«Украина — морская держава или страна у моря?» или почему без своего флота крюинг не в радость

2012-07-24 12:43:48

Сегодня Украина занимает четвертое место в мире по количеству моряков, работающих на судах под «удобным» флагом. При этом наша страна за годы независимости полностью утратила — в силу известных исторических обстоятельств — свой торговый флот.



— По данным Министерства социальной политики, сейчас лицензию на посредничество в трудоустройстве граждан за границей имеют около 900 предприятий, — первому слово предоставили капитану дальнего плавания, депутату Одесского городского совета, директору ДП «Ви.Шипс (Украина)» Игорю Сафину. — Треть посредников находится в Одессе, и свои услуги они оказывают преимущественно морякам. В прошлом году эти предприятия трудоустроили на суда иностранных судовладельцев около 60 тысяч человек. Считаю, что украинские специалисты имеют очень хорошие перспективы на мировом морском рынке труда. За десять последних лет количество лиц старшего командного состава из нашей страны, которые работают на «подфлажных» судах, увеличилось в 2,5 раза. При этом сегодня мировой флот испытывает нехватку офицеров. К 2016 году количество вакансий лиц старшего командного состава может достигнуть 40 тысяч. Кто их займет? Считаю, что Украина — при правильном подходе к подготовке кадров — является одним из главных претендентов.

Понятно, что кадровый прорыв невозможен без качественной подготовки молодых специалистов. Ректор Одесской национальной морской академии Михаил Миюсов сразу же упредил попытку обвинить систему образования в том, что она — за государственный счет — готовит кадры для работы на судах под флагами иностранных государств. Выяснилось, что, к примеру, в ОНМА только половина курсантов дневной формы обучения учится на бюджете. А на заочной форме контрактников — вообще 90 процентов.

Трудоустраиваются курсанты ОНМА и других морских вузов страны благодаря кадетским программам. Их предлагают некоторые посреднические предприятия, в том числе, и ДП «Ви.Шипс (Украина)», которые сумели убедить своих иностранных партнеров в том, что необходимые ему кадры надо растить со студенческой скамьи. Кадетами становятся курсанты третьих-четвертых курсов, которые получили возможность совмещать обучение с получением первых практических навыков. Таким образом, к моменту получения диплома судоводителя или механика молодой специалист уже имеет в своем послужном списке необходимый плавательный ценз.

К сожалению, далеко не всех иностранных работодателей можно убедить брать на практику молодых украинских моряков. Такое дальновидное кадровое решение могут позволить себе только крупные судовладельческие компании, крепко стоящие на ногах. А таких сегодня не так много, ведь кризис в мировой морской отрасли не закончился.

Этим обстоятельством, кстати, объясняется тот факт, что иностранные судовладельцы, с удовольствием принимающие на работу лиц старшего командного состава из Украины, практически отказались от услуг наших матросов и мотористов. Причина одна — деньги. Филиппинцам-китайцам-малайцам-египтянам за ту же работу, что делает украинский рядовой состав, можно платить гораздо меньше. Да и проблем с ними не бывает: на рабочем месте не пьют, любимые наши вопросы — типа, почему эту работу должен делать я, а не Иванов, Петров, Сидоров? — не задают.

Затем участники пресс-конференции (кроме Игоря Сафина и Михаила Миюсова на вопросы журналистов отвечали начальник Одесского мореходного колледжа технического флота Анатолий Опарин и первый заместитель председателя профсоюза работников морского транспорта Украины Олег Григорюк) сообща искали ответ на вопрос, каким же образом сохранить систему цивилизованного крюинга, благодаря которой в страну ежегодно поступает порядка полутора миллиардов долларов в виде заработной платы моряков-«подфлажников».

Предложений к государству было много. Вкладывать деньги в морское образование. В частности, восстановить учебный флот, дабы курсанты имели возможность проходить качественную производственную практику, которая необходима для получения рабочего диплома и первого места работы.

Вернуть прежнюю систему налогообложения граждан, которые подолгу находятся за пределами Украины. Напомним, что до 1 января 2004 года действовала система, при которой человек, отсутствовавший в стране более 183 суток в течение календарного года, освобождался от уплаты подоходного налога. Данная налоговая норма была социально справедливой, учитывая исключительно тяжелый характер труда морского специалиста, работающего на судах мирового торгового флота.

Немедленно присоединиться к Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве. Сразу заметим, что данное предложение — весьма спорное, так как украинское правительство давно назвало дату предполагаемой ратификации: не ранее 2035 года. Ведь для ратификации данного международного договора у Украины нет главного условия — собственного флота. Не является она и страной флага.

И, как совершенно верно заметил Михаил Миюсов, без возрождения национального торгового флота и крюинг может захиреть. Ведь работа на судах иностранных судовладельцев имеет уйму специфических моментов и особых требований, которым отвечают далеко не все украинские моряки. А 22 высших и средних морских учебных заведения страны, а также многочисленные курсы по подготовке специалистов, ежегодно и исправно пополняют рынок трудоустройства новыми кадрами…

Олег Станиславов, vo.od.ua