2012-07-23 15:41:35
Украинская компания впервые близка к тому, чтобы приобрести портовые мощности на территории России. Ее цель — кубанское зерно
Украинская
компания впервые близка к тому, чтобы приобрести портовые мощности на
территории России. Один из крупнейших игроков масложирового рынка
страны — агрохолдинг “Кернел” готовится к приобретению стивидорных
активов группы компаний “Эфко” в порту Тамани. Газета “Ведомости”
сообщает, что это будет совместная инвестиция “Кернел” и “Международной
зерновой корпорации”, которая является “дочкой” крупного мирового
трейдера Glencore. И компания Андрея Веревского и детище Марка Рича
активно конкурируют на украинском рынке, поэтому заявление о совместном
приобретении активов в России стало неожиданным.
Сумма сделки не раскрывается, однако раньше активы в Тамани “Эфко”
оценивала в 200-300 миллионов долларов, что и объясняет необходимость
создания союза Кернел с Glencore. Ранее на актив также претендовали
трейдер Louis Dreyfus и группа “Дело” Сергея Шишкарева.
МЗК и Кернел станут владельцами 100% в ООО “Зерновой терминальный
комплекс “Тамань”, владеющем береговой инфраструктурой (мощности для
хранения зерна, подъездные пути), и 49% в ЗАО “Зерновой терминальный
комплекс “Тамань”, которому принадлежат причалы. “Контроль в последнем
нужен “Эфко”: структура управляет и причалами по перевалке растительного
масла, а это профильный бизнес для российской аграрной компании”, —
пишут “Ведомости”. Пока неясно как будут распределены доли между Кернел и
Glencore.
“Портовые терминалы Кернел являются важной составляющей в процессах
перевалки зерна и транспортировки масла, а также ключевым звеном в
стратегии развития и роста компании. Сегодня через собственные терминалы
компания экспортирует зерно, подсолнечное масло и шрот, обеспечивая
гибкость маркетинговой стратегии и эффективность поставок нашим
потребителям”, — утверждают в агрохолдинге.
На сегодняшний день Кернел контролирует три терминала на территории
Украины: Трансбалктерминал — зерновой портовый терминал в порту
Ильичевск мощностью единовременного хранения 200 тысяч тонн, где
переваливает как собственное зерно, так и других крупных экспортеров на
суда типа Handy-size и Panamax. А также Ойлтранстерминал — терминал по
перегрузке подсолнечного масла и шрота в Николаевском порту с пропускной
способностью полмиллиона тонн в год.
Кернел также реализовал опцион на покупку 100% акций Black Sea
Industries (BSI), расположенного рядом с зерновым терминалом холдинга в
Ильичевском морском торговом порту. Согласно биржевому сообщению
компании на Варшавской фондовой бирже (WSE) стоимость сделки составила
$140 млн. Таким образом, терминал в Тамани станет четвертым таким
активом.
“Логика инвестиций в Тамань — повторить ту вертикально замкнутую
цепочку, которую компания сумела ранее успешно сделать в Украине. Здесь у
Кернел 330 тысяч гектаров земли, предприятия, элеваторы и терминалы — а
это позволяет весь денежный поток оставлять внутри компании”, —
объясняет аналитик Investment Capital Ukraine Павел Бидак. Загружать
свои украиснкие терминалы российской продукцией компания по всей
видимости не сможет из-за политики РФ, а также по сугубо экономическим
соображениям — дополнительные затраты на транспортировку.
Планы у Кернел в России настолько масштабны, что необходимость
увеличения количества собственных морских терминалов на Черном море
очевидна. На сегодняшний день агрохолдинг строит маслоэкстракционный
завод мощностью переработки 600 тыс. тонн в год (запуск до 2014 года,
стоимость — 100 миллионов долларов), а также уже владеет тремя
перерабатывающими заводами в Краснодарском и Ставропольском краях через
приобретенную в сентябре 2011 года компанию “Русские масла” (РФ). Их
общая мощность переработки 400 тыс. тонн семян подсолнечника в год.
Кроме того, Усть-Лабинский ЭМЭК имеет мощности по производству эфирного
кориандрового масла, которые в 2010 году простаивали.
У аналитика Центра транспортных стратегий Андрея Товстопята сложилось
мнение, что благодаря терминалу в Тамани и удобному логистическому
плечу с зерновым поясом Кубани Кернел способен войти в пул крупных
международных трейдеров. “Таким способом компания наращивает объемы
деятельности как зернотрейдера. Плюс, возможно, диверсифицирует
политические риски — если скажем, в Украине введут квоты на экспорт
зерна, а в России экспорт не ограничат, тогда будет гарантирован хотя бы
какой то объем экспорта вместо ноля”, — рассказывает эксперт. Он также
обращает внимание на то, что мощности по перевалке масла в Тамани “Эфко”
оставила в своей собственности, выставив на продажу исключительно
зерновой терминал.
Игорь ГОШОВСКИЙ, http://www.ukrrudprom.ua