Эксперт про проект Положения об осмотре предприятий проводящих подготовку моряков: Зачотный троллинг!

2012-05-28 12:16:14

На сайте Министерства инфраструктуры появилось несколько проектов приказов, один из которых предполагает внесение изменений в Положение об осмотре предприятий, организаций и учреждений, проводящих подготовку моряков.



На сайте Министерства инфраструктуры появилось несколько проектов приказов, один из которых предполагает внесение изменений в Положение об осмотре предприятий, организаций и учреждений, проводящих подготовку моряков.

Что ж, это интересно. Стоит, наверное, присмотреться к этому проекту повнимательнее. Ведь нынешний состав Министерства как-то не балует морскую общественность рассказами о своих планах в отношении моряков. Приходится обращать внимание на активность в разрабке проектов нормативных актов, поскольку мерилом работы министерства всё равно будут действия.

Напомню, ранее основным "локомотивом" нормативных изменений в области подготовки моряков был г-н Тихонов позиция которого, хотя и не разделяемая мной, была, по-крайней мере, последовательна. Он неуклонно, с помощью разрабатываемых им приказов министерства, концентрировал в своих руках (в рамках Инспекции по подготовке и дипломированию моряков) огромные полномочия. Теперь же, после административной реформы и сокращения избыточных функций, надо полагать, субъекты хозяйствования в сфере подготовки моряков должны получить некое облегчение. По крайней мере, теоретически. Что ж, давайте посмотрим на эти "послебления режима".

Первое, на что должен обращать внимание грамотный юрист – это на преамбулу проекта нормативного акта. Согласно ч.2 ст.19 Конституции Украины в преамбуле любого проекта нормативного акта должна стоять фраза "На основании ст….ЗАКОНА Украины…". Смотрим здесь… Увы. Здесь ссылка на законодательные полномочия министерства издавать этот приказ отсутствует. Уже на этом основании проект приказа незаконен, так как не соответствует требованиям Конституции. Жаль… Жаль, в том смысле, что мы до сих пор не научились жить по  нами же принятым законам. Это – следствие печально известной Работнёвщины, когда нормы законов в лихой волюнтаристичной горячке подменялись приказами министерства и постановлениями Правительства. И теперь, вместо того, чтобы направить все силы на разработку законов, министерские чиновники за наш же с вами счёт прикидывают, как же поудачнее… впрочем, пожалуй, я отвлёкся…

Но, не будем формалистами. Может в проекте есть что-то действительно стоящее, дельное, заслуживающее поддержки и реально облегчающее жизнь субъектам хозяйствования. Тем более, что в проекте приказа есть ссылка наУказ Президента Украины, которым в п.4.9.90 Мининфраструктуры действительно даются полномочия утверждать Положение об осмотре предприятий, организаций и учреждений, проводящих подготовку моряков.

Давайте помотрим проект дальше. Первым же пунктом проекта приказа предлагается внести изменения в пункт 1.2. существующего Положения об осмотре предприятий, организаций и учреждений, проводящих подготовку моряков, который предлагается изложить в новой редакции … значительно увеличивающей полномочия Министерства. Вот это фокус! Г-н Тихонов, наверное, нервно курит где-то в сторонке. Теперь, наряду с полномочиями по проведению осмотра, Министерство предлагает присвоить себе полномочия по согласованию и утверждению перечня учебно-тренажёрных центров (УТЦ), которые осуществляют одобренную подготовку моряков. Лихо! Если это не попытка узурпации власти, то я уже и не знаю как узурпация власти должна выглядеть. Мало того, что у Министерства нет законных полномочий издавать такой приказ, но даже полномочий, данных ему Президентом ему, оказывается, мало!

Сразу возникает вопрос: – "Если звёзды зажигают, то это кому-нибудь нужно?" В смысле, а нет ли здесь предполагаемой коррупционной составляющей? Напомню, что согласно п.3 ст.15 Закона Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции", физические, юридические лица и общественные организации за свой счёт могут инициировать и провести антикоррупционную экспертизу проекта нормативно-правового акта.  На мой взгляд, это было бы самым логичным шагом со стороны общественных организаций работающих в сфере подготовки моряков.

Ведь если появится такой новый, не предусмотренный никакими законами Украины перечень "одобренных" УТЦ, в который после "осмотра" незаконной структурой, незаконно будет кто-то вноситься, а кто-то исключаться по незаконно установленной процедуре, то, в этом случае, об облечении режима хозяйствования вообще можно будет забыть – наверное следом появятся какие-то привилегированные УТЦ, а всем остальным будет предложено самоликвидироваться.

Замечательный тролль, как видно, поселился в стенах Мининфраструктуры, поскольку в пояснительной записке к этому проекту можно прочесть, что принятие этого  нормативного акта не приведёт к дополнительным затратам времени и денег со стороны субъектов хозяйствования! Как зовут этого тролля я не знаю, но под проектом изменений стоит подпись заместителя диретора Департамента государственной политики в отрасли морского и речного транспорта. Если автор проекта изменений г-н Горобец, то я должен признать: – "Зачотный троллинг, Игорь Анатольевич!" 🙂

При всём при этом, оказывается, что согласно п.1.4. осмотр УТЦ не является мерой государственного надзора (контроля) и его результаты не влияют на осуществление деятельности УТЦ. Шикарно! Как я писал уже однажды:

По мнению Минтранса административная по своей правовой природе процедура осмотра, якобы, не является средством государственного надзора. У меня вопрос: – "А чем же она тогда является?!" Может добровольным действием поднадзорного? И какова, в этом случае, правовая природа "протокола осмотра"?

