В Одессе участились попытки воровства линейных контейнеров, – Ассоциация контейнерных линий Украины

2012-08-22 17:50:15

В течение полугода в Одессе имели место несколько попыток воровства порожних линейных контейнеров.



Опишем типичный случай. В офис хорошо известного на рынке экспедитора обратилась неизвестная экспедиторская компания по электронной почте (адрес типа XXX@mail.ru) с запросом на котировку и экспедирование по порту крупной экспортной партии вполне типичной для Украины экспортной продукции. Одновременно присылаются копии документов компании для заключения договора экспедирования.
Добросовестный экспедитор (букирующая сторона) обращается к агенту судоходной линии, получает котировку и подтверждение наличия необходимого оборудования.

 В процессе обсуждения отправки букирующая сторона просит предоставить дополнительное свободное время для использования контейнера – 14 дней, а лучше 21 день, мотивирую это тем, что у клиента бывают задержки с грузом и документами. После того, как букинг размещен и принят линией, букирующая сторона дает инструкции по накоплению порожнего оборудования на территории склада Х (малоизвестный / неизвестный линии склад).

В течение нескольких последующих дней накопление идет по стандартной схеме. Контейнеры сдаются на склад, и в конце дня линия через экспедитора получает отчет с адреса типа ХХХ@mail.ru.

Через некоторое время линия получает письма и звонки от якобы представителей склада, которые требуют дать инструкции по выдаче порожняка и предоставить наряды с мокрыми печатями линии на такую выдачу.

Через какое-то время, когда приближается дата отгрузки первой из нескольких запланированных партий, конечный клиент не дает информации об отгрузке, а еще через несколько дней просто не выходит на связь: электронная почта не отвечает, мобильный телефон отключен.

К счастью, до этого букирующая сторона провела проверку информации о конечном клиенте и приняла необходимые меры, поскольку оказалось, что все данные компании в общем-то реальные, но компания находится либо в стадии ликвидации, либо недавно ликвидирована. 

В рассматриваемом случае планировавшееся мошенничество сорвалось благодаря своевременной проверке информации о надежности (сомнительности) клиента.

В целом хочется обратить внимание на достаточно трудную идентификацию мошенничества, усиленную следующими обстоятельствами. Как правило, экспедиторы всеми силами пытаются оградить «своего клиента» от контакта с судоходной линией, что известно мошенникам и, по-видимому, уже ими используется.

Мошенникам хорошо знакомы процедуры в экспедиторских компаниях и линейных агентствах по выдаче порожнего оборудования, приему и отгрузке экспортных грузов.

Отсутствие у экспедиторов четкой процедуры проверки достоверности данных об их заказчиках и перевозимых ими грузах создает благоприятные условия для мошенничества и риски утраты оборудования линии.

Повторяющиеся попытки совершения мошенничества в отношении порожнего контейнерного оборудования линий, к тому же объединенные схожими характерными признаками, заставляют сделать вывод, что данные действия совершаются хорошо организованной преступной группой, обладающей обширными познаниями в сфере морской транспортировки контейнерных грузов. Это делает мошенников особенно опасными, поскольку их шаги создают серьезный риск как для линий, для добропорядочных экспедиторов, участвующих в процессе организации транспортировки, так и для страховых компаний, автоперевозчиков, внепортовых контейнерных складов.

Ассоциация линейных агентов рекомендует всем участникам рынка обратить внимание на данные случаи и ужесточить контроль за перемещением порожнего контейнерного оборудования по территории Украины.

Йеспер Педерсен,
представитель Ассоциации контейнерных линий Украины