Таможенный союз ударил по нефтепроводу “Одесса-Броды”

2012-07-17 09:59:53

В июне прекратился транзит нефти через нефтепровод “Одесса – Броды” в Беларусь. Минску не нужно сырье из далекого зарубежья после отмены таможенных пошлин в рамках совместного с Россией и Казахстаном Таможенного союза. Именно введение пошлин вынудило Беларусь в 2010 году искать альтернативу за пределами Союзного государства. И дружественная Минску Венесуэла согласилась поставлять нефть по морю через Одессу.




С 2011 года азербайджанская нефть Azeri Light пошла на Мозырский НПЗ
(Гомельская обл.) по "Одесса – Броды", как и предусматривал так
называемый своп-контракт с венесуэльской компанией PDVSA. Тогда ОАО
"Укртранснафта" и ЗАО "Белорусская нефтяная компания" (БНК) подписали
договор на два года с возможностью дальнейшей пролонгации на
гарантированный ежегодный транзит 4 млн тонн нефти по нефтепроводу
"Одесса – Броды" к Мозырскому НПЗ.

Эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич отмечает,
что контракт предусматривал работу по принципу "качай или плати". Таким
образом, украинская сторона была гарантирована от потери выручки в
случае простоя нефтепровода. Уже сейчас очевидно, что обязательства по
объемам прокачки белорусская сторона в этом году не выполнит. Будет ли
Киев добиваться выполнения обязательств и выплат за простой – пока не
ясно. Посол Беларуси в Украине Валентин Величко заявил, что Украина не
будет запускать "Одесса – Броды" в южном направлении, несмотря на
заинтересованность в таком маршруте транснациональных компаний с
российскими корнями – ТНК-BP и "Лукойл".

Строительство нефтепровода "Одесса – Броды" продолжалось 5 лет – с 1996
по 2001 год. Целью строительства нового маршрута было снижение
зависимости от поставок сырья из России. Планировалось, что по
территории Украины пойдет нефть с азербайджанского и казахстанского
побережья Каспия, а возможно – из других стран Центральной Азии в
Восточную и Западную Европу. Реализация этого проекта могла бы привести к
снижению транзита казахстанской нефти через территорию России. С
помощью лоббистов в украинской власти Москва смогла добиться подписания
договора "Укртранснафты" и ТНК-BP о поставках российского сырья в порт
Южный (Одесская обл.) и дальше по Черному и Средиземному морям в страны
Европы. При этом российская компания обязалась поставлять через "Одесса –
Броды" около 6 млн тонн нефти в год. Правда, выполняли россияне свои
обязательства, сокращая транзит по другим украинским трубопроводам.

В то же время Кремль инициировал строительство нефтепроводов на своей
территории, стремясь перевести экспорт нефти в местные порты. Правда, и
Киев пытался активизироваться в деле достройки "Одесса – Броды" до
польского Плоцка с целью создания Евро-Азиатского нефтетранспортного
коридора. "Укртранснафта" создала с польскими партнерами из компании
PERN в 2004 году ООО "Сарматия", которое должно было заниматься
организацией достройки трубы до Плоцка. В 2007 году к "Сарматии"
присоединились государственные компании Литвы, Грузии и Азербайджана. Но
дальше технико-экономического обоснования дело не продвинулось.

А объемы транзита по маршруту "Одесса – Броды" неуклонно снижались.
Противостояние между правительством Юлии Тимошенко и Президентом
Виктором Ющенко по вопросу запуска нефтепровода в северном направлении
закончилось безрезультатно. Аверс стал возможен в 2010 году, после того
как российские компании отказались от маршрута по нефтепроводу "Дружба"
до Бродов, и далее на юг – до черноморского побережья. А осенью 2009
года был осуществлен реверс Приднепровских магистральных трубопроводов,
по которым самым коротким путем российская нефть поступала в Одессу.

Трубопровод развернули в интересах группы "Приват", которая вытеснила
российских акционеров с Кременчугского НПЗ и оказалась без сибирского и
поволжского сырья. В ноябре 2009 года первый танкер с азербайджанской
Azeri Light разгрузился в Одессе. Это решение предыдущей властной
команды ударило по компании "Лукойл", которая именно по Приднепровской
системе поставляла собственное сырье из России на подконтрольный
Одесский нефтеперерабатывающий завод. А после принятого в 2010 году
решения Киева и Минска транспортировать венесуэльскую и азербайджанскую
нефть в Беларусь, Одесский НПЗ оказался отрезанным от трубопроводных
поставок нефти.

Нынешнюю остановку "Одесса – Броды" эксперт Александр Тодийчук объясняет
недальновидностью государственных менеджеров в управлении
нефтетранспортной системой. "В результате при мощности 110 млн тонн
нефти в год мы транспортируем около 30 млн тонн", – сказал он в
комментарии МинПрому.

Падение объемов транспортировки нефти началось в период президентства
Виктора Ющенко и продолжается до сих пор. В 2009 транспортировка
сократилась по сравнению с предыдущим годом на 5,9% до 38,5, млн тонн. В
2010 году падение составило 22,7% до 29,8 млн тонн, в 2011 – на 11,6%,
до 27,5 млн тонн. В текущем году тенденция сохраняется. А.Тодийчук
объяснил это снижением объемов переработки нефти, а также
переориентацией российской и значительной части центральноазиатских
углеводородов на российские порты. В марте текущего года заработала
вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) мощностью 50
млн тонн в год. БТС-2 связала нефтепровод "Дружба" с портом Усть-Луга на
балтийском побережье Ленинградской области.

Снижение переработки нефти в Украине – еще один фактор недозагрузки
отечественной транспортной системы. Объем первичной переработки нефти в
прошлом году сократился на 18,8% до 6,7 млн тонн, а в первом квартале
текущего года – на 28,3% до 1,6 млн тонн. Стоят Херсонский и Одесский
НПЗ, еле дышат Дрогобычский и Надвирнянский, с марта 2012 года из-за
нерентабельности простаивает Лисичанский НПЗ. Кременчугский НПЗ может
самостоятельно обеспечить потребности страны в нефтепродуктах, но
постоянно недозагружен.

Объемы переработки на этом предприятии определяются не интересами
страны, а планами группы "Приват", которая контролирует завод с
молчаливого согласия официального Киева. "Нынешнюю ситуацию во многом
определяют ошибки при приватизации. В некоторых были нечетко прописаны
обязательства новых владельцев по загрузке предприятий. В других –
государство не реагирует должным образом на нарушения обязательств", –
считает А.Тодийчук.

А Д.Марунич отмечает неспособность госменеджеров учитывать всю
совокупность экономических и политических факторов при планировании
работы нефтетранспортной отрасли. В качестве примера он назвал
недовольство азербайджанских партнеров и потерю интереса к Украине.
"Своп-контракт с участием Венесуэлы и Азербайджана, по которому нефть
шла через Украину, вызвал недовольство США. Баку крайне заинтересован в
сохранении добрых отношений с Соединенными Штатами. Поэтому
азербайджанская нефть сегодня ушла даже с фактически частного
Кременчугского НПЗ. Теперь "Приват" закупил казахстанскую нефть", –
отметил Д.Марунич.

По мнению эксперта, оживить "Одесса – Броды" могла бы Чехия, которая
активно занимается диверсификацией поставок нефти на свои НПЗ в Кралупах
и Литвинове. "Но в ближайшее время это едва ли возможно – ведь сегодня у
нас с Чехией, пожалуй, самые худшие отношения среди всех стран
Евросоюза", – резюмировал Д.Марунич.

Анвар Деркач

Источник: МинПром