2012-05-25 09:58:38

«Вообще строительство терминала для приема сжиженного газа – это очень здоровая мысль, его надо было начинать давно строить, но возникали проблемы. Например, инвесторов нет. Если инвесторов нет, то зачем вообще это делать? – говорит Юрий Корольчук. – Более того, нет компаний, которые бы сказали, что они будут нам этот газ давать. Ни Катар, ни Азербайджан нам пока газ давать не готовы. Потому что они сразу спрашивают, есть ли у нас инвесторы. Инвесторов нет – а зачем тогда подписывать какие-то меморандумы?».



Полным ходом

Строительство терминала для приема
сжиженного газа проходит в рамках Национальных проектов, которыми
заведует бывший «полевой командир Майдана», а ныне не такой уж скромный
чиновник Владислав Каськив. На бумаге это выглядит внушительно: проект
уже прошел стадию разработки технико-экономического обоснования и теперь
на графике, размещенном в глянцевом буклете Госагентства по
нацпроектам, от стадии эксплуатации его отделяет только один квадратик,
скромно обозначенный «строительство объектов».

Особенно
внушительно успех строительства терминала выглядит на фоне того, что
большинство остальных национальных проектов не дошли до этой стадии.

На
самом же деле, хвастаться конкретными успехами пока что сложно. На
данный момент на счету Владислава Каськива и руководителя проекта по
строительству терминала Виталия Демьянюка – сплошь презентации. Что до
успехов, то к ним действительно можно отнести разработку
технико-экономического обоснования (ТЭО). Им занималась испанская
компания Socoin. В настоящее время, согласно словам Каськива, проводится
подготовка предварительного ТЭО к рассмотрению Кабмином.

Согласно
плану, первая очередь терминала будет введена в действие в 2015 году.
Предусматривается, что мощность плавучей установки для хранения газа и
регазификации будет достигать до 5 миллиардов кубометров в год.

Эта установка будет постоянно пришвартована к причалу до тех пор, пока строительство LNG-терминала не будет завершено.

Вторая
очередь строительства будет сдана к 2018 году и предусматривает
постройку берегового терминала по приему сжиженного газа. Суммарная
мощность терминала составит до 10 миллиардов кубометров в год.

В качестве места постройки выбран город Южный в Одесской области, рядом с одноименным морским портом.

Для полного счастья

Чего
на данный момент не хватает, чтоб поверить в успех предприятия?
Во-первых, нет одобрительной резолюции Кабмина под ТЭО. Само по себе это
не так страшно: процесс вроде бы идет, по словам Каськива, ждать
согласия правительства стоит в ближайшее время. Проблема в том, что по
ранее намеченным срокам, подписание Кабмином документации должно было
произойти два месяца назад. Внятных объяснений этой задержки в
Госагентстве нам не дали.

Нет инвесторов. Пока что Украина только
рассчитывает на участие тех или иных фирм в постройке терминала. При
этом в качестве потенциальных инвесторов сегодня объявляют испанцев, а
завтра – турков… В общем, определенности нет.

А ведь отметим, что
суммы предполагается потратить немалые: стоимость терминала оценивается
в 735 млн евро. Помимо того, необходимо потратить около 121 млн евро на
создание подводного канала для танкеров и 113 млн евро на трубопровод
для приема газа в украинскую газотранспортную систему. Однако первый
проект предполагается реализовать под обеспечение государственных
гарантией, а второй выполнит «Укртрансгаз» за счет тарифной
составляющей.

При этом государство, согласно заверениям Каськива,
будет иметь в консорциуме блокирующий пакет, но миноритарный. То есть,
рассчитывать стоит на 30% государственных вложений.

Не подписан
договор с Катаром. На данный момент Украина рассматривает катарский газ
как одну из основных альтернатив российскому. Правда, Катар на данный
момент заверяет Украину в собственных дружеских чувствах. Однако стоит
помнить, что дружеские чувства – это одно, а газовые контракты – другое,
в чем Украина могла убедиться на примере отношений с северо-восточным
соседом.

Впрочем, есть не только Катар: правительство говорит о
возможности поставок газа из Алжира, Туркменистана, Азербайджана… Вот
только на данный момент все это «на бумаге». Единственный реальный
партнер – Азербайджан, с которым на данный момент даже подписаны
соглашения. Однако газ оттуда начнут подавать не раньше, чем через пять
лет.

