2012-09-20 15:04:30
Интервъю с начальником Одесского порта Ю.Васьковым.
В связи с принятием Закона о морских портах, который открыл новые возможности для инвестирования в морскую отрасль, Мининфраструктуры разрабатывает предложения для потенциальных инвесторов о передаче ряда портовых объектов в концессию. Что готовы предложить будущим инвесторам в Одесском порту?
Нельзя сказать, что в Одесском порту
что-то будет кардинально меняться. Фактически ведение самостоятельной
стивидорной деятельности частными компаниями здесь началось еще в 1993
году. Сегодня у нас на основании различных юридических форм – договоров
аренды, совместной деятельности или управления – работает 14 частных
стивидорных компаний. В связи с тем, что принятый в этом году Закон о
морских портах открывает возможности для применения такой формы
сотрудничества с частным капиталом, как концессия, сегодня совместно с
Мининфраструктуры мы проводим инвентаризацию имущества порта. Ее цель –
определить еще ряд объектов, которые могли бы быть переданы в концессию,
для их более эффективной работы и привлечения инвестиций.
Что это будут за объекты?
Думаю, что открытую презентацию этих
предложений мы сможем сделать тогда, когда будет принято постановление
Кабинета министров о включении в перечень имущества, которое может
передаваться в концессию объектов Одесского порта. Постановление уже
прошло согласование с Минфином, Минэкономики, ФГИ и прочими
уполномоченными ведомствами. Принятие этого постановления запустит
процесс в действие. Это даст возможность нам совместно с
Мининфраструктуры проводить конкурсы на привлечение инвесторов под эти
проекты и уже дальше по процедуре направлять их снова на согласование в
Кабмин.
И все же – что из того в Одесском порту, где еще не присутствует частный капитал, может заинтересовать будущих инвесторов?
Могу только сказать, что это, во-первых,
направление, связанное с оказанием услуг в сфере круизного судоходства
(морвокзал), во-вторых, – с перевалкой наливных грузов, в третьих – с
работой с контейнерами. Однако, во втором и третьем случае готовых
терминалов не существует, а появиться они должны как раз по итогам
инвестирования в рамках договора концессии.
На чем основывается порт, принимая решение о передаче в управление того или иного объекта?
Критерий изучения этих инвестиционных
предложений прост – это те сферы деятельности, где порт сейчас работает
самостоятельно, однако результаты по которым нас не удовлетворяют в
части производительности и экономики. Что же касается долгосрочных
договоров с частными компаниями, которые уже работают в порту – они, как
и предусмотрено законом, будут работать на прежних условиях. Разве что
по желанию партнера форма ведения хоздеятельности может быть изменена –
скажем, на ту же концессию. Знаю, что некоторыми партнерами порта сейчас
такие просчеты ведутся, однако пока все ждут отмашки Кабмина.
Как Вы расцениваете решение Мининфраструктуры о выборе именно такой формы государственно–частного партнерства в портах, как концессия? Считаете ли, что это наиболее удачная форма?
Я бы так не говорил, что
Мининфраструктуры определило форму концессии как основную. Эту форму
определили в мире. Именно такой вид деятельности наиболее распространен
применительно к транспортной сфере, в особенности – портовой отрасли. У
нас будет востребована именно та форма концессии, которая является
самой распространенной – BOT, то есть "build-operate-transfer",
"строй-управляй-передай". Если ли же в концессию будут передаваться уже
построенные объекты – тогда это будет только управление, такое тоже
возможно.
Чем концессия лучше, чем, скажем, аренда или любая другая форма, которые раньше уже применялись в порту?
Именно потому, что в мире подобные формы
государственно-частного партнерства широко распространены, концессия
является понятной для всех. Скажем, для зарубежных банков, которые под
такую деятельность будут охотнее выдавать кредиты, инвесторам будет
проще работать со страховыми компаниями и так далее.
Ожидаете ли Вы, что порт будет получать больше доходов после реализации здесь концессионных проектов?
При концессии нужно считать прежде всего
не доходы порта, а доходы госбюджета, поскольку концессионный платеж,
который платит концессионер, полностью направляется непосредственно в
госказну. Эти доходы увеличатся. Сейчас мы рассматриваем для передачи в
концессию только те объекты, по которым имеем отрицательный финансовый
результат либо резко отрицательную динамику как минимум за последние 3
года. То есть там, где был минус – задачей концессионера будет на первом
этапе выйти в ноль, где был ноль – нужно будет показать положительную
динамику. Все это, как и определенные производственные показатели –
необходимо будет прописывать в концессионных соглашениях. Скажем, будут
заложены конкретные величины. Если сейчас у нас 75 круизных судозаходов в
год, то перед концессионером поставят задачу через два года повысить их
количество до 80. Ну и по другим направлениям то же самое.
Как именно будут рассчитываться суммы концессионных платежей?
Этот вопрос в ближайшее время будет
нормативно урегулирован. Как мне известно, эту работу ведет
Мининфраструктуры, совместно с Минэкономики.