г. Измаил 11—12 июля 2012 г.

Повестка дня:
1. Об эффективности использования портовой инфраструктуры, которая может быть приватизирована или передана в аренду согласно Закону Украины «О морских портах Украины» (на примере ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство»)

Рассмотрение вопроса повестки дня
Члены Комиссии народные депутаты Украины Мармазов Е. В., Унгурян П. Я., Каракай Ю. В. 11 июля 2012 года ознакомились с работой Поста регулирования движения судов «Вилково» государственного предприятия «Дельта — Лоцман», предоставляющего услуги по лоцманском проведении судов и регулировании движения судов в акваториях и на подходных каналах всех морских портов и терминалов Украины, на Бугско-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах, глубоководном судовом ходу Дунай—Черное море. Народные депутаты Украины отметили эффективность взаимодействия операторов ГП «Дельта — Лоцман» и пограничников Измаильского пограничного отряда Южного регионального управления Администрации Государственной пограничной службы Украины.
При обсуждении вопроса повестки дня 12 июля 2012 года в помещении ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство» была отмечена необходимость законодательного урегулирования правовых, экономических и организационных основ деятельности морских портов. Народные депутаты Украины акцентировали внимание на том, что положения Закона Украины «О морских портах Украины» не предусматривают приватизации стратегических объектов портовой инфраструктуры, в т. ч. акваторий морских портов, гидротехнических сооружений, объектов портовой инфраструктуры общего пользования, средств навигационного оборудования и других объектов навигационнно-гидрографического обеспечения морских путей, систем управления движением судов. Вместе с тем, они обратили внимание на то, что этот Закон вступает в силу только в июне 2013 года, поэтому есть время для усовершенствования отдельных его положений, которые вызывают предостережение.
Исполняющий обязанности председателя правления ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство» А. П. Долгов доложил о текущем состоянии финансово-хозяйственной деятельности и о проблемах деятельности пароходства в целом.
Основными проблемами функционирования пароходства являются, во-первых, устаревшее техническое состояние флота, во-вторых, потеря стабильной грузовой базы, что обусловлено как объективными (вторая волна мирового экономического кризиса, последствия которой особенно ощутимы в странах Европы), так и субъективными факторами (следствия ошибочных действий бывшего руководства морской отрасли и предприятий морехозяйственного комплекса Придунавья, некоординированная политика пароходства, портов и железной дороги). Поскольку предприятие не развивалось, а работало на выживание, практически произошла потеря морского флота, речной флот устарел и нуждается в модернизации и развитии.
По итогам работы в 2011 году ПрАТ «УДП» получило рекордный убыток — 67,1 млн. грн. (по сравнению с убытком в 65,4 млн. грн. в 2008 г., 38,0 млн. грн. — в 2009 г. и 3,0 млн. грн. — в 2010 г.). Причинами такого финансового результата было: закрытие навигации на р. Дунай из-за мелководья; пребывание речного флота пароходства в эксплуатации только 2/3 календарного времени; потери грузовой базы и сокращение объемов перевозки грузов по р. Дунай на 29%; большие расходы на долгосрочное содержание значительной части флота в отстое, (в частности, в 2011 году расходы пароходства на содержание судов, которые были выведены в отстой до 2011 года, составили 18 млн. грн.) и т. п.. Из-за убыточной деятельности в последние годы к началу 2012 года задолженность ПрАТ «УДП» по первоочередным текущим платежам, кредитным и гарантийным обязательствам (включая поставщиков и работников предприятия) составляла в долларовом эквиваленте около 64,1 млн.
Для стабилизации финансового состояния руководство ПрАТ «УДП» систематически проводит сокращение численности персонала, ограничивает рост расходов на оплату труда, не проводит ремонт судов, если он экономически нецелесообразный и не подкреплен грузовой базой, стремится сокращать расходы на содержание отстойного флота путем его списания. Однако из-за долгосрочной процедуры списания и частого изменения политики Мининфраструктуры по этому вопросу на балансе пароходства до сих пор находятся судна, которые необходимо было списать еще 3-5 лет назад согласно финансовым планам и программам стабилизации и развития.
С целью свободного обращения  материальными и финансовыми ресурсами А. П. Долгов считал целесообразным исключить ПрАТ «УДП» из списка предприятий, которые не подлежат приватизации. По его мнению, это позволит в дальнейшем найти инвесторов для проведения модернизации и обновления флота.