Нет разрешения от Турции на транзит газа через ее
территорию. На данный момент она все еще не дала согласия на провоз
через Босфорский пролив танкеров со сжиженным газом, пишут турецкие СМИ.
В то же время, по словам Каськива, возможных каналов для
транспортировки сжиженного газа всего два – это каспийский газ, который
будет доставляться напрямую по Черному морю или же газ, транспортируемый
через Босфор.

Отдельно про инвестиции

С
другой стороны, по словам Каськива, инвестиции ему вроде бы удается
привлечь. То есть, под его руководством Единое инвестиционное окно
InvestUkraine за 5 месяцев привлекло запросы на 4,5 млрд долларов прямых иностранных инвестиций.
При этом он рассказал, что уже на сегодняшний день есть 16 компаний,
которые начали свои проекты в Украине с помощью Единого инвестиционного
окна. Также, по его словам, в данный момент 61 компания находятся на
прединвестиционной стадии.

Четыре миллиарда. Даже с половиной.
Это пять терминалов, подобных тому, какой строит Украина. Почему же не
собираются зарубежные (да и отечественные) деятели бизнеса вкладывать
средства в столь перспективный проект, как LNG-терминал?

Во-первых,
сроки окупаемости. Даже для прямых инвестиций срок окупаемости
терминала составляет 9 лет. Для масштабного использования денежных
заимствований эта цифра растягивается до 25 лет как минимум.

Это
означает, что вкладывать деньги в терминал может себе позволить только
государство. У Украины денег на это нет, в результате чего слова
господина Каськива о том, что терминал является «политическим вопросом»
обретают зловещую правдивость.

Комментарииспециалистов

Теоретически,
в случае подписания договора с Катаром, шансы на некоторое снижение
энергетической зависимости от России есть. Да и стоит катарский газ
дешевле российского: 180 долларов за тысячу кубометров вместо 425. Даже с
учетом транзита выходит дешевле.

«Катар – один из самых
перспективных поставщиков сжиженного природного газа. Эта страна
ежегодно запускает новый блок сжижения. Поэтому она для Украины даже
более интересна, чем Азербайджан», – утверждает независимый эксперт по
энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин.

В то же время,
реализация пока что подводит эту интересную задумку. Так,
бесперспективным называет проект строительства терминала член
парламентского комитета по ТЭК Александр Гудыма.

«Сейчас
называется цена только одного терминала. Есть терминал-отправитель, где
газ сжижают, а есть терминал, где сжиженный газ нужно перевести в
природный и подавать в транспортную систему, о чем пока не говорят.
Почему никто не говорит о том, что для того, чтобы поставлять на
украинский терминал сжиженный газ, нужно построить на черноморском
побережье Грузии другой терминал – по переработке природного газа в
сжиженный? Кто его будет строить? Сейчас ресурсов для строительства нет,
есть только заявления», – говорит нардеп.

Опасения высказывает и
глава Комитета энергетической независимости Украины, эксперт по
энергетическим вопросам Иван Надеин. По его словам, отсутствие четко
определенных поставщиков газа в Украину блокирует возможность поиска
инвесторов. «Как найти недостающие средства для строительства терминала,
если до сих пор нет информации о том, кто будет поставлять газ в
Украину?», – говорит он. По его словам, задержка с поиском инвестора
может означать, что строительство терминала будет отложено на
неопределенный срок. А значит, планы запустить его к 2015 году останутся
исключительно планами.

Согласен и эксперт Института
энергетических исследований Юрий Корольчук. Основной проблемой он
считает отсутствие потенциальных инвесторов. «Вообще строительство
терминала для приема сжиженного газа – это очень здоровая мысль, его
надо было начинать давно строить, но возникали проблемы. Например,
инвесторов нет. Если инвесторов нет, то зачем вообще это делать? –
говорит он. – Более того, нет компаний, которые бы сказали, что они
будут нам этот газ давать. Ни Катар, ни Азербайджан нам пока газ давать
не готовы. Потому что они сразу спрашивают, есть ли у нас инвесторы.
Инвесторов нет – а зачем тогда подписывать какие-то меморандумы?».

Также
господин Корольчук отмечает, что названная сейчас цена строительства
терминала является заниженной: с учетом инфраструктуры.

«Попытка
подсчитать средства на строительство этого проекта была еще в начале
двухтысячных, и минимум, который она может составить, – это полтора
миллиарда. Самый минимум», – подчеркнул он.

В то же время
большинство экспертов сходятся: LNG-терминал Украине необходим. Снижение
газовой зависимости от России, даже частичное, сможет существенно
повлиять на ее экономическое благополучие. Вот только успешная
реализация этого проекта в нынешних условиях – вопрос сомнительный.

http://nbnews.com.ua