IV Международный LPG-форум обсудил “пролитые литры, таможенные декларации и не вдохновляющую маржу”

2012-07-16 13:41:00

В Одессе прошел IV Международный LPG-форум, его участники, ясно понимающие иррациональность многих преград для своего бизнеса, стали чаще смотреть выше рутины каждодневного сражения за пролитые литры, таможенные декларации и не вдохновляющей маржи. Рынок в этом году как никогда акцентировано чувствует свои больные точки.



Два слова о мизансцене

Организационно LPG-форум претерпел нескольких важных изменений. Прежде всего ежегодное ключевое мероприятие отрасли теперь будет проходить в Одессе. Проблематика форума также существенно расширила горизонты. Следуя за векторами развития рынка, рассматривать Украину исключительно как импортера и потребителя LPG, оторванного от евроазиатской цельной структуры, видится некорректными. Потому тема отчетного форума звучала как «Украина в структуре европейского рынка». Отпускной период и явная июльская расслабленность крупных компаний не стали помехой форуму. В конференц-зале одной из старейших гостиниц Одессы «Лондонской» собралось порядка 50 гостей из 5 стран, представляющих 25 компаний, активных игроков отрасли. Если еще год назад рынок готов был жаловаться на фантомные воплощения своих бед, то нынешний LPG-форум отличался особой концентрированностью и желанием найти для себя новые рецепты, не откидывая негодования ситуацией, складывающейся на рынке. Для самых активных делегатов форума в Одессе, похоже, наступило «время договариваться».

Хворающий человек Европы

Развитие внутреннего рынка сжиженных газов Украины подчинено нескольким корневым тенденциям. Прежде всего это снижение производства СУГ украинскими НПЗ, которое обусловлено падением переработки сырья. В 2012 году на рынке остался фактически один Кременчугский НПЗ. Прогноз до конца 2012-го неутешителен: на украинских НПЗ будет произведено порядка 175 тыс. т пропан-бутана, что на 45% меньше, нежели в 2011 году. Снижается производство газа на трех предприятиях «Укрнафты» на фоне падающей добычи природного газа. В отношении украинской продукции единственными стабильными производителями остались предприятия «Укргаздобычи». Начальник отдела переработки углеводородов и финансового планирования ДК «Укргаздобыча» Андрей Солодко в своем докладе подтвердил статус госкомпании на рынке. При этом в отчете переработчика значилась надежда на увеличение производства, что, безусловно, позитивно на фоне стагнирующей отрасли.

Отдельно от привычной картины производства сжиженных газов в Украине стоит первое независимое предприятие «Полтавская газонефтяная компания». Отчет о годе успешной работы компании был представлен участникам форума в детальной презентации. В июле 2011 года, по истечению двадцатимесячного срока от зарождения идеи, уже были осуществлены первые отгрузки СПБТ. Более чем $10 млн инвестиций позволили на данный момент производить около 2 тыс. т СПБТ в месяц. Всю свою продукцию компания реализует через электронную торговую площадку. Котировки ресурса PCC принимаются многими трейдерами за один из немногих рыночных индикаторов.

Аналитический посыл от экспертов UPECO подчеркнул ряд ключевых изменений на рынке. Один из важных — трансформация структуры потребления: доля нефтехимии выросла в 2011 году до 22%. «Больной» ценовой аспект, так ярко представленный в региональном разрезе, сегодня в принципе не поддается никакой логике (по всей видимости, именно поэтому АМКУ затеял игру в «молчанку» с газовым рынком, отказавшись от выступления на форуме). Если в Киеве автогазом можно заправиться по 5,10 грн/л (при этом у операторов есть маржа, поверьте), то уже, к примеру, на Донбассе ниже 6,00 грн/л (с 30-50-копеечными заработками трейдера) газа не найти. Значит, где-то сбоит система. Впрочем, указанный разбег в ценах, по всей видимости, будет коридором для газотрейдеров как минимум до конца года. Такой прогноз возможен при соблюдении паритета стоимости газа с ценой бензина (либо отношения цены газа к бензину А-95, либо дельте — разницы в стоимости). Светлый нефтепродукт, в свою очередь, оказался загнан в рамки после внедрения правительством в июне этого года «плавающей» ставки акциза (корректирующего коэффициента).

