2012-07-24 14:00:00

Выпускник естественно-научного лицея №145 Артем Матеуш придумал, как ликвидировать последствия аварий на воде, связанных с разливом нефти.



Идею для изобретения подсказала сама жизнь. «В современном мире много угроз для окружающей среды. Одна из них связана с разливом нефти во время ее транспортировки на танкере. Поэтому мы решили изобрести эффективные методы для ликвидации последствий нефтяных аварий», — говорит Артем.
В итоге юные изобретатели придумали две разработки. Первая — в случае аварии не даст нефтяному пятну растечься по поверхности воды. «Мы создали проект устройства, которое находится на палубе танкера. Это — два рулона, соединенных между собой, каждый из которых, в свою очередь, состоит из пары спаянных по краям длинных металлических пластин, — рассказывает Артем. — При аварии подъемный кран на танкере опускает это устройство на воду, и замки на рулонах открываются. После этого за счет эффекта памяти формы (когда металл возвращается в первоначальную форму, потому что «запоминает» ее. — Авт.) они быстро разворачиваются и образуют вокруг судна два полукруга, которые соединяются магнитным замком. Получается «ловушка»-забор для нефти. Также при этом в пустоту между пластинами всасывается воздух, благодаря которому конструкция не тонет».

Что касается второй разработки, то она поможет откачать нефть из емкостей в танкере, если он утонет во время аварии. «Сейчас это делают с помощью насосов. Но это очень энергозатратная процедура. Наш метод — более экономичный. Для его реализации мы вместо насосов решили использовать 2 трубы разной длины, — говорит Артем. — Суть его такова: обе трубы погружаются в емкость с нефтью. Верхний конец более короткой находится под водой, а тот, что длиннее, выходит на поверхность. Морская вода, попадая в более короткую трубу, вытесняет нефть (это происходит за счет разницы плотностей этих веществ). И она по длинной трубе поднимается наверх из затонувшего танкера». По подсчетам Артема, давления воды достаточно, чтобы нефть без дополнительных насосов затекала уже в другую емкость, которая будет находиться на поверхности. С этими разработками изобретатели заняли 2-е место на всеукраинском этапе конкурса «Intel-Техно Украина», 1-е — на «Intel-Эко Украина», а также получили диплом с отличием на международной олимпиаде научных проектов INESPO (Голландия).

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Сергей Воронов, доктор техн. наук, профессор, завкафедрой прикладной физики НТУУ «КПИ»:

«Разработки Артема произвели на меня хорошее впечатление. Во-первых, потому что он выбрал очень актуальную тему. Ведь после экологической катастрофы, случившейся в Мексиканском заливе, в который раз остро встал вопрос о том, чтобы разработать более эффективные средства для ликвидации последствий нефтяных аварий. Поэтому любая свежая идея в этом направлении всегда будет полезной. Во-вторых, что касается самих разработок, то они — оригинальны. Например, эффект памяти формы пока что не применялся в оборудовании для локализации нефтяных пятен на воде. Кроме того, большой плюс в том, что металлическое ограждение, смотанное в рулон, находится на палубе танкера. То есть его можно применить мгновенно после аварии. Если же говорить о предложенном методе выкачивания нефти, то в некоторых случаях он действительно может заменить применение насосов.

Однако, несмотря на все это, оба изобретения необходимо доработать. При этом юный изобретатель должен четко определиться с тем, в каких случаях они могут быть наиболее эффективными. Так, металлическое ограждение для нефтяных пятен можно применить далеко не на всех судах. Например, это нельзя сделать на океанских супертанкерах, длина которых достигает 150 м. Ведь не известно, как упомянутый эффект памяти формы будет проявляться при больших размерах. Также при расчетах параметров труб для откачки нефти стоит учитывать не только силу морских течений, как сделал Артем. Ведь, кроме них, есть еще волнение моря, сила ветра и другие погодные условия, которые могут повредить конструкцию».

http://www.segodnya.ua