2012-05-31 10:29:21

30 мая в Одессе первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий выступил на XI международной конференции «Транспортная сеть Черноморского региона: комплекс коммуникаций между Европой, Азией и другими континентами».



Народный депутат подчеркнул:
«Актуальность тематики нынешней международной конференции очевидна.
Имея выгодное географическое расположение, самую длинную среди
Черноморских стран длину береговой линии и морских границ, развитую сеть
портов, автомобильных и железных дорог, серьезный научный и
образовательный потенциал для развития морской отрасли в целом, Украина
за последнее время значительно ослабила свои позиции в
Черноморско-Азовском регионе и в других регионах Мирового океана, что
создает угрозу отстранения нашей страны от существующих ресурсов
мирового морского пространства.

Сокращение грузооборота морских торговых портов, утрата в силу
различных объективных и субъективных причин национального флота,
ухудшение состояния портовой и транспортной инфраструктуры – причиной
всего этого стало отсутствие в Украине целостной морской политики,
которая бы четко отражала цели, механизм и инструментарий эффективного
развития и деятельности торгового флота и портов.

Несмотря
на целый ряд мер, предпринятых на государственном уровне (Решение СНБОУ
от 16 мая 2008 года «О мерах по обеспечению развития Украины как
морской державы», Морская Доктрина Украины на период до 2035 года,
Стратегия развития морских портов до 2015 года и другие документы),
ситуацию в морехозяйственном комплексе так и не удалось улучшить.

Виной
тому – политическая нестабильность в государстве, отсутствие
политической преемственности между командами и правительствами,
элементарная коррупция и стремление делать бизнес на государственных
ресурсах. Достаточно привести пример с Законом «О морских портах
Украины», который в силу разных причин не принимался более 10 лет
и был одобрен Верховной Радой Украины только 17 мая 2012 года.

Серьезную
проблему для морской отрасли представляет рейдерство, которое по своим
последствиям можно сравнить с экономическим терроризмом».

Немалую роль в критическом состоянии отрасли, как указал С.Гриневецкий, «играет и низкий уровень менеджмента.
Статус государственных органов, которые занимаются управлением
морехозяйственным комплексом, из года в год неуклонно понижается.
Отсутствует координация министерств и ведомств, осуществляющих морскую
деятельность, а также координация между этими министерствами и местными
органами исполнительной власти и органами местного самоуправления…
Нынешняя ситуация стала следствием многих причин, в том числе,
хронического невнимания государства к проблемам Украинского Придунавья
как региона. Комплексная программа его развития до 2011 года практически
не была выполнена».

Гриневецкий признал: «За последние годы на государственном уровне произошло переосмысление роли Придунавья.
В июле прошлого года Кабинет Министров одобрил технико-экономическое
обоснование строительства участка автомобильной дороги государственного
значения Одесса-Рени по новому направлению
«Одесса-Овидиополь-Белгород-Днестровский-Монаши» с мостовым переходом
через Днестровский лиман. Еще одним свидетельством усиленного внимания
со стороны государства является утверждение проекта «Дунайский коридор» в
качестве национального.

Однако, если
ситуация с украинскими дунайскими портами будет развиваться в таком
направлении как сейчас, то может сложиться ситуация, что после того, как
автотрасса Одесса-Рени будет построена — по ней просто будет нечего
возить.

Очевидно, что сегодня
нужна не только комплексная стратегия развития морской отрасли, но и ее
непосредственная увязка с приоритетами регионального развития приморских
территорий».

При этом, добавил нардеп, «в конце 2011 года мною был
подготовлен депутатский запрос о необходимости разработки Комплексной
программы развития Украинского Причерноморья. Однако, полученный из
Кабинета Министров Украины ответ был отрицательным».

Вместе с тем, Сергей Гриневецкий
считает, что «развитие морехозяйственного комплекса, да и всей морской
отрасли, является одним из путей повышения конкурентоспособности страны,

в особенности, учитывая экспортоориентированную модель экономики
Украины. Именно поэтому сегодня крайне важно обозначить вероятные
проблемы и угрозы национальной безопасности и национальным интересам
страны в сфере морехозяйственного комплекса.

Особое
значение в этом контексте обретают интермодальные перевозки. В январе
2011 года Европарламент одобрил резолюцию относительно Стратегии ЕС в
Черном море, котороя в качестве одного из экономических приоритетов
определяет развитие черноморских и Дунайских морских портов ЕС, а также
модернизацию инфраструктуры в Черноморском регионе и установление связи с
европейскими транспортными коридорами.

С
другой стороны, набирают обороты интеграционные процессы в рамках
Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства России,
Белоруссии, Казахстана, которые пытаются проводить совместную
транспортную политику. Грузы из этой группы стран составляют основную
часть транзита через украинские порты.

Министерство
же транспорта Российской федерации разрабатывает Стратегию развития
морской портовой инфраструктуры до 2030 года и ее основные направления в
Южном регионе, согласно которой основная грузовая база, тяготеющая к
Северо-Западному и Южному регионам и обрабатывающаяся в портах стран
Балтии и Украины, должна быть переориентирована на российские морские
порты.

Возрастают также требования к безопасности мореплавания и защите окружающей среды».

Резюмируя своё выступление, политик сделал вывод:
«Все эти факторы в своей совокупности в обозримой перспективе способны
оказать влияние на работу украинских портов и требует от государства
следующих мер:

-совершенствования тарифно-таможенной политики, направленной на привлечение транзитных грузов в порты Украины;

-совершенствования законодательной базы, в частности, урегулирования вопросов государственно-частного партнерства;

-возрождения национального судоходства;

-разработки механизмов имплементации документов Международной морской организации в сфере безопасности мореплавания;

-развития
инфраструктуры внутренних водных путей и переориентации комбинированных
транзитных перевозок по направлению «река-море»;

-изменения структуры управления морской отраслью в целом путем повышения координации деятельности министерств и ведомств».