный и
технический проекты и начата разработка рабочей конструкторской
документации (хотя это было сделано, насколько известно, еще в 2011 г.),
что приступили к созданию его комплектующего оборудования, сформирован
корпус третьего и четвертого блоков головного корабля.

«К реализации проекта по строительству корабля класса «корвет»
привлечено до 80% предприятий отечественного оборонно-промышленного
комплекса», — порадовал Можаровский. И тут же добавил: на все эти
работы, то есть на корветную программу, государственным оборонным
заказом на 2012 год преду­смотрено финансирование в объеме… 10,82 млн
грн.

Ничего, кроме грусти, его слова не вызвали, хотя военный чиновник
явно хотел представить ход работ над корветом в оптимистическом ключе.
Если вместо даже катастрофически мизерной суммы на год (учитывая общий
объем программы и заявленные сроки ее реализации) в 433 млн грн
Мин­обороны получает менее 11 млн грн – радоваться точно нечему. Любой
школьник легко подсчитает, что при таких темпах выделения средств
Украина закончит свою корветную программу через… полторы тысячи лет
(точнее, через 1499 лет).

Правда, немного позже, в начале октября, во время посещения 240-го
центра подготовки подразделений 8-го армейского корпуса Президент
Украины Виктор Янукович сообщил, что на 2013 год на корветную программу в
бюджете предусмотрено 400 млн грн. Понятно, что этого абсолютно
недостаточно для полноценного финансирования программы, но все же
намного лучше, чем 11 млн в этом году.

Конечно, возникает вопрос: а не сложится ли в 2013 году такая же
ситуация, как в нынешнем, когда в начале года сообщили о выделении на
корвет 433 млн грн, а потом эта сумма «испарилась»? Здесь стоит
вспомнить о подписанном недавно Законе «О проведении экономического
эксперимента по государственной поддержке судостроительной
промышленности». Согласно положениям этого документа, основные
направления государственной поддержки судостроительной промышленности
отныне реализуются и путем «повышения уровня государственных заказов, в
том числе государственных оборонных заказов». Стоит надеяться, что это
положение нового закона позитивно повлияет на финансирование
правительством оборонных программ в сфере судостроения, в частности
корветной программы. Потому как строительство катеров для Морской охраны
и ремонт кораблей ВМС Украины – дело, конечно, хорошее, но для того
мощнейшего потенциала, который имеет украинское судостроение, масштаб
явно мелковат.

http://www.tehnichka.com