Гордиев узел 61-го коммунара

2012-08-31 16:44:50

Украинское судостроение переживает не лучшие времена. И ответственность за существующее положение дел лежит, прежде всего, на законодательной и исполнительной власти. Ярким примером отсутствия у власти понимания проблем судостроительной отрасли и неспособности эти проблемы системно решать является положение судостроительного завода находящегося в государственной собственности – Судостроительного завода им. 61 коммунара.



Последние
события на предприятии показали, что власть абсолютно не занималась проблемами
завода, вероятно решив, что они сами по себе исчезнут. Хотя то что происходит
сейчас говорит об обратном – если эти проблемы не решить они станут причиной
новых проблем, возможно более серьезных. 

Напомним, в
начале июля новый директор предприятия Э.А.Егоров и профсоюз предприятия
заявляли, что предприятию угрожает рейдерский захват со стороны Sea Emerland
S.A.", которая связанна с известным судовладельцем А.К.Ласкаридисом. 25
января 2012 года на основании постановления Исполнительной службы наложен
арест на все движимое имущество завода
без ограничения, в сумме 17
млн. долларов (151 687 153 грн). 

 7 августа в
акватории предприятия затонуло судно, принадлежащее "Украинскому
дунайскому пароходству" "Василий
Шукшин". Причиной аварии стало банальное воровство – злоумышленники
проникли на территорию завода (который является режимным объектом) и похитили
латунные задвижки кингстонов. Во время затопления сухогруза на поверхности
водной акватории завода образовалась пленка остатков нефтепродуктов на площади
около 500 кв. метров. Так жадность преступников и безалаберность охраны нанесли
вред экологии города Николаева. Специалисты пока не знают, как поднять
затонувшее судно. 

 16 августа около
300 работников Судостроительного завода им. 61 коммунара выходят на митинг с
требованиями погасить задолженность по заработной плате, которая на сегодняшний
день составляет более 50 млн.грн. По словам участников митинга на предприятии
не только нет работы, но и начали вывозить станки на металлолом. 

"Домоклов меч"Ласкаридиса


 Одной из самых
серьезных проблем Судостроительного завода им. 61 коммунара является так
называемый "заказ Ласкаридиса".

В 1993 году
между компанией «Ласкаридис Шипинг Ко. ЛТД» и «Судостроительным заводом им. 61
коммунара» (Николаев) был заключен контракт на строительство рефрижераторного
судна. В связи с финансовыми трудностями начало и график строительства судна
затянулись. В 2007 году компания «Ласкаридис Шипинг Ко. ЛТД» подала в лондонский Арбитражный суд относительно этого
контракта.

Международный
суд признал правоту заказчика. Теперь правительство заплатит компании отступные
за мирное урегулирование конфликта в размере 62 млн грн, в апреле этого года
соответствующая строка была внесена в бюджет. Вся сумма исковых требований —
$24 млн

Все это время
недостроенное судно стояло на стапеле судостроительного завода им.61 коммунара,
что фактически снизило производственные мощности завода на 50%, т.к. стапелей
всего два.

Параллельно компания
Emerland S.A. пытается получить компенсации в украинских судах. Учитывая
позитивное решение международных судов, положительное решение украинских судов
– вопрос времени. Сумма первого иска – 17 млн. долларов.

Существует
также неизбежный риск взыскания с завода суммы в 35 млн. долларов США по
следующему иску "Sea Emerland S.A.".

 Не нужно тешить
себя иллюзиями, что таким образом «Ласкаридис Шипинг Ко. ЛТД» хочет захватить
"лакомый кусочек" в виде судостроительного актива и взять на себя
решение всех проблем предприятия. Во-первых, предприятие невозможно
приватизировать, т.к. по какой-то прихоти Верховная Рада внесла его в список
"стратегических объектов не подлежащих приватизации". Во вторых, даже
если предположить, что предприятие выставят на приватизацию, использовать его
для судоремонта или судостроения греческому судовладельцу не выгодно.

Все предельно
просто – «Ласкаридис Шипинг Ко. ЛТД» нацелено заработать на продаже имущества
завода живые деньги и уйти.

