2012-06-25 12:49:04
Зерно является одним из важнейших грузов, экспортирующихся из России через морские порты. О текущей ситуации с экспортом зерна, крупнейших морских терминалах по его перевалке, прогнозах и перспективах экспорта зерновых в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский.
– Аркадий Леонидович, какова текущая ситуация с экспортом зерновых из России?
– В последнее время – с 1 по 15 мая, наблюдалось резкое снижение объема
экспорта. В указанный период было вывезено всего немногим более 400
тыс. тонн, что является достаточно низким показателем. Это связано с
конъюнктурой рынка – а именно ростом внутренних цен при одновременном
снижении внешних, что сделало экспортные операции нерентабельными.
Эта ситуация, впрочем, традиционна для конца сезона, поскольку ближнее и
наиболее доступное зерно уже вывезено, а везти зерно из отдаленных
регионов достаточно дорого. Это приводит к тому, что мы оказываемся
неспособными сформировать конкурентоспособную цену и поэтому проигрываем
конкурентам из других стран, в частности, американским экспортерам. Но с
началом нового сезона (с 1 июля) и сбором урожая, внутренние цены
начнут снижаться, и мы получим ценовую «вилку», благодаря которой вновь
станет выгодным экспорт.
– Из каких регионов-производителей зерна идут основные экспортные объемы?
– Традиционно это регионы юга России – Ставропольский, Краснодарский
край, Ростовская область… Но когда там зерно под конец сезона иссякает,
то зерно для экспортных партий начинают брать из других регионов. В
частности, в настоящее время везут из Сибири, Поволжья, Урала,
Центральной России.
– Какие страны являются основными рынками для сбыта российского зерна?
– Крупнейшим импортером российского зерна является Египет, но все
страны здесь не перечислить – их порядка 80-ти и их количество в
последнее время быстро росло. Основными регионами сбыта остаются
Северная Африка и Ближний Восток, но также представлена и Юго-Восточная
Азия и Тихоокеанский регион: это Малайзия, Таиланд, Япония, Южная Корея и
др.
– Через какие порты главным образом экспортируется российское зерно?
– Основной зерновой экспортный порт в России сейчас – это Новороссийск.
Здесь есть три зерновых терминала – «Новороссийский зерновой терминал»
(НЗТ, крупнейший по объемам, до 600 тыс. тонн в месяц), НКХП, а также
развивается терминал группы компаний «Дело». Что касается последнего, то
ГК «Дело» уже перегружала здесь зерно по прямому варианту, сейчас же
создает специализированный зерновой терминал. К осени планируется
установить основные емкости по хранению, но первые емкости уже
установлены и перевалка уже началась.
Вслед за Новороссийском по объемам идет порт Туапсе, где также
действует зерновой терминал. Его мощность меньше, чем НЗТ и НКХП, но он
работает достаточно активно. Его «догоняет» терминал в Тамани (проект
«ЭФКО»), перегружающий зерно крупнотоннажными партиями. «ЭФКО»
рассчитывает сделать данный терминал самым крупным на российской
территории, с годовым объемом перевалки зерна в 9 млн тонн. В этом
сезоне они, видимо, выйдут на объем 2,5 млн тонн, догнав терминал в
Туапсе.
При этом, значительная часть зерна продолжает вывозиться через
малотоннажные порты судами река-море. Их довольно много – это и Азов,
Ростов-на-Дону, Ейск, Таганрог. В одном только Азове – четыре терминала.
– Каковы ваши прогнозы по объемам экспорта российского зерна в сезон 2012-13 годов и на перспективу до 2020 года?
– В следующем сезоне наш экспортный потенциал будет таким же, как и в
этом – свыше 30 млн тонн, но я сомневаюсь, что он будет реализован, как
не был реализован и в текущем сезоне. У нас в итоге останутся большие
запасы. Это происходит благодаря росту внутренних цен. Поэтому диапазон
объема экспорта на следующий сезон находится в пределах 20-27 млн тонн.
