2012-06-22 09:34:30
Эмоции вокруг принятого Закона Украины «О морских портах Украины» продолжают бушевать. Но, к великому сожалению, говорят о нем люди, или не прочитавшие этот документ, или крайне далекие от самой профессии портовика и мало представляющие себе специфику такого предприятия.
Прежде всего, граждане интересуются, почему о законопроекте, который был выдвинут в Верховную Раду Кабинетом министров, докладывал именно я. Ответ – на поверхности: этот документ попал в профильный комитет (комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи), а я как заместитель председателя профильного комитета и председатель подкомитета по морскому и речному транспорту был докладчиком по данному вопросу. Именно в нашем комитете рассматривались все почти 300 дополнений и предложений к законопроекту, потому что морехозяйственный комплекс как таковой сегодня был без специального закона, о котором так давно говорили профессионалы.
За основу при подготовке закона мы использовали также мировую практику и положительный опыт наших конкурентов. Отрасль требует неотложных и коренных преобразований, либерализации имущественных и земельных отношений, технической модернизации и современной модели функционирования морских портов.
На сегодняшний день Украина является единственным государством на постсоветском пространстве, где не прошли реформы в портовой отрасли. Наши порты были «в свободном плавании» почти двадцать лет.
Россия, страны Балтийского региона и Грузия благодаря либерализации портовой отрасли и приватизации морских портов постоянно наращивают транзитный потенциал.
В таких условиях украинские порты не могут составить им конкуренцию ни в экспортном, ни в импортном, ни в транзитном направлениях. Именно положительный опыт в реформировании портов и опыт эффективного управления ими, который есть у наших соседей, и был взят за основу.
То есть, это была моя работа в рамках возложенных на меня депутатских полномочий и обязанностей. Принятый Верховной Радой Украины законопроект, который разработал наш Кабинет Министров Украины, однозначно определил, что порты приватизации не подлежат. Скажу больше: порты были внесены в список предприятий, не подлежащих приватизации, еще тогда, когда я работал заместителем министра транспорта Украины. Поэтому те, кто говорит сегодня о приватизации портов, просто не знают предмета разговора! Повторю: законодательство однозначно говорит: все 18 портов Украины остаются в государственной собственности!
Нередко мне задавали вопрос, который звучал так: «Почему вы проголосовали за закон о приватизации портов?». Если говорить о приватизации, то она как механизм давно прописана в специальном законе «О приватизации», который уже давно работает. Честно говоря, особо желающих приватизировать порты пока не видно.
Я считаю, что это – отрасль с огромным потенциалом, который используется лишь на одну десятую. Не зря, выступая в Верховной Раде Украины, Президент в числе главных приоритетов развития страны назвал именно портовую отрасль. Но сегодняшнее положение портов оставляет желать лучшего. Главная причина – у нас с момента обретения независимости сменилось восемь министров транспорта, и у каждого было свое видение того, как должны развиваться порты. И, к сожалению, меняя правила во время игры и переписывая концепции, мы упустили собственно развитие портов. Нужна единая стабильная законодательная база, которая даст уверенность инвесторам и изменит ситуацию к лучшему. И принятый недавно Закон «О морских портах Украины» стал именно таким решением.
Манипулирование терминами некоторыми оппонентами приводит к тому, что измаильчанам преподносят некорректную информацию. Например, сегодня постоянно звучит, что порт при новом руководстве резко снизил грузооборот. И статистика показывает, что это имеет место быть. Но при этом почему-то никто не говорит, что порт стоял все летние месяцы, всю осень и часть зимы по причине рекордно низкого уровня воды, а уже со 2 февраля встал – поскольку встал Дунай: впервые за 30 лет его сковал лед. И замершее судоходство – результат не чьей-то работы, а природных катаклизмов. Метеорологи это подтвердят.
Но такое может произойти не только в Измаиле!
Кроме того, есть целый ряд нормативных документов, которые отпугивают от нас грузопотоки. Зачастую в порт Констанца, который является главным конкурентом наших черноморских портов, грузы идут, потому что там дешевле, потому что там более гибко меняют тарифы. Значительная часть грузов, которые могли бы идти через украинские порты, уходит на Румынию, Россию, Грузию.
Новый Закон в основу ценообразования по основным хозяйственным операциям, проводимым в морских портах, закладывает принцип свободного формирования цен. Госрегулированию, то есть установлению тарифов, подлежит только деятельность субъектов естественных монополий относительно так называемых специализированных услуг. Перечень специализированных услуг устанавливает правительство. Таким образом, мы сможем более гибко регулировать тарифы и станем более конкурентными на рынке транзитных перевозок.
Подтверждением тому, что падение объемов работы в Измаильском порту стало не итогом чьих-то провалов, является и готовность руководства области помочь Измаилу в решении бюджетных проблем. Мы помним, что городской бюджет не получил за первые 4 месяца этого года почти 6 миллионов гривен, что возникла опасность несвоевременной выплаты зарплаты бюджетникам. Эти средства были выделены из областного бюджета.