Лепта Черноморского судостроительного завода


 Желание
заработать живые деньги на судостроительном заводе им.61 коммунара присуще не
только г-ну Ласкаридису.

Речь о конкурентах.
Как это ни парадоксально, но у убыточного государственного предприятия они были
и есть.

Поскольку завод
им.61 коммунара является одним из последних судостроительным предприятием в
государственной собственности, внесен в список стратегически важных объектов,
не подлежащих приватизации и последним хранилищем секретов Военно-морских сил
Украины, то было бы логично предположить, что предприятие является монополистом
на выполнение немногих государственных судостроительных заказов.

Например,
проект "Украинский корвет" должен был строиться именно на этом предприятии,
однако тендер выиграл Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ), который входит
в состав группы СМАРТ бывшего
российского, а с недавнего времени, украинского олигарха Вадима Новинского. (см.
статью "Операция "Украинский корвет")

Справедливости
ради отметим, что это был суровый для судостроителей 2009 год, когда найти
любой заказ считалось огромным достижением. В тендере принимал участие даже судостроительный
завод "Океан"
, который никогда не занимался военным судостроением.

Хотя ценность
государственного заказа для судостроительного завода весьма сомнительна, тем не
менее, такой заказ можно считать своего рода кредитом доверия к
судостроительному предприятию. И то что государство предпочло частное
предприятие своему собственному говорит о непоследовательности, а возможно и коррупции.

Впрочем, менеджмент судостроительного
завода им. 61 коммунара и не возлагал надежд на то, что проект "Украинский
корвет" окажет влияние на развитие судостроительного завода-победителя
тендера. Уж очень непредсказуема наша
власть.

Как говорил тогда заместитель
генерального директора ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара»
А.И.Аптекарь в эксклюзивном интервью "МБН": "Ну, выиграет его (тендер
– ред.), допустим, «Океан». И что, россияне сразу же начнут строить? До этого
далеко. Им еще надо секретный отдел открыть. А это значит – связываться с СБУ.
А где люди, где кадры? Они думают, что люди побегут к ним с остальных заводов.
Это далеко не факт. А деньги где, на которые они побегут? Когда они (деньги-ред.)
будут
?

Прогноз Александра Аптекаря
подтвердился. Денег нет до сих пор, хотя закладка корабля на ЧСЗ состоялась
более года назад

Тем не менее, будучи исполнителем
проекта "Украинский корвет" Черноморский Судостроительный Завод смог
выиграть следующий тендер Министерства обороны на судоремонт кораблей
военно-морского флота Украины. Первые три корабля зашли на стапеля ЧСЗ этим
летом.

Таким образом, у судостроительного
завода им.61 коммунара отобрали последнюю надежду на работу в военном
судостроении.

Господина Новинского, как собственника Черноморского
судостроительного завода, можно понять: это борьба за рабочие места, решение
проблем убыточного судостроительного актива.

Что непонятно, так это политика нашей
власти, которая непонятно ради каких целей запретила приватизацию завода им.61
коммунара. Сейчас можно с уверенностью сказать, что судостроительный завод им.
61 коммунара не нужен Военно-морским силам Украины.

Не выдерживает критики и версия о том,
что на предприятии хранятся секретные военные разработки со времен СССР. Если
уж обычные николаевские охотники за металлом проникают на территорию завода и
открывают кингстоны судам, то можно смело предположить, что и секреты давно
похищены. А если и нет, то недолго осталось.

"Укроборонпром": все начать с чистого листа

С января 2011 года ГП "Судостроительный
завод им.61 коммунара" попал под юрисдикцию государственного концерна
"Укроборонпром". У предприятия появилась перспектива получить
контракт на строительство БТР. В перспективе, это позволило бы частично
загрузить производственные мощности и рассчитаться с долгами.

Как сообщил
"МБН" генеральный директор ГП "Судостроительный завод им.61
коммунара" Э.А. Егоров производство БТРов является
приоритетным для завода: "Пока мы
делаем опытный образец. Закончим образец, подпишем договор. Пока конструкторов
из Харькова все устраивает."

