Ялтинский порт: от греков до наших дней

2012-06-15 09:02:02

Многие из нас знают, что все прибрежные города Средиземноморья в свое время образовались именно благодаря своим портам и Ялта, в свою очередь, развивалась по тому же пути.



Из исторических источников становится абсолютно ясно, что главными принципами для развития прибрежных городов были: удобная гавань, пристань, поселок вокруг нее, порт, город. Например, сенатор, судья П.И. Сухоруков в 1805 г. в своей книге "Путешествие судьи по Крыму" очень ясно это обозначил:

– Ялта, сначала, в древности была основана и принадлежала грекам, а потом генуэзцам, как для одних, так и для других это был город-порт с каменной крепостью, несколькими церквями…и что случилось на исходе XV века – землетрясение, и обрушилась эта крепость и часть мыса, на которой стояла оная, а жители некогда города-порта разбрелись в другие селения, и опустел старый город, постепенно приходил в упадок и стал небольшим местечком (селом) с христианско-православной церковью на берегу моря, который сейчас насчитывает 13 – 15 дворов.

Еще во времена Крымского ханства ялтинская деревня представляла собой рыбачий поселок, в котором лодки и баркасы стояли прямо на берегу открытого моря, и с каждым штормом разбивались волнами о берег, и их снова и снова приходилось восстанавливать.

Но все поменялось с присоединением Крыма к Российской империи. 14 августа 1833 г. в Ялте был возведен "временный" каменный мол, предназначенный для защиты кораблей от "капризов" стихии, к тому же, именно этот год официально считается днем рождения порта Ялты. Однако мол не справился со своей задачей и был дважды разрушен. После этого в 1887 г. был издан царский указ, согласно которому началось строительство капитального каменного мола, причем с годами мол постоянно достраивали в длину, тем самым увеличивая его вместимость.

Однако не только стихия "потрепала" порт Ялты. Ему, как и всей стране, пришлось пережить две разрушительные войны, в промежутке между которыми в 1933г. был заложен первый камень здания морского вокзала дальнего следования. В дальнейшем, начиная с середины 50-х годов и заканчивая годом распада СССР (1991 г.), порт переживает свои самые лучшие времена. За эти, почти полвека, его услугами воспользовались 300 миллионов человек, а к его причалам ежегодно подходили сотни отечественных и иностранных пассажирских судов.

Но в августе 1991, после подписания года соглашения о расформировании СССР, для порта, как и для республики Украины, наступили нелегкие времена. Ломка старого, разрыв устоявшихся экономических связей, новые общественные отношения… Но порт выстоял и сохранил главное – ядро коллектива, его специалистов, портофлот, портовское хозяйство.

http://www.mobus.com