В Ильичевском порту блокируются инвестиционные проекты неугодные СКМ?

2012-06-20 15:10:54

Упоминание о проекте зернового терминала «Саншайн Терминал» появилось в контексте окончания работ института «ЧерноморНИИпроект» над предпроектными предложениями по развитию транспортной инфраструктуры Ильичевского порта. Разработку этих предложений порт заказал у института в связи со своими планами об увеличении грузооборота на 60% к 2025 г. (с нынешних 30 до 55 млн. т).



«ЧерноморНИИпроект» должен
был оценить готовность автомобильной и железнодорожной инфраструктуры
предприятия к такому увеличению грузопотока и предоставить варианты
разрешения транспортных проблем, которые могли бы появиться в связи с
этим. Обрисовывая свою масштабную программу по развитию, порт не
преминул вспомнить и о проекте зернового терминала, по которому, как
сообщает администрация, ведутся активные переговоры с инвестором.
Переговоры
эти идут не первый год и явно затянулись. СП было создано еще в 2010
г., когда стороны подписали протокол о намерениях по строительству
терминала — его предполагалось завершить в 2013 г.
Озвучивая
планы по инвестициям в проект, тогда Cargill и Risoil S.A. называли
сумму в $50-70 млн., однако, как сообщил вчера «i» представитель одной
из этих компаний, в данный момент стоимость проекта оценивается в $150
млн. По его словам, среди прочего он включает строительство двух
двусторонних причалов длиной по 14 м, которые смогут принимать
одновременно два судна и обеспечивать погрузку в объеме 60 тыс. т в
сутки. Также предполагалось задействовать мощности 11-го и 12-го
причалов Ильичевского порта.
Но, по словам
собеседника «i», до сих пор компания не может начать проектировать
терминал из-за позиции местных властей. «Чтобы начать проектные работы,
необходимо получить разрешение через одобрение на сессии городского
совета, но город и лично мэр такого разрешения давать не хотят. По их
словам, транспортная инфраструктура Ильичевска не готова к реализации
нашего проекта»,— жалуется представитель инвестора.
И
добавляет, что город предложил им в качестве альтернативы перенести
место расположения планируемого терминала на территорию Ильичевского
судоремонтного завода (ИСРЗ расположен в самой глубине гавани Сухого
лимана, на берегу которого и находится Ильичевский порт), в то время как
компания рассчитывала построить свои мощности в промышленной зоне
порта. «Предложенное расположение нас не устраивает, тем более что в
самом порту у нас уже есть земельные участки под данный проект»,—
объясняет он.
При этом в связанной с инвестором
компании подчеркивают, что значительную часть инвестиций предполагалось
направить именно на развитие транспортной инфраструктуры —
автомобильных и железнодорожных магистралей.
Используют
ли местные власти надуманный предлог, чтобы препятствовать столь
масштабным инвестициям в страну, или действительно есть основания
опасаться насчет возможностей инфраструктуры, можно строить
предположения. Известно только, что профильный институт дал свои
предложения относительно того, как транспортные вопросы города могут
быть решены в полном согласии с проектом, предложенным инвесторами
«Саншайн Терминал». Согласно одной из версий, у мэра Ильичевска есть
личный интерес в данном вопросе.
Однако
последние тенденции развития ситуации в Ильичевском порту позволяют
строить и иные предположения. Речь идет об активности в порту компаний,
связанных с действующим руководителем предприятия Александром
Григорашенко (считается проводником на данном посту интересов холдинга
СКМ Рината Ахметова). По наблюдениям участников рынка, с его приходом на
эту должность в середине 2011 г. происходит передел рынка портовых
услуг в пользу компаний, близких к СКМ.
Представители
отрасли не исключают, что в интересах этой же структуры блокируются
проекты, которые могут помешать планам СКМ использовать в будущем порт
как одно из основных звеньев своей логистической цепи по перевалке угля и
железной руды. Подкрепляется такое предположение и слухами о том, что в
свое время представители СКМ якобы предложили Cargill и Risoil S.A.
войти в долю в данном проекте, но получили отказ.
Тот
факт, что в данный момент администрация порта не демонстрирует явного
неприятия по отношению к проекту «Саншайн Терминал» (как сообщили в
пресс-службе, он внесен в программу развития порта и в ее составе подан
на согласование в Мининфраструктуры), может обозначать либо «хорошую
мину при плохой игре», либо то, что сторонам все же как-то удалось
договориться о совместной собственности.

Источник: "Экономические Известия"