Оставят нас в одних ПОРТках?

2012-06-05 11:37:27

Измаильский порт может повторить судьбу умирающего порта Рени, а это — отсутствие грузов, нищета и полная неопределенность будущего… Как метко заметил один из руководящих работников Ренийского порта, «мы все сидим в одной калоше»…



Без
всякого преувеличения можно сказать, что из всех проблем, волнующих
столицу Придунавья, вопросом № 1 сегодня является резкое падение
производства в Измаильском порту. Трудности, которые в последнее время
испытывает это градообразующее предприятие, могут буквально взорвать
социально-экономическую ситуацию в Измаиле. А посему положение дел в
порту выходит далеко за рамки «внутреннего дела» морской отрасли
Украины. Тревожные настроения жителей Придунайского региона усиливаются
на фоне неопределенности, возникшей после принятия закона о портах. По
мнению большинства специалистов, этот закон преследует одну цель —
открыть путь для приватизации портовой инфраструктуры. И хотя существуют
разные точки зрения относительно плюсов и минусов данного процесса,
печальный опыт «прихватизации» минувших двадцати лет заставляет, мягко
говоря, усомниться в том, что частный капитал обеспечит процветание
портов с соблюдением принципов общественного блага.
И компенсировать уход полтавского сырья Измаилу нечем…
Следует в общих чертах напомнить суть проблемы. «Компания «Ferrexpo»
Константина Жеваго начинает экспортировать продукцию связанного с ним же
Полтавского горно-обогатительного комбината в придунайские страны через
Румынию, — пишет известный украинский транспортный эксперт Александр
Арбузов. — В ближайшие недели первая судовая партия будет отправлена по
Днепру, затем — по морю и через румынский канал Констанца — Чернавода
далее по Дунаю. Если этот вариант транспортировки докажет свою
экономическую эффективность, в Румынию может уйти грузопоток в размере
около 2,5 млн. т в год. В 2011 – м объем поставок рудных грузов
«Ferrexpo» составил 9,9 млн. т. Он распределялся на три примерно равные
части. Экспорт через… Измаильский порт — в придунайские государства.
«Ferrexpo» намерена в нынешнем году увеличить объемы поставок до 12 млн.
т, но Измаил может оказаться не у дел. Этот порт на
99% ориентирован на экспорт и на транзит в режиме вывоза из Украины.
Специфика предприятия в том, что грузы доставляются по железной дороге, а
затем вывозятся речными судами и караванами барж в придунайские страны.
Основной украинский экспортер руды в этом регионе — Полтавский ГОК. Его
продукция в последние годы составляла более 50% объемов
грузопереработки в Измаильском порту. Судя по всему, в
ближайшие годы «Ferrexpo» останется ведущим игроком рынка… Но в свете
последних новостей порт от этого ничего не выиграет. Тенденция ухода
рудного грузопотока налицо. Если в 2010 – м объем перевалки руды через
Измаил составлял 4 млн. 52,2 тыс. т (доля в общем объеме — 59,3%), то по
итогам января-июня прошлого года уменьшился на 17,5%, а по результатам
всего 2011 – го — на 36,1%. В I квартале 2012 года доля руды в общем
объеме переработки уже составила 43,2%. И компенсировать уход
полтавского сырья Измаилу нечем». «Сегодня отчисления
Измаильского морского порта составляют треть бюджета города, — отмечают
депутаты Измаильского горсовета Анатолий Дидух и Анатолий Фуфаев. — В
2011 году портом было перечислено 22 миллиона гривень в местный бюджет и
более 50 миллионов — в государственный. А вот еще несколько цифр для
сравнения: если в 2011 году фонд заработной платы порта составлял в
среднем 15 – 18 миллионов гривень в месяц, то в этом году он упал до
10 – 12 миллионов. Налицо — недополучение работниками предприятия
порядка 3 миллионов. Что стоит за этой цифрой? Недополучение отчислений
местным бюджетом и сокращение вливаний в местную экономику — в сферу
торговли и услуг. Еще год назад средняя зарплата докера составляла от
5 до 7 тысяч гривень. Сегодня этот показатель составляет 2,5 — 3 тысячи
гривень. Есть информация, что до конца нынешнего года в порту грядут
сокращения — до 500 человек». По информации
А. Фуфаева, городской бюджет Измаила за четыре месяца текущего года не
выполнен на 6 миллионов гривень. «Выплата зарплаты бюджетникам сегодня
производится при поддержке областного бюджета, — пишет А. Фуфаев в
местной прессе. — И это — в первой половине года! Что же ждет нас в
конце осени, когда традиционно стоит вопрос о выплате зарплат
бюджетникам из-за традиционно же спланированного дефицита бюджета?»