 В отношении
иска «Ласкаридис Шипинг Ко. ЛТД» позиция менеджмента и "Укроборонпром"
следующая: "Они (Ласкаридис и Ко – ред.) хотят получить 35 млн. долларов, за
недостроенное судно, но поскольку оно недостроенное, это заготовка и она не
является собственностью Ласкаридиса. Но они (Ласкаридис – ред) хотят иметь на
нее право собственности. Когда мы установим на судно юридическое право, мы
решим что с этой заготовкой делать. Кроме государственной гарантии мы долгов не
признаем, считаем что они "дутые". Контракт был заключен заведомо
губительный для предприятия." – сообщил Э.А. Егоров.

По его словам,
концерн "Укроборонпром" также обещал до сентября закрыть из своего
уставного фонда задолженность по заработной плате, порядка 50 млн. грн, чтобы предприятие
могли начать работать "с чистого листа".

 В начале июля
в Верховной Раде был принят за основу Закон, который предусматривает списание
задолженности предприятий участников Государственного концерна
"Укроборонпром"
по платежам в государственные
фонды, а также списание задолженности этих предприятий за тепловую энергию и природный
газ, электрическую энергию, водоснабжение и водоотведение и пени, штрафные и
финансовые санкции, начисленные на задолженность перед субъектами
хозяйствования, которые производят и поставляют такие услуги.  

Как и все
нужные и полезные законопроекты этот жизненно важный для целого ряда предприятий
закон вряд ли будет принят этой каденцией Верховной Рады в связи с началом
избирательной компании.

Губернатор не переживает, что останется от завода после "распила"

 Губернатор
Николаевской области Н.Круглов сообщил, что директор ГК «Укроборонпром» Сергей
Громов обратился в Государственную исполнительную службу с перечнем имущества
на 18 листах, которое будет списано и реализовано. Вероятно, погасить
задолженность по заработной плате за счет уставных средств у концерна не
получается.

 Из интересных
объектов, которые остались в собственности завода можно назвать
санаторий-профилакторий "Ингул", а также целый ряд зданий в центре
города, которые сейчас находятся в аренде у различных компаний.

 Даже если
предположить, что средств от реализации этого имущества хватит, чтобы
рассчитаться по долгам по заработной плате, то проблем предприятия это не
решает:

Во-первых, не
так просто найти покупателя на недвижимость, это процесс длительный.

Во-вторых, погашение
задолженности по зарплате никак не решает главной проблемы предприятия – отсутствие денежного потока за счет основной
деятельности. За последние 10 лет предприятие неоднократно накапливало долги по
заработной плате, гасило их, но они снова накапливались.

 Акцент на
погашении заработной платы делают прежде всего профсоюзы и губернатор Николаевской
области, Н.П.Круглов, т.к. профсоюзы представляют коллектив, который стал
заложником невнимания государства к своему последнему судостроительному предприятию,
а губернатора на Банковой оценивают по
уровню задолженности по заработной плате, да и такие долги являются источником
социального напряжения, а значит недовольства действующей властью.

 Ответ на вопрос,
а что продавать, когда возникнет следующая задолженность по заработной плате,
губернатору давно известен: "В результате продажи имущества, которое
подлежит списанию, от завода останется то, что должно остаться. В результате
обсуждения с представителями завода мы стопроцентно уверены в том, что
реализовывать имущество должна ГИС под контролем профсоюзов и общественности,
внимательно анализировать, что и кому продается, а самое главное – куда
направляются деньги от продажи. Эти деньги через ГИС пойдут исключительно на
выплату задолженности по зарплате. А чтобы снять проблему с текущей
задолженностью, я получил подтверждение от руководителя «Укроборонпрома» о том,
что до 23 августа на счет завода поступят 2,4 млн.грн. для выплаты текущей
задолженности. Надеемся, что в течение месяца мы получим полную схему
реализации имущества завода.", – сообщил Н.Круглов.