Более долгосрочная перспектива будет зависеть от объема ресурса, от
валовых сборов, структуры внешнего потребления. Согласно консервативному
сценарию программы социального-экономического развития до 2020 года,
рост экспорта будет расти. В соответствии со сценарием, к 2020 году
объем производства обозначен в 125 млн тонн, а объем экспорта – в 40 млн
тонн. Но это очень консервативный сценарий, учитывающий развитие в
условиях очень низкой рентабельности и отсутствия серьезных инвестиций.
Но я думаю, что вряд ли нынешняя экономическая ситуация в производстве
сохранится. Сейчас все проблемы здесь решаются через программы бюджетной
поддержки – именно это обеспечивает рост привлекательности инвестиций,
сокращая период окупаемости вложений. Но это станет невозможным в
условиях нахождения России во Всемирной торговой организации (ВТО),
когда прямая поддержка перестанет работать. Придется использовать новые
инструменты привлекательности, поддержания доходности.
– Имеется ли в России дефицит стивидорных мощностей для перевалки зерна? Насколько сильна конкуренция между терминалами?
– Стивидорных мощностей хватает и конкуренция между ними достаточно
высока, но ощущается дефицит именно крупнотоннажных специализированных
терминальных мощностей по перевалке зерна и потому конкуренция между
ними довольно слабая, что приводит к высоким ставкам на их услуги.
– Сейчас много внимания уделяется развитию Дальнего Востока
России. Как вы оцениваете перспективы дальневосточных портов по экспорту
зерна?
– В этом регионе имеются стивидоры, которые занимаются перевалкой зерна
по прямому варианту, между ними есть конкуренция. Но нет ни одного
специализированного терминала. И чтобы был смысл в них вкладываться,
надо принять государственное решение на долгосрочной основе по
перевозкам в направлении дальневосточных портов. Потому что самый
ближний основной потенциал для них – это перевозка сибирской пшеницы от
Красноярска. А это расстояние в нынешних условиях делает перевозки
нерентабельными.
Между тем, Дальний Восток имеет «под боком» крупнейшие рынки для сбыта
зерна и потому там есть огромный потенциал для развития. Причем не
только по сибирской пшенице. В данной части страны имеется 1 млн га
посевов (которые непонятно чем и как сейчас обрабатываются) и идеальные
климатические условия для выращивания сои и кукурузы. На мой взгляд,
приоритетом для Дальнего Востока должно стать внедрение двухпольного
севооборота по американским технологиям, для этого нужно разрешить сеять
генномодифицированные растения (ГМО). Именно продукты ГМО потребляются
рынком азиатско-тихоокеанского региона (Япония, Корея, Индонезия и
т.д.). Это более экономически целесообразная перспектива, чем вывоз
сибирской пшеницы.
В настоящее время к дальневосточным портам может поставляться до 2 млн
тонн сибирской пшеницы – вопрос лишь в пропускной способности железной
дороги. Что касается приморской продукции – если запустить в оборот 2
млн га пахотных земель, то при двупольном обороте можно с них получать
порядка 8 млн тонн кукурузы и 3 млн тонн сои в год. Причем весь этот
объем может идти на экспорт.
– Ощущается ли конкуренция со стороны украинских и прибалтийских портов по перевалке российского зерна?
– На Украине терминалов очень много – Ильичевск, Одесса, Николаевск…
Практически вся советская южно-портовая инфраструктура по зерну осталась
на Украине. В Прибалтике самые главные терминалы – в Мууге, Таллинне,
Вентспилсе. Но эти иностранные порты задействуются эпизодически, когда,
например, возникает перегрузка российских портовых мощностей на
некоторых направлениях. Но в целом, объем российских портовых мощностей
позволяет обслуживать экспорт. Кроме того, они активно развиваются, что
показывает статистика отгрузок. Так, в сентябре 2011 года был достигнут
рекорд месячного объема экспорта в основном через российские терминалы в
3,8 млн тонн.