В обсуждении вопроса повестки дня приняли участие также Крук Ю. Б. (заместитель председателя Комитета ВР Украины по вопросам транспорта и связи, председатель подкомитета по вопросам морского и речного транспорта), Горобец И. А. (заместитель директора Департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины), Кальниченко В. А. (начальник Управления финансового анализа и восстановления платежеспособности Департамента корпоративного управления Фонда государственного имущества Украины), Фуртатов Ю. В. (начальник Измаильского морского торгового порта), Строя С. К. (начальник Ренийского морского торгового порта), Швидченко В. И. (начальник Морского торгового порта «Усть—Дунайск»), Илько А. В. (начальник Управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской областной государственной администрации), Шевченко А. В. (заместитель начальника управления СБУ в Одесской области), Бондарь В. А. (заместитель начальника Южного регионального управления Администрации Государственной пограничной службы Украины).
Начальники портов дали положительную оценку Закону Украины «О морских портах Украины», акцентировав, что он направлен на развитие морских портов, привлечение серьезных инвестиций в отрасль.
Участники заседания обсудили отдельные положительные и отрицательные аспекты идеи образования производственного объединения предприятий морехозяйственного комплекса Дунайского региона.
Кроме этого, большинство выступающих обратили внимание на необходимость защиты национальных интересов и комплексного решения проблем Украинского Придунавья, которое имеет стратегическое значение для всей страны, поскольку является местом пересечения важнейших международных путей Европы и Азии, которые обеспечивают связь с государствами восточной и центральной Европы.
Значительное беспокойство народных депутатов Украины — членов Комиссии — вызвало резкое снижение потенциала развития предприятий морской отрасли Украинского Придунавья, потеря ими конкурентоспособности по сравнению с портами Румынии и других придунайских стран.
Такая ситуация обусловлена как вмешательством Румынии в гидрологические процессы в вершине дельты Дуная с целью развития собственного судоходства не в пользу Украины (строительство Сулинского канала, дамбы на мысе Измаильский Чатал, канала Черновода—Констанца и системы оросительных каналов на территории Румынии, которые берут воду с украинского Килийского устья), так и несбалансированной тарифной политикой в дунайских портах Украины (количество и размеры разных пошлин превышают установленные в других странах оплаты в 2-4 раза), ошибками и просчетами в позиции Украины в Дунайских международных организациях (в т. ч. из-за постоянной сменяемости представителей ведомств, которые принимают участие в их работе).
Глубоководный судоходный канал, соединяющий Дунай с Черным морем, также в значительной мере монополизирован Румынией. Это приводит к постепенной потере Украиной транзитного соединения со странами Европы в пользу Румынии, которая негативно влияет на статус Украины как морского государства. Кроме этого, Румыния планирует продолжать реализацию крупномасштабных гидротехнических проектов и уже сегодня занимает доминирующую позицию в развитии морского и речного судоходства, портового хозяйства в Дунайском и Черноморском бассейнах.
Нуждаются в решении на уровне украино-румынских двусторонних отношений в сфере дунайского судоходства вопросы запрета румынской стороной погрузки и разгрузки судов под украинским флагом в портах Румынии как судов «третьего флага», проведение румынской стороной гидротехнических работ по землечерпании для поддержки глубин в Тульчинском устье и недопущении сбрасывания грунта в украинском русле Дуная, регулирование судоходства и деятельности Администрации Низовьев Дуная, в т. ч. в районе п. Джуржджулешты и т. п..
Важным для функционирования предприятий морской отрасли Украинского Придунавья является обеспечение постоянных судоходных глубин в украинском русле Дуная (сейчас всего 5,5 м). Из-за нерешенности этого вопроса морские суда, которые идут в дунайские порта украинского участка вынуждены пользоваться румынским Сулинским каналом (7,2 м). Проблемным остается также вопрос железнодорожного сообщения дунайских портов, особенно Ренийского, который проходит по территории Молдовы.
Начальник РВ ФГМУ по Одесской области А. М. Косьмин доложил об отрицательных аспектах постприватизационного периода, вызванных деятельностью рейдеров в Придунайском регионе.
Принимая во внимание изложенное, члены Рабочей группы решили:

1. Поручить Председателю Комиссии Е. Мармазову обратиться к Президенту Украины с предложением создать при Раде национальной безопасности и обороны Украины межведомственную комиссию (рабочую группу) по защите национальных интересов и развитию транспортной инфраструктуры в Украинском Придунавье при участии Министерства иностранных дел Украины, Министерства инфраструктуры Украины, Службы внешней разведки Украины, Службы безопасности Украины, Одесской областной государственной администрации.