 Впрочем,
губернатор отметил, что пока цельного плана реструктуризации предприятия не
существует. Но переживать о том, что же останется от завода в результате реструктуризации,
по мнению Николая Круглова, не стоит.

 Остается
переживать, чтобы Верховная рада исключила предприятие из списка предприятий,
не подлежащих приватизации, чтобы активы предприятия можно было продать
подороже, ну и чтобы 1200 работников предприятия нашли работу в городе
Николаеве.

 Коллектив: завод может работать

Глава
профсоюза судостроительного завода им.61 коммунара Н.Головченко уверен, что
продажа непрофильных активов позволит предприятию решить текущие проблемы, весь
вопрос в том, как продавать:

"Ряд
руководителей предприятия (главный инженер, заместитель по производству) по
моему настоянию создали комиссию, по поводу порезки металла, которая была
сделана чужими людьми на нашем заводе. Эта комиссия составила акт. Выводы
комиссии мы передали в СБУ, Прокуратуру, Николаю Яновичу…

31 июля с
завода было вывезено несколько станков, порезаны трубы. Вывезены в вечернее
время после работы. В выводах комиссии эти факты были указаны. Наш начальник
ВОХР (Бережной) подписал письма на въезд и ему же было поручено провести внутреннее
расследование. Про все эти факты мы проинформировали Азарова.

Есть у нас и
рефрижератор и крейсер "Украина", под эти источники можно было бы
найти деньги, чтобы рассчитаться с людьми, а после их продажи государство могло
бы вернуть себе эти средства.

Очень
правильный шаг – списание долгов предприятия. Как можно накручивать штрафы и
пени на неуплату в пенсионный фонд с неработающего предприятия? Если завод не
производит продукцию – с чего платить отчисления в соц фонды? Кому легче от
того, что эти цифры накрутили? Давайте продадим завод, чтобы погасить долги
перед ПФ. Как тогда ПФ будет получать отчисления?

Я видел список
объектов, которые "Укроборонпром" хочет реализовать, в основном это
те объекты, которые предлагались для покупки ТОВ "Нибулон".

Весь вопрос:
как продавать? Были факты, когда оборудование и металл с завода продавались по
копеечным ценам, которые в разы (!) были ниже рыночных, чтобы можно было
накрутить "маржу".

 В развитие
конфликта определенную динамику внесла встреча коллектива с премьер-министром,
Н.Азаровым
, во время его визита в Николаев. Премьер министр пообещал погасить
текущую задолженность по заработной плате и организовать встречу с
руководителем "Укроборонпрома". 

 Можно сказать,
что стороны солидарны в том, как решить текущие проблемы предприятия: продать
непрофильные активы по адекватной цене.

 Дальнейшая судьба
завода остается по-прежнему под вопросом.

Все
специалисты согласны в том, что для того, чтобы работать в судостроении, заводу
нужна модернизация. Это старейшее судостроительное предприятие Николаева,
некоторые технологии не модернизировались со времен 50-х годов 20-го столетия,
что не может не сказываться на эффективности производства. Если учесть десять
лет разворовывания предприятия: продажа инструментов, оборудования, порезка
станков и проч., то затраты на приведение производства в рабочее состояние
будут немалыми.

 Значительная
часть "начинки" судна сегодня закупается, т.е. на
конкурентоспособность и цену конечной продукции не влияет, на всех заводах эти
расходы примерно одинаковы. То же самое можно сказать про закупку металла. Единственный
параметр, которые изменяется – затраты на заработную плату. Заработная плата на
Судостроительном заводе им.61 коммунара самая низкая в отрасли и патриоты
предприятия уверены, что даже при устаревших технологиях завод может за счет
этого конкурировать, главное чтобы собственник занимался поиском заказов.

Пока что никто
из сторон не озвучил подобных планов. Остается надеяться, что руководитель "Укроборонпрома"
сможет ответить на этот вопрос во время визита в Николаев, поскольку очевидно,
что ни у местной власти, ни у премьер-министра ответа нет никакого плана в
отношении этого предприятия.

 Александр Диордиев для "Морских бизнес-новостей Украины"