Справедливости ради надо отметить, что начальник Измаильского порта
Юрий Фуртатов опровергает информацию о том, что грузы Полтавского ГОКа
уходят в румынскую Констанцу. По словам Ю. Фуртатова, снижение объемов
грузопотоков объясняется объективными причинами: во второй половине
2011 года навигация остановилась из-за критически низкого уровня воды в
Дунае, а зимой — из-за тяжелой ледовой обстановки на реке.
«Полтавский ГОК никуда не ушел, — цитирует начальника порта
измаильская газета «Сити». — Ситуация такова, что мы простояли
практически все лето, всю осень и первые месяцы зимы. И встали с
февраля. Так вот об окатыше. Сорок тысяч тонн железорудного концентрата,
которые не были в связи с этим отгружены на металлургический комбинат
Фест-Альпине в Линце, вызвали напряженность с выполнением базового
контракта — он подписывается на два года вперед. Чтобы Полтавский ГОК не
потерял контракт, окатыш был загружен и ушел на Констанцу. Но
Полтавский ГОК как отгружался у нас, так и отгружается. Отгрузка идет
ежедневно по 10 тысяч тонн на наш адрес». И все же,
как известно, дыма без огня не бывает. Вот что писала газета
«Коммерсант-Украина» еще в декабре 2010 года: «Сегодня в Центральной и
Восточной Европе до 50% грузоперевозок осуществляются речным
транспортом, в отличие от Украины, где этот показатель составляет
1 – 2%, сообщил руководитель экспертной группы «Менеджмент консалтинг
групп» Дмитрий Подтуркин. Это объясняется высокими тарифами на
железнодорожные грузоперевозки — в 2 – 3 раза выше по сравнению с
речными в Европе. Действующая в Украине система
тарифов на железнодорожные перевозки окатышей не покрывает даже их
себестоимости, поэтому внутри страны горнорудным компаниям выгоднее
перевозить грузы железной дорогой, говорит господин Подтуркин. «Но так
долго продолжаться не будет, — считает он. — Согласно программе
реформирования железнодорожного транспорта, до 2015 года все тарифы на
грузоперевозки должны быть прибыльными. Кроме того, сейчас
правительством разрабатывается программа возрождения речного транспорта в
Украине». Основной актив Ferrexpo — крупнейший в
Украине производитель железорудных окатышей Полтавский ГОК в
Комсомольске, который имеет собственный речной порт. «Если речной
транспорт в Украине вновь станет конкурентоспособным, Ferrexpo сможет
отказаться от услуг железной дороги для доставки железной руды в порт
Измаил, — считает эксперт Центра политического и экономического анализа
Ирина Кава. — С покупкой Helogistics, Ferrexpo сможет грузить окатыши на
баржи прямо в Комсомольске, спускать их по Днепру до Черного моря, а
оттуда через Дунай доставлять продукцию конечным потребителям». По этому
маршруту Полтавский ГОК уже поставлял продукцию в Европу во времена
СССР, добавил господин Подтуркин». Конец цитаты.
«В Министерстве инфраструктуры не с кем разговаривать — все заняты футболом!»