Городской голова Измаила заверил, что зарплата за май будет выплачена в полном объеме и своевременно.
Сегодня мы должны хорошо понимать: значимость принятого Закона «О морских портах Украины» оценили профсоюзы и руководители портов. Мы должны понимать, что морской порт в пределах границ акватории и территории продолжает оставаться государственным, принадлежать к стратегическим объектам портовой инфраструктуры и не подлежит приватизации, передаче в концессию и аренду.
Закон создал законодательную базу для урегулирования отношений порта со всеми видами предприятий в рамках всех видов деятельности. Ведь мы столкнулись с ситуацией, что инвесторы не идут работать в порты, потому что боятся неопределенности и не имеют гарантий возврата своих инвестиций. И тот, и другой вопрос решается принятием нового закона.
Так, согласно закону, государство гарантирует право частной собственности на причалы, построенные в установленном порядке за счет частных инвестиций. Строительство за счет частных инвестиций объектов государственной собственности теперь будет осуществляться на компенсационной основе. Источниками компенсации инвестиций в гидротехнические сооружения являются соответствующие портовые сборы, зачисления арендной платы и временное бесплатное или льготное использование объектов инвестирования.
Также компенсации подлежат инвестиции в другие гидротехнические сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути.
Морские терминалы (как единый имущественный комплекс любой формы собственности в границах территории и акватории порта, включающий в себя технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе, причалы, подъемно-транспортное и другое оборудование) могут иметь свою землю, построенные за счет частных инвестиций причалы.
Акватория порта передаче в аренду или концессию не подлежит. На территории порта действуют предприятия всех форм собственности, обслуживающие суда, грузы и пассажиров. Кроме акватории порта к стратегическим объектам, не подлежащим приватизации, относятся такие объекты права государственной собственности, как гидротехнические сооружения, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, средства навигационного оборудования, системы управления движения судов.
Кроме того, создаются администрация портов (государственное предприятие), а также служба капитана порта – в системе центрального органа исполнительной власти по безопасности мореплавания.
Так что каждая статья принятого 17 мая Закона «О морских портах Украины» закрепляет основополагающее положение: порты остаются в государственной собственности.
Могу привести высказывания специалистов, которые дали оценку разработанного Кабинетом Министров закону – их достаточно, чтобы понять: этот документ важен и нужен для страны! Но приведу лишь мнение директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства инфраструктуры Украины Владимира Севрюкова:
– Этот закон инициировал Кабинет министров. По сути, мы безнадежно отстали – лет на десять, как минимум… А в результате начинаем терять грузопотоки, потому что основная задача – привязать грузовладельца к портовой инфраструктуре. Раньше в руках государства был экспортный грузопоток, была грузовая база. И государство через свои институции переваливало через свои структуры и инфраструктуру порта свою грузовую базу. Сейчас грузовая база находится в руках приватного капитала. По статистике, государственный сектор составляет 50 %, остальное – стивидорные компании и частные терминалы, которые активнее развиваются, чем государственный сектор. Сравните изношенность нашего грузового парка и их…
Так вот в законе четко определяется программа развития портовой инфраструктуры. Всей! С помощью общественных организаций (советах при портах, куда входят все, включая местную власть), эта структура будет выдвигать общую программу, что позволит нам, аккумулируя государственные ресурсы, вкладывать средства в государственную инфраструктуру (я имею ввиду акватории и так далее).
Несколько слов об основных направлениях реформ. Прежде всего, это реорганизация всех госпредприятий – морских портов, предполагающая сохранить в госсобственности не подлежащие приватизации стратегические объекты портовой инфраструктуры: акваторию, гидротехнические сооружения, объекты общего пользования.
А также создание Администрации морских портов Украины с ее филиалами в каждом морском порту.
Создаются условия и для развития портов. Согласно концепции, заложенной в законе, морской порт является специально оборудованной для обслуживания грузов, судов и пассажиров территорией на суше и воде. Территории морских портов включают государственные земельные участки, на которых расположены стратегические объекты портовой инфраструктуры, земли, переданные в долгосрочную аренду частным инвесторам, а также земельные участки, находящиеся в частной и коммунальной собственности. Таким образом, предполагается задействовать для развития весь потенциал территорий, географически привязанных к акваториям морских портов. На сегодняшний же день де-юре территория порта – это лишь земли, переданные государственному предприятию – морскому порту. Также созданы механизмы реформирования госпредприятий – морских портов и даны гарантии прав собственности. Это если вкратце.
И последнее. По мнению многих специалистов, Закон «О морских портах» должен дать 1-1,2 млрд. долларов дополнительных инвестиций в инфраструктуру, что позволит ежегодно получать до 400 млн. долларов дополнительных налогов от деятельности стивидоров на территории портов вместо 50-60 млн. долларов ежегодных отчислений государственных портов сегодня.
Юрий Крук, народный депутат Украины, Почетный гражданин Измаила