Самый болезненный вопрос для украинского рынка — это поставки. Его сложность беспокоит не только украинских импортеров ресурса, но и поставщиков из стран-экспортеров. Рядом с двумя основными отправителями сжиженных газов в Украину, Россией и Казахстаном, важно место занимает Республика Беларусь. Речицкий БГПЗ реализует программы существенного наращивания производства. Кроме того, большие инвестиции направлены на доведение товарной продукции до качества, соответствующего европейским требованиям. По скромным прогнозам главного технолога — начальника ПТО БГПЗ РУП «ПО «Белоруснефть» Александра Крейды, в ближайшем будущем предприятие увеличит мощность до 585 тыс. т/год. Проектная же мощность будет позволять выпускать 765 тыс.т/год. «Президент нам ставит задачу расти по 6% в год. Мы выполняем», — поделился секретом эффективных стимулов со стороны государства Крейда. Управлением предусмотрены инвестиции в размере $71,7 млн, которые прежде всего будут направлены на строительство еще одной ГФУ, а также уникальной установки сероочистки, которая выведет качество белорусского автогаза на принципиально новый уровень.

Дополняя доклад коллеги из Речи­цы, заместитель гендиректора по ком­мерческим вопросам ООО «БНК-Украина» Виктор Волчкевич раскрыл ряд планов белорусской стороны по поставкам автогаза в Украину и особенности сотрудничества с компанией «Белоруснефть». Полесские братья планируют увеличить экспорт с 49 тыс. т в 2011 году 154 тыс. т в 2012-м. Причем вопреки всем сложностям поставки в Украину должны возрасти более чем в 3,5 раза: с 10 тыс. т/год до 36 тыс. т/год. Волчкевич не стал скрывать, что ключевыми проблемами в сотрудничестве стран остаются задержка выгрузки газа на станциях грузополучателей, увеличение оборачиваемости цистерн, что ведет к их дефициту, а также создание искусственных барьеров. Вследствие этого основным партнером белорусов остаются поляки. Они в 2011 году импортировали 43 тыс. т автогаза с РБ, а прогноз на 2012 год впечатляет — 118 тыс. т. В 2012 году с ростом поставок в Польшу существенно увеличится и доля ж/д поставок — с 45% в 2011-м до 75% в 2012-м. Виктор Волчкевич отметил, что в ходе июньской конференции в Одессе белорусской стороне удалось начать продуктивные переговоры с новейшим терминалом в Керчи — компании АЕГАЗ (после экскурсии на «Укрлоудсистем» в Одессе в компании прорабатывают различные варианты поставок). Поблагодарив, таким образом, организаторов, он дал возможность презентовать самый новый украинский морской терминал.

Рассказал о топ-проекте года генпод­рядчик строительства, генеральный директор «Укррезервуарсервис» Болат Исмагулов. Все строительство вложилось в рекордные сроки. Оно стартовало во втором квартале 2011 года, и уже сегодня терминал ждет первую партии LPG для отправки в Турцию. Первую перевалку ожидают уже в первой декаде августа. Мощность терминала в Керчи составляет 750 тыс. т/год, введение в эксплуатацию второй очереди позволит увеличить его до 1 млн т/год. Грузоподъемность танкеров составляет до 5000 т, что, по мнению Болата Исмагулова, может стать оптимальным для приема малыми и средними турецкими портами. Наполнение такого танкера занимает 36 часов. Три участка на причалах уже введены в работу, еще два стартуют во второй очереди. Терминал имеет свое азотное хозяйство и автоналив. Это уже 4-й газовый терминал в Керчи, однако его технологичность и масштабы амбиций казахских инвесторов позволяют видеть изменения в структуре транзитных поставок и образование тяжелой конкуренции в крымском порту.

Наиболее оживленная дискуссия завязалась во время выступления Анны Бондаренко, юриста таможенного права. Безусловно, тема общения с госорганами, тем паче в сложившихся обстоятельствах на кордонах, вызывает неподдельное раздражение каждого, кто сталкивался с колоссальными проволочками, задержками ресурса и прочими реалиями сегодняшнего дня с импортом LPG. Юридический взгляд вызвал многочисленные вопросы, апелляции к неэффективности всех юридических норм, призванных защищать права предпринимателей, а также недоверие к возможности оспорить и добиться от госорганов сатисфакции за созданные неудобства. В то же время принятый Таможенный кодекс, по словам Бондаренко, радикально не повлиял на систему оформления LPG. Обрисованные юридические нормы были хорошо известны присутствующим, вот только на вопрос, пробовал ли хоть один трейдер обжаловать свои неудобства, ответила сама докладчица: «По имеющимся у меня данным, ни одна жалоба не была подана в ГТСУ». На ментально украинское парирование «а смысл?» Бондаренко напомнила, что говорить о смысле можно тогда, когда хоть что-то было сделано.

