Новации Закона о морских портах

2012-05-29 17:51:56

Обзор новаций законопроекта “Про морские порты Украины” от Лига Закон. Напомним, законопроект прошел второе чтение в Верховной Раде и сейчас находится на подписи у Президента.



Реестры морских портов и гидротехнических сооружений

Законом о портах предусматривается создание Реестра морских портов
Украины (электронная база данных, которая, помимо сведений о портах,
будет включать перечень причалов и морских терминалов, а также портовых
операторов и услуг, которые они оказывают). Планируется, что доступ к
Реестру будет свободным и бесплатным. Также предусмотрено создание и
функционирование Реестра гидротехнических сооружений.

Строительство портов

Закон предусматривает, что строительство нового порта осуществляется
по решению Кабинета Министров Украины в рамках действующей Стратегии
развития морских портов Украины. Напомним, что сегодня действует
Стратегия развития морских портов Украины на период до 2015 года,
одобренная Правительством в 2008 году. Закон предусматривает, что в
дальнейшем Стратегия будет приниматься на 25 лет. Среди первоочередных
задач действующая Стратегия предусматривала принятие Закона о морских
портах и внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания. Также
Стратегия предусматривает привлечение инвестиций в портовую отрасль
путем передачи в аренду и концессию объектов портовой инфраструктуры или
их продажи на открытых аукционах по решению Кабинета Министров Украины.

Новая структура управления морскими портами

Законом предусматривается создание Администрации морских портов
Украины, которая будет заключать договоры на строительство и
реконструкцию объектов портовой инфраструктуры. Руководить
Администрацией будет Глава Администрации, который назначается на
должность и увольняется с должности Министерством инфраструктуры.
Начальники морских портов будут назначаться Министерством инфраструктуры
по представлению Главы Администрации морских портов. В структуре
морских портов предлагается создавать Совет морского порта, в состав
которого будут входить начальник и капитан порта, представители морских
терминалов, стивидорных компаний и других субъектов хозяйствования,
работающих в порту. Совет порта будет рассматривать изменения в план
развития порта, свод обычаев порта и обязательные постановления по
порту.

Государственная монополия на некоторые виды портовых услуг

Закон закрепляет исчерпывающий перечень услуг, на которые
устанавливается государственная монополия. В перечень попали
регулирование движения судов, проведение аварийно-спасательных работ,
навигационное, гидрографическое и картографическое обеспечение
мореплавания, предотвращение и ликвидация разлива загрязняющих веществ.
Остальные виды услуг (работ) могут оказываться и частными компаниями.
При этом Министерство инфраструктуры сможет утверждать правила оказания
услуг по обслуживанию судов, перевалки грузов и других услуг только в
части, которая касается выполнения Украиной своих международных
обязательств.

Приватизация объектов портовой инфраструктуры

Закон о морских портах предусматривает возможность приватизации
объектов портовой инфраструктуры, кроме стратегических объектов в
пределах морских портов. Согласно Закону, к объектам приватизации
относятся:

1. Единые имущественные комплексы и акции публичных акционерных
обществ (ПАО), созданных в процессе реорганизации на базе подразделений
морских портов. Закон о портах гласит, что указанные объекты (в случае
приватизации 100% акций ПАО) подлежат продаже на конкурентных началах.

Условия конкурса по продаже единого имущественного комплекса могут
предусматривать аренду причалов и земельных участков, на которых
размещены причалы и сам комплекс на срок до 49 лет. В таком случае
договор аренды и договор купли-продажи заключаются с победителем
конкурса одновременно. Следовательно, неисполнение обязательств по
договору купли-продажи является основанием для расторжения такого
договора, а также договоров аренды причалов и земельных участков, что
прямо предусмотрено в Законе о портах.

Следует отметить, что причалы и земельные участки под имущественным
комплексом передаются в аренду ПАО на срок до 49 лет без проведения
конкурса.

2. Движимое имущество. Если относительно арендуемого имущества
принято решение о приватизации, арендатор имеет право на его выкуп, если
улучшение такого имущества были сделаны на сумму не менее чем 25% от
его остаточной стоимости имущества на момент приватизации.

3. Акции (доли, паи), принадлежащие государству в уставном
капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных
комплексов.

Приватизация объектов портовой инфраструктуры осуществляются в
соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного
имущества» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о портах.

Определены организационно-правовые формы сотрудничества порта и бизнеса

Частное инвестирование в объекты портовой инфраструктуры
осуществляется на основании договоров концессии, договоров о совместной
деятельности, договоров аренды, а также других инвестиционных договоров.

На базе единого имущественного комплекса, созданного либо
пребывающего в процессе создания на основании инвестиционного договора /
договора о совместной деятельности, заключенного до вступления в силу
Закона о портах, может быть создано новое предприятие. Причалы и
земельные участки под имущественным комплексом могут быть переданы
такому предприятию в аренду на срок до 49 лет. Для создания предприятия
необходимо согласие частного инвестора, государства в лице Фонда
госимущества, а также Мининфраструктуры.

Также Закон о портах предусматривает компенсацию инвестиций,
внесенных субъектами хозяйствования в объекты портовой инфраструктуры.
Такая компенсация осуществляется на основании соответствующих договоров
между Администрацией и инвестором в порядке, определенном Кабинетом
Министров Украины. Источником компенсации должны стать портовые сборы и
другие источники, сообщает Лига Закон.