К слову сказать, я припоминаю, что в свою бытность руководителем Инспекции по подготовке и дипломированию моряков г-н Тихонов долго вынашивал планы по введению контроля за УТЦ, но такой контроль, административный по своей природе и незаконный по сути, ему долго ввести не удавалось. Что же он придумал? Он придумал "осмотр, который не является контролем". Кстати говоря, протащить этот приказ через Минтранс г-ну Тихонову удалось лишь под раскаты грома т.н. "Оранжевой революции" 25.11.2004, когда всем было, мягко говоря, уже не до юридических тонкостей.

Если осмотр – это не мера государственного надзора, то может УТЦ может отказаться от этого осмотра? Тогда не проще было бы вообще теперь, после разгребания завалов, оставленных прошлой властью, такой осмотр УТЦ упразнить, в рамках административной реформы, так сказать. 🙂 (Кстати, это второй логичный шаг для профильных общественных организаций – обратиться в ведомство по дерегуляции).

Но нет! Проектом предлагается внести в Положение ещё один пункт 5 "Государственный надзор (контроль) за подготовкой моряков в УТЦ". Вы следите за руками, коллеги? Положением о Министерстве ведомству даны полномочия утвердить Положение об осмотре. Осмотр, по самому же Положению об осмотре не является мерой государственного надзора. Но всё же, этим же Положением предлагается дополнительно ввести государственный надзор (контроль) за УТЦ! В чём же будет такой контроль выражаться? В проверках (по наводке) УТЦ, следом за которым может быть исключение УТЦ из перечня "одобренных" УТЦ, наверное, с дальнейшим запретом выпускникам проходить ГКК и получать дипломы у капитана порта.

Хотя положением о Министерстве никакой государственный надзор за подготовкой моряков в УТЦ также не предусмотрен, о попытке узурпации власти я писал уже выше.

Вот тут, конечно, я задумался серьёзно. Ведь пока как-то система работала. И, хотя наше государство зачастую моряков не баловало, тем не менее, украинские моряки во всём мире считаются неплохо подготовленными. В чём здесь заслуга Министерства траспорта (Минифраструктуры по нынешнему)? Я, по правде говоря, не знаю? Пока основную роль в поддержании высокого качества подготовки играли учебные заведения системы Минобразования (Минстерства образования, молодёжи и спорта по нынешнему). И, кстати, лицензирование подготовки (переподготовки с выдачей госдиплома) моряков ведёт Минобразования. Оно утверждает лицензионные условия и проверяет их исполнение. При чём здесь Министерство транспорта? С какого боку оно тут припеклось? Работой оно моряков не обеспечивает, но вот выдаёт рабочие дипломы и согласовывает программы подготовки.

Но ведь по новому Положению о Минифраструктуры оно не имеет НИКАКОГО отношения к программам подготовки моряков и УТЦ! Посмотрите сами, коллеги! Никакого!

Это кстати, один из важных теоретических вопросов! Этот вопрос звучит так: – "Если в ходе преобразования ведомств системы органов исполнительной власти ведомство утрачивает часть полномочий, то кому передаются полномочия по контролю и выполнению требований нормативно-правовых актов, утверждённых предыдущим ведомством?" Вопрос – не праздный! Ведь существует принцип непрерывности власти и властные функции либо упраздняются вовсе в ходе административной реформы, либо передаются какому-то другому ведомству. Как мы видим, после утверждения положения о Мининфраструктуры, ведомство отныне лишено полномочий в отношении утверждения программ подготовки моряков. Как быть с целой кипой приказов бывшего Минтранса, когда такие полномочия у ведомства ещё были? Отменять? Но в какой мере? Полностью или частично? Куда отошли полномочия бывшего Минтранса в отношении подготовки моряков, не вошедшие в перечень полномочий нынешнего Мининфраструктуры? А, может, они вообще ликвидированы?

Могу сказать, что Минмолодежи и спорта уже по этой теме высказалось в конце прошлого года.

Для учебных заседений государственной системы образования уже установлены требования для подготовки моряков. В частности, приказом Минмолодёжи и спорта №1411 от 09.12.11 г. установлены требования к обязательной сертификации системы качества подготовки моряков в соотвествии со стандартами конвенции СПДМНВ78.

То есть, в качестве стандартов подготовки и переподготовки моряков установлены стандарты СПДМНВ78. Прекрасно! Так ведь и Мининфраструктуры в своем проекте изменений ставит задачу соответствия переподготовки в УТЦ стандартам СПДМНВ78! Противоречий нет! Наверное, можно было бы вести речь о том, что и контроль за УТЦ и ГКК следовало бы передать из сферы ведения Мининфраструктуры в сферу ведения Минмолодёжи и спорта, раз уж там осуществляется сама подготовка, а Мининфраструктуры лишён полномочий по утверждению и согласованию учебных программ?

В общем, я по-прежнему придерживаюсь твёрдого убеждения в том, что для урегулирования спорных вопросов следовало бы разработать в форме закона Украины Государственные Правила подготовки, дипломирования моряков, несения вахты и комплектования судов экипажами, которыми можно было бы корректно имплементировать в национальное законодательство положения международных договоров Украины в этой сфере и создать законодательную базу для работы ведомств.

Автор: Блог СергеяГорчакова на сайте http://www.business.ua/