Гендиректор компании «Пропан-Сер­вис» Александр Залюбовский скон­центрировал внимание гостей форума на особенностях выстраивания логистики при поставках LPG. Также он отметил необходимость развития систем учета. В частности, важность исполь­зования объемно-массовых рас­ходо­меров. Учету, технологиям и регламентирующим работу рынка инструк­циям посвятил короткое выступление директор института ГП «Укр­метрте­ст­стандарт», д. т. н. Александр Самой­ленко. Специалист отметил, что техно­логии не стоят на месте, и операторам пора автоматизировать коммерческий учет сжиженного газа.

С широко открытыми глазами

Вопросу качества реализуемого в Украине автогаза, а также расширению подходов к решению отдельных проблем было отведено особое внимание участников форума. Андрей Пушак, директор компании «Палтех» и официальный представитель компании Innospec, рассказал о возможностях улучшения характеристик сжиженного газа, применяемого в качестве моторного топлива. Мировой химический гигант плотно работает с автогазом. По словам Пушака, основные проблемы использования LPG связаны с температурой сгорания, которая гораздо выше, чем температура в бензиновых двигателях, процессом горения, который гораздо «суше», чем процесс в бензиновых двигателях. Последствия этого выливаются в возможный усиленный износ клапанного седла. Серия присадок Octimise V 4000, по заверению представителя Innospec, практически полностью предотвращает износ клапанного седла, обеспечивает необходимые смазывающие свойства, сохраняет клапаны чистыми и защищает их. Эти присадки были применены при создании первых в Украине брендовых автогазов компанией «Надежда» («Евростандарт») и SOCAR (NanoLPG).

Выход LPG в сегмент премиум — фактор, свидетельствующий о развитии сектора, о росте роли маркетинга в конкуренции операторов, о структуризации рынка. Если в Украине уже несколько лет продается порядка 20 брендовых бензинов и ДТ, почему на набирающем темпы развития рынке LPG не может появиться премиальный продукт? Коммерческий директор ВП «Надежда» Станислав Батраченко в очень ярких образах описал эволюцию украинских АГЗС. «Мы пришли к тому, что газовая заправка должна быть таким же комплексом, как и обычная. «Евростандарт» мы запустили как из коммерческих, так и из имиджевых побуждений. Сегодня мы предоставляем выбор — заправляться обычным газом, либо тем, что дороже на 20 коп./л. Клиент сам голосует кошельком, и мы видим эффект», — поделился опытом представитель полтавской компании. Он также отметил, что на сегодняшний день для газа «Евростандар» используется исключительно высококачественная основа, прежде всего это белорусский ресурс.


Станислав Батраченко также акцентировал внимание собравшихся на торговле газовыми баллонами. В этой сфере компания сталкивает с колоссальным сопротивлением законодательной базы. Внесение изменений в стандартизацию, а также в условия реализации газа для населения спикер назвал наиболее больным для себя вопросом. «Привести стандартизацию к нормам, действующим в Европе, установить автоматы для реализации баллонов, спасти сотни жизней — это моя мечта. Это не фантастический доход для компании «Надежда», но это то, что нам видится по настоящему важным, тем более что в России уже начинается производство безопасных баллонов на совместном российско-шведском предприятии», — поделился управленец. Выступая на форуме еще и в качестве учредителя АСГУ, Батраченко рассказал о премьерной поездке на европейский конгресс AEGPL (НР, №23, 2012).

Станислав Батраченко сделал очень важный вывод: «Мы еще совершенно не умеем пропагандировать автогаз. Если на билборде могут быть женские сапоги, почему там нет LPG?!» Как можно популяризировать автогаз, поведал автор самой динамичной презентации Виталий Лютый, эксперт Центра газовых технологий и по совместительству пилот еврочемпионата по дрифтингу. Лютый управляет автомобилем Nissan 200SX с полностью «очищенной» от бензина топливной системой, работающей исключительно на LPG. Партнеры пилота, харьковская компания «Род-Ник» и производители итальянского оборудования Zavoli, позволили создать первый в мире гоночный автомобиль на автогазе, в благодарность экипаж выводит на новый уровень LPG-маркетинг, занимая места на подиуме.

От участия в форуме без объяснения причин в последний момент отказался ряд госслужб, в том числе таможенники. Мы уже набили оскомину говорить о том, что такая позиция ведет к консервации проблем и загниванию систем госуправления. Впрочем, из собравшихся никто не остался безразличным. Следуя словам Чехова, безразличие — это косность души. В случае большого бизнеса это еще и косность развития. 

Евгений Мочалов, Александр Сиренко, Источник: НефтеРынок