2. Поручить Председателю Комиссии Е. Мармазову обратиться в Кабинет Министров Украины с предложением устранить препятствия и задержки в списании морально и физически изношенных основных средств, а именно — морских и речных судов ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство», а также обеспечить приведение уровня аккордных ставок на перегрузку, тарифов и пошлин в дунайских портах Украины к конкурентному уровню румынских портов.

3. Направить материалы регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Одесской области относительно отрицательных аспектов постприватизационного периода, вызванных деятельностью рейдеров в Придунайском регионе, в Генеральную прокуратуру Украины, Министерство внутренних дел Украины и Службу безопасности Украины.

4. Провести в сентябре 2012 года вместе с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи (по его согласию) общий круглый стол по вопросам законодательного урегулирования проблем современного развития морских портов Украины и обеспечения сохранения и эффективного использования стратегических объектов портовой инфраструктуры, которые не подлежат приватизации в контексте принятия Закона Украины «О морских портах Украины».

5. Рабочей группе Комиссии проинформировать Комиссию на одном из ближайших заседаний о выполненной работе и принять ее к сведению.
6. Протокол выездного заседания рабочей группы Комиссии прислать в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи.

Глава Комиссии Евгений МАРМАЗОВ.
Секретарь Комиссии Руслан ЗОЗУЛЯ.


Протокол выездного заседания Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации в городе Измаил. На выездном заседании рассматривался вопрос об эффективности использования портовой инфраструктуры, которая может быть приватизирована или передана в аренду согласно Закону Украины «О морских портах Украины».



г. Измаил 11—12 июля 2012 г.

Повестка дня:
1. Об эффективности использования портовой инфраструктуры, которая может быть приватизирована или передана в аренду согласно Закону Украины «О морских портах Украины» (на примере ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство»)

