Maersk Ukraine: железнодорожные перевозки контейнеров в Украине станут одним из самых динамично развивающихся секторов

2012-09-05 15:29:59

Несмотря на скептичные прогнозы развития мировой экономики, следовательно, и рынка транспортных перевозок, перспективы контейнерных перевозок достаточно оптимистичны. Так, по оценкам экспертов, спрос на такие перевозки по итогам 2012 г. вырастет на 5,5—6,5 %. Нам стало интересно, а как на перспективы контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в Украине смотрят представители ведущего мирового оператора компании Maersk Ukraine. Предлагаем вашему вниманию интервью со Стефаном Клинчу.



— Господин Клинчу, какое место в общих объемах перевозок вашей компании по территории Украины занимают перевозки контейнеров железнодорожным транспортом?

— Маерск Украина Лтд, как агент перевозчиков «Maersk Line», «Safmarine» и «Seago Line», в настоящее время в основном предлагает клиентам перевозки автотранспортом. Однако 25—30 % контейнеров наших линий перевозятся клиентами и экспедиторами по железной дороге.

— В чем причина того, что операторы контейнерных перевозок предпочитают выбирать автотранспортировку грузов, а не перемещение по железной дороге? Каковы сдерживающие факторы развития именно железнодорожных перевозок?

— Специфика транспортировки контейнеров железнодорожным транспортом такова, что общая стоимость перевозки является ниже по сравнению с автотранспортом только на большие расстояния — свыше 400—500 км. Кроме того, обязательства морского перевозчика перед заказчиком (получателем груза) включают организацию экспедирования и предоставление транспортных средств (авто или железнодорожных платформ). Поэтому существует риск дополнительных расходов из­за их отсутствия. Наличие или недостаток железнодорожных платформ в определенном порту очень сложно прогнозировать за 30—60 дней. А именно в это время идет заключение договора о перевозке. Именно по этой причине морской перевозчик обычно предпочитает организовать дверную доставку автотранспортом, который является более надежным и прогнозируемым.

Кроме всего прочего, есть сложности и с сохранностью грузов, а также с оформлением грузов при перевозке железными дорогами.

— Какие проекты Укрзализныци (поезда «Викинг», «Зубр» и пр.) интересны вашей компании?

— Так как наша группа компаний ставит перед собой на глобальном уровне упрощение процедур и повышение надежности доставок нашим клиентам, то любой проект Укрзализныци нам интересен. Если он будет отвечать основным требованиям организации высокоэффективной логистической цепи — предсказуемости, надежности, безо­пасности, экономичности и отсутствию ненужной бюрократии, мы всегда готовы сотрудничать с вашими железными дорогами.

— Возможно, вы, как активный участник рынка и одновременно  сторонний наблюдатель, могли бы назвать проблемные вопросы в организации перевозок в Украине железнодорожным транспортом.

— Уверен, в Укрзализныце достаточно компетентных специалистов и большой опыт организации контейнерных перевозок, чтобы выработать правильную стратегию их развития и в будущем. Но, к сожалению, в последние годы наблюдается нехватка технических средств для развития в полном объеме этого, на наш взгляд, очень перспективного направления. Упрощение процедур и прозрачность процесса распределения подвижного состава, особенно в период высокого спроса, также являются необходимыми для повышения его привлекательности.

— Есть ли страны, в которых контейнерные перевозки по железной дороге очень востребованы? Как они добились такого результата и как преодолевали трудности?

— Да, конечно, есть не только отдельные страны, но и целые регионы. В Европе, например, контейнерные перевозки по железной дороге пользуются большим спросом и очень активно развиваются. Большую заинтересованность в этом проявляют государственные органы. Я сказал бы, что это как раз яркий пример государственно-частного партнерства. Что же до конкретного примера, компания «European Rail Shuttle B.V.», которая входит в состав «A.P. Moller-Maersk Group», начала свою деятельность в 1994 г., оперируя всего семью поездами в неделю, отправляющимися из порта Роттердам. С тех пор компания постоянно расширяет свои направления, охватив такие страны как Бельгия, Германия, Италия, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша. На сегодняшний день компания отправляет более 500 поездов в неделю с общим оборотом более чем 900 тыс. TEU в год.

— Какие задачи, помимо наполняемости бюджета непосредственно самих железных дорог, удалось решить благодаря росту железнодорожных пере­возок?

— В Европе стимулируются железнодорожные перевозки, в том числе по причине их экологичности и более высокой энергоэффективности по сравнению с автотранспортом. Безусловно, это также стало причиной столь быстрого развития железнодорожных перевозок контейнеров. Кроме того, такие перевозки помогают разгрузить автодороги и уменьшить количество «пробок» в густонаселенных портовых и промышленных зонах.

— Каковы ваши прогнозы по развитию контейнерных перевозок в нашей стране?

— Мы уверены, что после проведения реформ, создания соответствующей законодательной базы для развития частных инвестиций в этом секторе, в долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки контейнеров в Украине станут одним из самых динамичных секторов развития.

http://magistral-uz.com.ua