Недавно состоялась профсоюзная отчетно-выборная конференция коллектива
Ренийского порта. В работе конференции в качестве гостя принимал
участие председатель профсоюзного комитета порта Измаил, член президиума
Центрального Совета Профсоюза работников морского транспорта Украины
(ПРМТУ) Александр Шубин. Его откровенное выступление позволило лучше
понять те процессы, которые происходят сейчас не только в дунайских
портах, но и в транспортной отрасли в целом. По
словам А. Шубина, снижение объемов грузопотоков в порту Измаил является
очень ощутимым: если раньше предприятие перерабатывало в среднем
500 тысяч тонн грузов в месяц, то на сегодняшний день «еле натягиваем
300 тысяч тонн». В лучшие времена грузооборот порта достигал 7 миллионов
тонн в год, однако, как прогнозирует председатель профкома, по итогам
2012 года этот показатель вряд ли превысит 3,5 млн. тонн. То есть, по
сравнению с благополучным периодом производство грозит упасть в два
раза! Соответственно, ожидается аналогичное падение доходов предприятия и
отчислений в бюджет. «Проблемы порта уже сказываются на бюджетной сфере
Измаила — там начались проблемы с выплатой зарплаты», — сказал
А. Шубин. — Одна из причин такой ситуации в нашем
порту заключается в том, что железная дорога не выделяет грузовладельцам
вагоны, — заявил профсоюзный лидер измаильских портовиков. —
Укрзализныцю фактически раздерибанили частные фирмы, и теперь снабжение
вагонами зависит только от них. Пользуясь этим, они торгуются: кто из
грузовладельцев даст больше — тот и получит вагоны. Мы уже устали
ругаться с железной дорогой по этому поводу, но все бестолку. Полтавский
ГОК присылает собственные вагоны, но это не решает проблему в полной
мере… В Киеве говорят, что приватизации Укрзализныци не будет. На самом
же деле акционирование уже идет, причем по примеру Одесского порта.
И администрация, и профком порта не сидят, сложа руки. Мы ведем
огромную переписку с Министерством инфраструктуры, затрагивая множество
самых разных вопросов, включая проект нового КЗоТа и перспективы
применения закона о портах. Не раз просили срочно обратить внимание на
нынешние трудности предприятия. Но все ответы — на уровне общих фраз. В
Министерстве инфраструктуры просто не с кем разговаривать — все заняты
футболом! Председатель ПРМТУ Киреев никак не может встретиться с
министром Колесниковым, хотя много раз добивался такой встречи. А ведь
за ПРМТУ стоит трудовой народ всей морской отрасли страны! К кому еще
обращаться? К Ефименко? Но Ефименко — как «доброе утро»…
(подразумевается бывший министр транспорта, а ныне первый заместитель
министра инфраструктуры Украины Константин Ефименко, — авт.). Знаете, разные были министры транспорта, по-разному работало министерство, но такого еще не было.
Комментируя кадровый вопрос в Измаильском порту, профсоюзный лидер
предприятия признался, что с приходом на должность начальника Юрия
Фуртатова «весь прежний руководящий состав порта был уволен, другие сами
уволились». «Никого не осталось, — сказал председатель профкома. —
Рабочих пока не трогают, но если докер уходит на пенсию, его место тут
же сокращают. На работу в порт никого не принимают».
А. Шубин подтвердил: зарплата измаильских докеров действительно
снизилась с 6 – 7 тысяч гривень до 2,5 тыс. грн. в месяц. В настоящее
время руководство порта планирует перевести грузчиков на оклад. Правда,
это не так просто (необходимо как согласие самого работника, так и
согласие профсоюза, поскольку докеры официально работают на сдельной
системе оплаты труда), и все же сама постановка вопроса — более чем
симптоматична. На этом фоне, отметил председатель
профкома порта, беспокоят серьезные разногласия, существующие между
морскими профсоюзами и Министерством инфраструктуры относительно
утверждения отраслевого тарифного соглашения (от этого документа зависит
размер оплаты труда работников отрасли). По словам А. Шубина,
неурегулированность данного вопроса особенно опасна в контексте нового
закона о портах: если представить, что завтра на предприятие придет
частник, то отсутствие отраслевого тарифного соглашения позволит ему
устанавливать уровень зарплаты наемных работников по своему усмотрению.
