2012-06-20 17:13:30
Содержать собственные плавсредства становится не по карману большинству наших соотечественников. Представители среднего класса, ранее активно покупавшие моторки, сейчас пытаются избавиться от них хотя бы за полцены. При этом спрос на дорогие катера и яхты, наоборот, растет как на дрожжах.
Цены тянут на дно
Украинцы охладели к водным развлечениям. Продавцы массовых моделей
катеров и лодок ($25–50 тыс.) жалуются, что в последние полгода у них
полный штиль. "Были месяцы, когда мы не продали ни одной единицы
техники, чего не случалось даже на пике кризиса", — говорят в салоне
George Kopachevsky. Дилеры поясняют инертность потенциальных покупателей
тем, что у представителей среднего класса, на которых они делали
ставку, попросту закончились сбережения.
Ранее они нередко приобретали моторки, следуя моде, чтобы удостоверить
свой статус или похвастаться перед друзьями и знакомыми. Теперь же
украинцам не до престижных игрушек. Затишье в продажах вынудило
импортеров приостановить поставки новой техники. По словам представителя
компании "Панавто" (катера Jeanneau, Larson) Сергея Ступницкого, хотя в
нашей стране есть представительства практически всех известных в мире
лодочных брэндов, выбирать практически не из чего.
Фирмы не рискуют держать склады, работая исключительно под заказ. При
этом платить за таможенное оформление товара им теперь приходится
дороже. Хотя ввозная пошлина осталась прежней и составляет 10–12%,
реальные расходы импортеров с начала года выросли в несколько раз. Ранее
многие ухитрялись занижать таможенную стоимость товара как минимум
втрое.
Теперь же удается скостить в лучшем случае 15–20%. Рисковать немалыми
деньгами дилеры не решаются, поэтому предпочитают ввозить технику
буквально поштучно, распугивая тем самым и без того немногочисленных
клиентов. Ведь ждать лодку под заказ приходится два–четыре месяца, и,
учитывая непродолжительность сезона водного отдыха, покупка попросту
теряет смысл.
Вместо новых покупателей в специализированные салоны потянулись прежние
клиенты, которые просят помочь избавиться от купленных ими в более
благополучные времена плавсредств. Выброс подержанных катеров на рынок с
начала этого года вырос втрое, причем владельцы готовы уступить технику
с 50–70%-ной скидкой. Понятно, что при столь богатом выборе и низких
ценах в сторону новых моделей смотрят немногие.
Тем более что из-за повышенных таможенных отчислений и традиционной
ежегодной инфляции на мировом рынке водной техники в этом году они
подорожали на 10–15%. Рассчитывая хоть что-то заработать, дилеры по
примеру своих коллег, торгующих автомобилями, активно расширяют отделы
б/у товара и внедряют программы trade-in (обмен старых моделей на новые с
доплатой).
Но пока и здесь дела идут не очень хорошо. Клиенты отказываются даже
смотреть в сторону моделей дороже $8–10 тыс. За эти деньги они хотят
приобрести не только полностью укомплектованный катер, но и трейлер.
Неплохо расходятся разве что самые дешевые, видавшие виды "казанки" и
резиновые лодки стоимостью до $500–800. Максимальный "тюнинг", на
который готовы потратиться любители отдыха на воде, — это покупка нового
мотора. Причем если ранее самыми ходовыми были японские двигатели, то
теперь многие, чтобы сэкономить, выбирают китайские аналоги, которые
дешевле на 30–40%.
Парус за горизонтом
Состоятельные украинцы, наоборот, открывают для себя мир водных
развлечений. Дилеры, торгующие дорогими катерами и яхтами (от $150 тыс. и
выше), говорят о резком повышении спроса на свой товар. Как утверждает
директор компании See Line Sales Алексей Силищев, покупателей в этом
сезоне вполовину больше, чем в прошлом, что обеспечивает общий рост
ввоза плавсредств в Украину.
Причем большинство желают приобрести именно новую технику, а интерес к
подержанным моделям, которые делали погоду на рынке в посткризисные
2009–2010 гг., сошел на нет. Эксперт поясняет эту тенденцию тем, что в
последние два-три года новые модели в Украину практически не
поставлялись, поэтому в сегменте подержанной техники массово
предлагаются катера и яхты, выпущенные пять–семь лет назад.
Они безнадежно отстали от мировых модных тенденций как по дизайну, так и
по набору опций, навигационных приборов и пр., но по-прежнему стоят
недешево. Разница в цене между старыми и новыми моделями не превышает
30%. Потенциальные же покупатели, наоборот, стали более продвинутыми в
навигационном деле, поэтому не жалеют денег на новейшие разработки. К
началу сезона дилерам удалось продать даже несколько эксклюзивных
моделей стоимостью более $1 млн. На подходе еще около десятка не менее
выгодных заказов.
Состоятельные украинцы, сумевшие на волне кризиса умножить свои доходы,
готовы тратиться даже на более роскошные образцы легкого судостроения,
чем в сравнительно благополучные времена. Правда, за эти деньги
украинским дилерам приходится побороться. На расточительных украинских
богачей открыли охоту европейские продавцы, которые сейчас также
переживают не лучшие времена.
Многие из них готовы существенно снижать расценки. К примеру, в этом
сезоне хорватские представители крупнейших судостроительных компаний
предлагают обеспечить поставку яхты за 3–5% комиссионных, тогда как
отечественные дистрибьюторы выставляют 10–15% от стоимости модели. Это
способствует оттоку покупателей за границу.
Тем более что, пытаясь сэкономить на пошлинах и обслуживании судов, они
и ранее практиковали регистрацию техники в европейских оффшорах, а в
украинскую акваторию заходили в режиме временного ввоза.
Несмотря на то что в последние годы речная инфраструктура в нашей
стране заметно улучшилась (по маршруту от Днепра до Черного моря
появилась сеть заправок на воде, а в Крыму, Одессе, Днепропетровске
открылись несколько новых яхт-клубов), она все равно отстает от
заграничной, к тому же стоит намного дороже. К примеру, стоянка яхты в
Турции обойдется в 3–5 тыс. евро в год, в Украине такую сумму приходится
выкладывать за месяц.