Вячеслав Пиховшек: О солидарности рабочего класса за рубежом

2012-07-25 14:03:44

Довольно интересные сообщения на этой неделе распространила Би-Би-Си. Профсоюз работников транспорта (RMT) в английском Саутгемптоне выступил с публичными претензиями к паромному перевозчику Condor Ferries, обвинив компанию в том, что она мало платит своим украинским работникам. Би-Би-Си цитирует главу отделения этого профсоюза Даррена Проктора: «Общественность Портсмута возмущена, что в наше время вообще возможна такая жалкая оплата труда — 2,35 фунтов в час».



Condor
Ferries осуществляет паромное сообщение между Нормандскими островами и
севером Франции. Понятно, что она пытается сэкономить на оплате труда
работников, нанятых за пределами Европейского Союза. Компания
оправдывается: «Все наши украинские работники пользуются бесплатным
транспортом из Украины и обратно, медицинским страхованием, и с них не
рассчитывают плату за питание и проживание в течение двенадцати недель
на борту». Вместе с тем официальные представители Condor Ferries
заявили, что их фирма не планирует повышать оплату труда украинцев до
официально утвержденного в Великобритании законодательного минимума в
6,08 фунтов».

Британские профсоюзники высказали еще
два интересных мнения. Первое — украинские моряки не протестуют. И
публично не поддержали своих британских коллег, которые за них,
получается, заступаются. Второе — в отличие от англичан украинцы
соглашаются работать по 12 часов в день без выходных в течение трех
месяцев, после чего берут четыре недели неоплачиваемого отпуска.
Профсоюз работников транспорта считает этот график не только
изнурительным, но и потенциально опасным. Там полагают, что надо
работать вахтовым методом: неделю или две пребывать в море, а после
этого — неделя или две оплачиваемых выходных.

Наблюдая за ситуацией из Киева, трудно сделать выводы обо всех причинах протеста в Саутгемптоне.

Не исключено, что перед нами
классический случай рабочей солидарности. Запад знает такие примеры. В
конце концов, разве не проводили и в Советском Союзе митинги в поддержку
действий и тех, кто олицетворял для СССР на Западе «рабочий класс», и
тех, кто был его «передовым авангардом»? Вспомним незабвенное: «Свободу
Анжеле Дэвис!»

Гораздо вероятнее другое — британский
профсоюз работников транспорта, основной и единственной функцией
которого является защита прав его членов, крайне обеспокоен тем, что
украинские наемные работники своими минимальными требованиями подрывают
рынок труда. То есть, соглашаясь работать за меньшую цену, большее
количество рабочих часов в неделю при минимуме социального обеспечения,
они выступают штрейкбрехерами в отношении своих западных коллег.

Для нас в этой истории интересны несколько вещей.

«Жалкая оплата труда в 2,35 фунта в
час», которой так возмущена прогрессивная общественность Портсмута, это,
по нашим деньгам, 25 гривен в час. Давайте посчитаем: 25 гривен в час
при 40-часовой рабочей неделе это 4000 гривен в месяц. Между тем,
средняя заработная плата в Украине в марте составила 2923 гривны. По
данным Государственной службы статистики, самые высокие средние зарплаты
были у работников авиационного транспорта (9163 гривен в месяц) и
финансистов (6526 гривен).

Самые низкие зарплаты у работников
рыбной отрасли (1346 гривен) и сельского хозяйства (1770 гривен).
Моряков паромных сообщений можно приравнять к работникам рыбной отрасли.
Получается, что в Великобритании они зарабатывают существенно больше.
Но при этом украинские моряки работают 84 часа в неделю на протяжении
трех месяцев, зарабатывая за это время 25 тысяч 200 гривен, то есть 8400
гривен в месяц. За отпуск им не платят, пенсионные, я уверен, тоже не
отчисляют.

Можем ли мы поверить в то, что такой
график работы потенциально опасен для самих наемных работников и для
пассажиров, пользующихся паромами Condor Ferries? Безусловно. Разве не
встречаем мы каждый день сообщения о том, как в очередной раз в каком-то
порту арестовали судно с украинскими моряками на борту, которые
работали в нечеловеческих условиях? И разве нет у этой ситуации двух
сторон — работодателя, создавшего якобы «нечеловеческие» (якобы — ибо мы
не на судне и этого не видим) условия, и украинских моряков, которые
согласились работать в таких условиях?

Довольно часто можно услышать циничную
логику — а пусть украинское государство создаст нашим гражданам условия,
чтобы они, в том числе и моряки, не искали за рубежом работы в
недостойных условиях. Эта порочная логика совершено игнорирует то
обстоятельство, что социализм в нашей стране закончился. Сегодня люди
сами несут ответственность за свои действия.

Но самым важным в этой истории мне
кажется поднятый британским профсоюзником вопрос об отсутствии у
украинцев профессиональной солидарности. В Украине никогда не было
массовой забастовки работников морского транспорта. Например, похожей на
те, которые на заре перестройки проводили шахтеры. Но в Украине давно
уже не было забастовки шахтеров, а там до сих пор маленькие зарплаты. В
Украине никогда не было забастовки авиадиспетчеров, которые когда-то
«потрясли» экономику США, не бастовали журналисты, что в Греции
происходит регулярно.

Нет, я не выступаю за проведение в
Украине забастовок. Я всего лишь констатирую факты. А они таковы, что
нынешним поколениям граждан проще и привычнее решать свои вопросы с
работодателем в индивидуальном порядке. Или не решать, что тоже довольно
обычно. Профессиональная солидарность в нашей стране ныне отсутствует
как общественное явление. И, пока она не появилась, гораздо проще
представить себе иное: как работодатели договариваются между собой не
подымать зарплату наемным работникам. Так им и надо. Всем.