2012-07-23 14:55:58
Власти регулярно заявляют о необходимости привлечения иностранных инвестиций. Однако, когда дело касается реальных инвесторов с крупными капиталами, громкие заявления отходят на второй план.
Черноморский яхт-клуб и парусная школа финансируются за счёт иностранных инвестиций. Это деньги российского предприятия "Transbunker sailing team". Деньги идут с подачи Сергея Пугачёва, выходца из Одессы, который ныне является крупнейшим держателем акций и председателем совета директоров компании “Трансбункер”. Эта компания владеет 12-ю судами, пятью нефтебазами, нефтеперерабатывающим заводом и осуществляет бункеровку судов в многих портах Украины и России. Сергей Пугачёв и сам в юности учился в Одесском яхт-клубе. Парусным спортом он занимается до сих пор.
Одесский яхт-клуб был построен в шестидесятых годах: в процессе создания берегоукрепительных сооружений. После развала СССР он оказался убыточной графой в составе расходов Одесского черноморского порта. К 2005-му году убытки достигли полумиллиона гривен в год и правительство приняло решение избавиться от обузы, создав отдельное государственное предприятие "Черноморский яхт-клуб": с целью поиска инвесторов.
Без поддержки порта предприятию пришлось нелегко. Сам яхт-клуб был недостроен. Отсутствовали водопровод и отопление, а место для стоянки яхт оказалось не таким уж и удобным в связи с отсутствием подъезда транспорта. Ну кому из богатеев захочется пилить километр по склонам с авоськами, чтобы попасть на собственную яхту?
Инвестор нашёлся в 2006-м году: группа компаний “Трансбункер” подписала договор о совместной деятельности, который предусматривал строительство школы и реконструкцию клуба. Инвестор взял на себя обязательства вложить 50 миллионов гривен в развитие яхт-клуба. Взамен договор предусматривал, что частники смогут зарабатывать деньги, собирая оплату за стоянку яхт.
Сергей Котов
— На протяжении последних шести лет мы столкнулись со множеством проблем, касающихся оформления документов, — рассказывает Котов. — Например, земля и гидротехнические сооружения были оформлены на одесский порт. Переоформление документов заняло ровно год, а ведь без них не могло и речи идти ни о строительстве школы, ни о реконструкции гидротехнических сооружений, ни о проектировании.
Мало того, что власти никак не помогают парусному спорту в Одессе, так они ещё пытаются подоить инвестора по вовсе надуманным причинам. Например, в 2008-м году при согласовании строительства яхтенной школы, исполком горсовета попытался навесить на инвестора обязательство реконструировать дренажную штольню: за 700 тысяч гривен. Выяснилось однако, что штольня вообще находится вне территории яхт-клуба.
Сергей Котов возмущён регулярной травлей в прессе: дескать, "Трансбункер" хочет украсть яхт-клуб. Попытка купить это предприятие действительно уже была в 2009-м году, но решение о приватизации клуба отменила прокуратура. Главная озвученная претензия — что яхт-клуб в случае приватизации может лишиться своей парусной школы и "превратиться в стоянку для элитных яхт".
За деньги инвестора госпредприятие "Черноморский яхт-клуб" построило школу и душевые кабинки, поставило плавучий причал, закупило яхты (класса "Laser SB3″) и паруса к ним, оборудование, катера сопровождения. Всего на данный момент инвестор потратил 22 миллиона гривен. Ещё 6 миллионов в процессе освоения.
Чтобы отправить ребёнка учиться в школу парусного спорта, родителям достаточно написать заявление и платить по 50 гривен в месяц.
Конечно, яхт-клуб зарабатывает деньги: здесь стоят катера чиновников и прокуроров, которые, кстати, пару лет назад громко жаловались на пятикратный рост цен. Тем не менее, в обществе нет чёткого понимания, что делать с бизнесменами, которые заводят в страну деньги: либо прогнать в шею, либо всё-таки дать право собственности на развиваемый ими бизнес.
Пока инвесторов будут воспринимать в стране как дойных коров, им будет неинтересно идти в Украину. Инвесторы любят не только экономическую стабильность, но и прозрачные условия игры.
Общественность понимает, что любых инвесторов сейчас весьма сложно проконтролировать в условиях тотальной коррумпированности всех правоохранительных органов и всех ветвей власти. При такой обстановке, совершенно нормально желание хоть как-то защитить от посягательств государственное имущество.
Иными словами, общественность не хочет отдавать иностранным инвесторам ни пяди родной земли. Но зачем же тогда говорить, что стране необходимы инвестиции? Зачем ждать вливаний иностранных денег, если инвесторы чётко понимают весь комплекс связанных с этим проблем? Никто не хочет вложить миллионы долларов, а затем оказаться безо всяких прав на свой бизнес.
В Одессе есть оформленное общественное мнение, что яхт-клуб в Отраде должен быть только базой для подготовки спортсменов: без всякой другой коммерции. Но те же одесситы прекрасно понимают, что создание спортивной школы сейчас возможно только за счёт частного капитала, который обязательно потребует что-нибудь взамен.
И это основная проблема нашей страны, которая так хочет привлекать зарубежные деньги. Ментально украинцы ещё живут по заветам коммунистической партии, но фактически всё вокруг уже принадлежит представителям крупного капитала. Сейчас в Украине не существует компромиссной формулы общественного договора: чтобы и бизнесмены были довольны, и горожане не чувствовали себя обворованными. Поэтому западные инвесторы стараются обходить Украину десятой дорогой, а если уж и вкладывают деньги, то с надеждой извлечь сверхприбыль: это такая "доплата за риск".
Похоже, это главный вопрос, который необходимо сейчас решать экономистам из украинского правительства. Но зачем им мыслить настолько масштабно, если намного проще брать "откаты" по результатам грабительских инвестиционных соглашений и вешать на стенку в своих богато обставленных кабинетах фальшивые дипломы?
http://hrabro.com