Рассмотрение вопроса повестки дня
Члены Комиссии народные депутаты Украины Мармазов Е. В., Унгурян П. Я., Каракай Ю. В. 11 июля 2012 года ознакомились с работой Поста регулирования движения судов «Вилково» государственного предприятия «Дельта — Лоцман», предоставляющего услуги по лоцманском проведении судов и регулировании движения судов в акваториях и на подходных каналах всех морских портов и терминалов Украины, на Бугско-Днепровско-лиманском и Херсонском морском каналах, глубоководном судовом ходу Дунай—Черное море. Народные депутаты Украины отметили эффективность взаимодействия операторов ГП «Дельта — Лоцман» и пограничников Измаильского пограничного отряда Южного регионального управления Администрации Государственной пограничной службы Украины.
При обсуждении вопроса повестки дня 12 июля 2012 года в помещении ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство» была отмечена необходимость законодательного урегулирования правовых, экономических и организационных основ деятельности морских портов. Народные депутаты Украины акцентировали внимание на том, что положения Закона Украины «О морских портах Украины» не предусматривают приватизации стратегических объектов портовой инфраструктуры, в т. ч. акваторий морских портов, гидротехнических сооружений, объектов портовой инфраструктуры общего пользования, средств навигационного оборудования и других объектов навигационнно-гидрографического обеспечения морских путей, систем управления движением судов. Вместе с тем, они обратили внимание на то, что этот Закон вступает в силу только в июне 2013 года, поэтому есть время для усовершенствования отдельных его положений, которые вызывают предостережение.
Исполняющий обязанности председателя правления ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство» А. П. Долгов доложил о текущем состоянии финансово-хозяйственной деятельности и о проблемах деятельности пароходства в целом.
Основными проблемами функционирования пароходства являются, во-первых, устаревшее техническое состояние флота, во-вторых, потеря стабильной грузовой базы, что обусловлено как объективными (вторая волна мирового экономического кризиса, последствия которой особенно ощутимы в странах Европы), так и субъективными факторами (следствия ошибочных действий бывшего руководства морской отрасли и предприятий морехозяйственного комплекса Придунавья, некоординированная политика пароходства, портов и железной дороги). Поскольку предприятие не развивалось, а работало на выживание, практически произошла потеря морского флота, речной флот устарел и нуждается в модернизации и развитии.
По итогам работы в 2011 году ПрАТ «УДП» получило рекордный убыток — 67,1 млн. грн. (по сравнению с убытком в 65,4 млн. грн. в 2008 г., 38,0 млн. грн. — в 2009 г. и 3,0 млн. грн. — в 2010 г.). Причинами такого финансового результата было: закрытие навигации на р. Дунай из-за мелководья; пребывание речного флота пароходства в эксплуатации только 2/3 календарного времени; потери грузовой базы и сокращение объемов перевозки грузов по р. Дунай на 29%; большие расходы на долгосрочное содержание значительной части флота в отстое, (в частности, в 2011 году расходы пароходства на содержание судов, которые были выведены в отстой до 2011 года, составили 18 млн. грн.) и т. п.. Из-за убыточной деятельности в последние годы к началу 2012 года задолженность ПрАТ «УДП» по первоочередным текущим платежам, кредитным и гарантийным обязательствам (включая поставщиков и работников предприятия) составляла в долларовом эквиваленте около 64,1 млн.
Для стабилизации финансового состояния руководство ПрАТ «УДП» систематически проводит сокращение численности персонала, ограничивает рост расходов на оплату труда, не проводит ремонт судов, если он экономически нецелесообразный и не подкреплен грузовой базой, стремится сокращать расходы на содержание отстойного флота путем его списания. Однако из-за долгосрочной процедуры списания и частого изменения политики Мининфраструктуры по этому вопросу на балансе пароходства до сих пор находятся судна, которые необходимо было списать еще 3-5 лет назад согласно финансовым планам и программам стабилизации и развития.
С целью свободного обращения  материальными и финансовыми ресурсами А. П. Долгов считал целесообразным исключить ПрАТ «УДП» из списка предприятий, которые не подлежат приватизации. По его мнению, это позволит в дальнейшем найти инвесторов для проведения модернизации и обновления флота.
В обсуждении вопроса повестки дня приняли участие также Крук Ю. Б. (заместитель председателя Комитета ВР Украины по вопросам транспорта и связи, председатель подкомитета по вопросам морского и речного транспорта), Горобец И. А. (заместитель директора Департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины), Кальниченко В. А. (начальник Управления финансового анализа и восстановления платежеспособности Департамента корпоративного управления Фонда государственного имущества Украины), Фуртатов Ю. В. (начальник Измаильского морского торгового порта), Строя С. К. (начальник Ренийского морского торгового порта), Швидченко В. И. (начальник Морского торгового порта «Усть—Дунайск»), Илько А. В. (начальник Управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Одесской областной государственной администрации), Шевченко А. В. (заместитель начальника управления СБУ в Одесской области), Бондарь В. А. (заместитель начальника Южного регионального управления Администрации Государственной пограничной службы Украины).
Начальники портов дали положительную оценку Закону Украины «О морских портах Украины», акцентировав, что он направлен на развитие морских портов, привлечение серьезных инвестиций в отрасль.
Участники заседания обсудили отдельные положительные и отрицательные аспекты идеи образования производственного объединения предприятий морехозяйственного комплекса Дунайского региона.
Кроме этого, большинство выступающих обратили внимание на необходимость защиты национальных интересов и комплексного решения проблем Украинского Придунавья, которое имеет стратегическое значение для всей страны, поскольку является местом пересечения важнейших международных путей Европы и Азии, которые обеспечивают связь с государствами восточной и центральной Европы.
Значительное беспокойство народных депутатов Украины — членов Комиссии — вызвало резкое снижение потенциала развития предприятий морской отрасли Украинского Придунавья, потеря ими конкурентоспособности по сравнению с портами Румынии и других придунайских стран.
Такая ситуация обусловлена как вмешательством Румынии в гидрологические процессы в вершине дельты Дуная с целью развития собственного судоходства не в пользу Украины (строительство Сулинского канала, дамбы на мысе Измаильский Чатал, канала Черновода—Констанца и системы оросительных каналов на территории Румынии, которые берут воду с украинского Килийского устья), так и несбалансированной тарифной политикой в дунайских портах Украины (количество и размеры разных пошлин превышают установленные в других странах оплаты в 2-4 раза), ошибками и просчетами в позиции Украины в Дунайских международных организациях (в т. ч. из-за постоянной сменяемости представителей ведомств, которые принимают участие в их работе).
Глубоководный судоходный канал, соединяющий Дунай с Черным морем, также в значительной мере монополизирован Румынией. Это приводит к постепенной потере Украиной транзитного соединения со странами Европы в пользу Румынии, которая негативно влияет на статус Украины как морского государства. Кроме этого, Румыния планирует продолжать реализацию крупномасштабных гидротехнических проектов и уже сегодня занимает доминирующую позицию в развитии морского и речного судоходства, портового хозяйства в Дунайском и Черноморском бассейнах.
Нуждаются в решении на уровне украино-румынских двусторонних отношений в сфере дунайского судоходства вопросы запрета румынской стороной погрузки и разгрузки судов под украинским флагом в портах Румынии как судов «третьего флага», проведение румынской стороной гидротехнических работ по землечерпании для поддержки глубин в Тульчинском устье и недопущении сбрасывания грунта в украинском русле Дуная, регулирование судоходства и деятельности Администрации Низовьев Дуная, в т. ч. в районе п. Джуржджулешты и т. п..
Важным для функционирования предприятий морской отрасли Украинского Придунавья является обеспечение постоянных судоходных глубин в украинском русле Дуная (сейчас всего 5,5 м). Из-за нерешенности этого вопроса морские суда, которые идут в дунайские порта украинского участка вынуждены пользоваться румынским Сулинским каналом (7,2 м). Проблемным остается также вопрос железнодорожного сообщения дунайских портов, особенно Ренийского, который проходит по территории Молдовы.
Начальник РВ ФГМУ по Одесской области А. М. Косьмин доложил об отрицательных аспектах постприватизационного периода, вызванных деятельностью рейдеров в Придунайском регионе.
Принимая во внимание изложенное, члены Рабочей группы решили:

1. Поручить Председателю Комиссии Е. Мармазову обратиться к Президенту Украины с предложением создать при Раде национальной безопасности и обороны Украины межведомственную комиссию (рабочую группу) по защите национальных интересов и развитию транспортной инфраструктуры в Украинском Придунавье при участии Министерства иностранных дел Украины, Министерства инфраструктуры Украины, Службы внешней разведки Украины, Службы безопасности Украины, Одесской областной государственной администрации.

2. Поручить Председателю Комиссии Е. Мармазову обратиться в Кабинет Министров Украины с предложением устранить препятствия и задержки в списании морально и физически изношенных основных средств, а именно — морских и речных судов ПрАТ «Украинское Дунайское пароходство», а также обеспечить приведение уровня аккордных ставок на перегрузку, тарифов и пошлин в дунайских портах Украины к конкурентному уровню румынских портов.

3. Направить материалы регионального отделения Фонда государственного имущества Украины по Одесской области относительно отрицательных аспектов постприватизационного периода, вызванных деятельностью рейдеров в Придунайском регионе, в Генеральную прокуратуру Украины, Министерство внутренних дел Украины и Службу безопасности Украины.

4. Провести в сентябре 2012 года вместе с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи (по его согласию) общий круглый стол по вопросам законодательного урегулирования проблем современного развития морских портов Украины и обеспечения сохранения и эффективного использования стратегических объектов портовой инфраструктуры, которые не подлежат приватизации в контексте принятия Закона Украины «О морских портах Украины».

5. Рабочей группе Комиссии проинформировать Комиссию на одном из ближайших заседаний о выполненной работе и принять ее к сведению.
6. Протокол выездного заседания рабочей группы Комиссии прислать в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи.

Глава Комиссии Евгений МАРМАЗОВ.
Секретарь Комиссии Руслан ЗОЗУЛЯ.