А. Шубин призвал не обольщаться по поводу возможностей и эффективности
профсоюзного движения в условиях перехода портовых средств производства
в частные руки: «Когда в порту появятся стивидорные компании, у них
будут собственные профсоюзы, которые не захотят сливаться с профсоюзом
коллектива порта. Как в этом случае отстаивать права и интересы
портовиков? Вопрос остается открытым…». Возвращаясь к
теме снижения объемов грузопотоков главного клиента Измаильского
порта — Полтавского ГОКа — глава профкома подчеркнул, что проблема
заключается не только в украинских транспортных неурядицах и
монополизации рынка сопутствующих услуг (из 18 – ти
транспортно-экспедиторских фирм, представлявших интересы
грузоотправителей в порту, осталась только одна — «Портинвест» Рината
Ахметова; многие объясняют нынешнее положение дел в порту именно
конфликтом интересов Ахметова и Жеваго, — авт.). В настоящее
время ситуация на внешнем рынке железорудного сырья такова, что
европейским потребителям дешевле привозить это сырье из Бразилии, чем
покупать его в Украине. А это уже проблема совсем другого уровня —
проблема конкурентоспособности отечественных экспортно-ориентированных
предприятий и украинской экономики в целом. Конкурентоспособности,
которая падает с каждым годом. Вот о чем надо думать
нашим олигархам и «прихватизаторам». Но они, как всегда, заняты своими
играми. Они могут себе это позволить, ведь ставки в этих играх
оплачиваются за наш счет.
Продадут порты — продадут и Придунавье!
Между тем, как уже сообщала наша газета, общественность Измаила при
поддержке оппозиционных политических партий решила провести 31 мая
общегородской митинг протеста под лозунгом «Продадут порты — продадут и
Придунавье!» Оргкомитет митинга опубликовал обращение к жителям
Придунайского края. «Верховная Рада большинством
голосов с подачи Кабинета Министров при лоббировании депутата Юрия Крука
приняла во втором чтении Закон «О морских портах Украины», который,
если его подпишет Президент, открывает дорогу нечестным на руку
прихватизаторам, — говорится в обращении. — Статья 25 этого закона… дает
возможность по бросовой цене хапануть в частную собственность весь порт
оптом или по частям в розницу (отдельные причалы, погрузрайоны, которые
обеспечивают завершенный цикл портовых услуг). Порт
как самостоятельное государственное предприятие планируется
ликвидировать. Вместо него будет создано нечто вроде филиала киевской
портовой администрации, со всеми вытекающими социальными последствиями.
Под убаюкивающие байки о привлечении инвестиций в портовую отрасль, по
сути, готовится дерибан того, что создавалось несколькими поколениями
жителей нашего края. Если до принятия этого антинародного закона
государственная власть так и не сподобилась начать дноуглубительные
работы на всем протяжении украинской части Дуная, начать строительство и
реконструкцию железной дороги на Измаил и Рени, то никакой инвестор не
возьмется за это. Наши дунайские порты нами же избранная власть сначала
сделала бесперспективными, а сейчас и вовсе готова пустить их с молотка.
С назначением новых начальников портов фактически уже начата передача
Южного, Ильичевского, Измаильского, Ренийского портов в руки одного
экспортера — «потенциального инвестора», что привело к падению
грузооборота, снижению заработных плат портовиков, к потерям местных
бюджетов… Государство Украина в лице Президента,
Верховной Рады, Кабинета Министров не выполняет главного — обеспечения
занятости трудоспособного населения. А без этого разговоры о каких-либо
социальных инициативах превращаются в пустой звук… Мы
можем и должны обратиться к Гаранту наших конституционных прав — к
Президенту Украины — с требованием наложить вето на антинародный,
антигосударственный Закон «О морских портах Украины».
Обращение подписали экс-начальник Измаильского порта, экс-президент
Украинского Дунайского пароходства, Заслуженный работник транспорта
А. Техов, экс-начальник Ренийского порта, Почетный гражданин города Рени
В. Шелест, депутаты Одесского областного совета В. Страшилин и
П. Бойченко, экс-мэр Измаила Г. Дубенко, экс-начальник ГП
«Устьдунайводпуть» Л. Степаненко, докер-механизатор Измаильского порта
С. Стынка, ряд депутатов Измаильского горсовета.Однако
Одесский окружной административный суд запретил всем политическим
партиям проведение 31 мая любых мероприятий на площади перед зданием
Измаильского горсовета. Несмотря на запрет, оргкомитет акции протеста
все-таки вывел протестующих на митинг. По словам очевидцев, перед мэрией
собрались около двух тысяч человек. Примечательно, что акцию протеста,
организованную оппозицией, поддержали и многие представители Партии
регионов.

Автор: Андрей Потылико, http://www.chaspik.info