2012-05-29 17:39:30
29 мая в конференц-зале Одесского областного совета состоялся круглый стол на тему: «Украина – морская держава: стратегия реализации потенциала», организаторами которого стали Региональный филиал Национального института стратегических исследований, Одесская национальная морская академия, Одесский национальный морской университет, Ассоциация портов Украины «Укрпорт».
Эксперты обсудили
стратегические приоритеты реализации потенциала Украины как морской
державы, проблемы и перспективы развития портовой инфраструктуры страны,
задачи реализации транспортно-транзитного потенциала, проблемы
социальной защиты моряков, безопасности судоходства.
На фото: Директор регионального филиала Национального института стратегических исследований А.Филипенко
В адрес участников мероприятия поступило приветствие от первого заместителя председателя Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Гриневецкого.
Политик
указал на актуальность тематики круглого стола, отметив, что Украина,
обладая изначально значительным потенциалом морской отрасли, во многом
утратила его из-за отсутствия стратегии государства по развитию
морехозяйственного комплекса и связанных с ним отраслей.
По мнению С.Гриневецкого, стратегия реализации морского потенциала Украины должна выстраиваться на трех уровнях.
Первый уровень — глобальный.
На развитие транспортных предприятий Украины все большее влияние
оказывают процессы, происходящие в международной кооперации и разделении
труда. Транспортному комплексу Черного и Азовского морей неминуемо
придется вступить в соперничество с альтернативными маршрутами,
пролегающими по Евразийскому континенту, в частности, Транссибом и
Северным морским путем. Победителем в этой конкуренции станет тот, кто
предложит более гибкую тарифно-таможенную политику, обеспечит должное
качество организации перевозок и перевалки грузов, их качественное
сопровождение и безопасность судоходства.
Второй уровень — национальный. Необходимо
принимать в расчет возрастающую конкуренцию между государствами
Черноморско-Азовского бассейна, а также тенденцию к координации в
разработке совместной морской политики стран, входящих в состав
экономических и политических союзов.
Третий уровень — региональный. В
Украине к приморским относятся пять областей — Одесская, Николаевская,
Херсонская, Запорожская, Донецкая, а также Автономная Республика Крым и
город Севастополь. При этом непосредственно в
административно-территориальных единицах — районах и городах областного
значения, которые имеет выход к морю, проживает фактически каждый
десятый житель Украины. В целом ряде городов порты являются не только
главными бюджетообразующими, но и главными градообразующими
предприятиями. Таким образом от эффективной работы морской отрасли
зависит благосостояние сотен тысяч семей. Не стоит забывать и о том, что
в Украине по разным подсчетам работает от 80 до 100 тысяч моряков,
которые плавают на судах под флагом других стран.
Парламентарий подчеркнул: «Очевидно,
что сегодня нужна не только комплексная стратегия развития морской
отрасли, но и ее непосредственная увязка с приоритетами регионального
развития приморских территорий».
При этом, С.Гриневецкий
считает, что несмотря на многие негативные процессы, происходящие в
морской отрасли, Украина еще не прошла точку невозврата и у нас есть
шанс, объединив усилия политиков, ученых, специалистов, добиться
перелома ситуации к лучшему.