2012-05-21 15:55:36
Николаевские судостроители вспоминают профессора Николаевского Кораблестроительного Института, Валентина Магулу, которому на днях должно было исполнится 85 лет (1927 – 2001 гг.).
Нашими учеными, внесшими наибольший вклад в развитие фундаментальных судостроительных наук в прошлые годы, стали доктора технических наук М. Д. Хаскинд, А. Г. Архангородский, В. М. Бузник, Ю. В. Ремез, В. В. Лаханин, М. Н. Александров. Особо хочется выделить ушедшего из жизни доктора технических наук, профессора, академика Академии инженерных наук Украины Валентина Эммануиловича Магулу. Он справедливо включен в состав 2000 известных жителей нашего города в изданном энциклопедическом словаре «Николаевцы – 1789 – 1999».
В Николаевский кораблестроительный институт в начале семидесятых годов он приехал по приглашению ректора В.А. Степанова.
Такие люди, как Валентин Эммануилович Магула, органично входят в институтский коллектив, своим трудом и талантом развивают научные школы, воспитывают молодое поколение ученых, сразу же находят контакт с промышленными предприятиями.
Родился Валентин Эммануилович Магула 22 марта 1927 года в Одессе в рабочей семье. Он с отличием окончил в 1950 году кораблестроительный факультет Одесского института инженеров морского флота по специальности инженер-кораблестроитель и получил направление во Владивосток, где стал работать мастером на судоремонтном заводе, а затем – старшим лаборантом, старшим преподавателем в Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала Г. И. Невельского (ДВВИМУ).
В эти годы он интенсивно продолжает свою научную работу, начатую еще в студенческие годы. Главное направление – исследование гибких конструкций. В этой области им были защищены в 1954 году кандидатская и в 1966 году докторская диссертации. В 1957 году стал доцентом, а в 1968 году – профессором. Он создал научную школу этого направления во Владивостоке, которая успешно развивается самостоятельно и после его переезда в Николаев. С 1954 года В. Э. Магула заведует кафедрой теории и устройства судов ДВВИМУ. Научную деятельность в области гибких конструкций, мягких оболочек и судовых устройств он с 1971 года продолжил в НКИ – УГМТУ.
Профессор В. Э. Магула – автор более 300 опубликованных научных работ, в том числе свыше 40 изобретений и 11 монографий и учебников. Есть его публикации и за рубежом – в Лондоне и Варне.
Возглавляемая им школа подготовила 16 докторов и 53 кандидата наук. Среди них на Дальнем Востоке доктора технических наук Б. И. Друзь, А. Д. Москаленко, А. И. Азовцев, В. Г. Непейвода, В. И. Сичкарев, в Калининграде В. Д. Кулагин, в Николаеве
Б. А. Бугаенко, А. Я. Казарезов, Ю. Н. Коробанов, В. С. Блинцов, В. В. Зайцев, в Херсоне В. М. Кравцов. Он бессменный член ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, редактор научных трудов
ДВВИМУ, НКИ, УГМТУ, НТО судостроительной промышленности.
Педагогический талант Валентина Эммануиловича проявился и в том, что многие его ученики стали заведующими кафедрами высших учебных заведений. Это профессора
Б. И. Друзь, А. Я. Казарезов, Ю. Н. Коробанов, В. В. Зайцев.
Валентин Эммануилович был изобретателем. Первое авторское свидетельство СССР на изобретение – гибкое судно он получил еще в 1951 году.
Многие важные теоретические и практические вопросы гибких конструкций были впервые решены в стране профессором В. Э. Магулой. В те годы круг его научных интересов не ограничивался только гибкими конструкциями. Им интенсивно разрабатывались другие направления судовой техники, в частности, судовых устройств.
В 60-е годы В. Э. Магула пишет и издает в союзных издательствах учебники «Теория и устройство судов», «Судовые мягкие емкости».
Он был простым в общении, ему удавалось с легкостью создавать плодотворные творческие коллективы, доказательством чему служат многочисленные книги, написанные совместно с учениками.
Переезд в Николаев знаменует собой новую страницу в деятельности профессора В. Э. Магулы. С 1971 года он становится профессором кафедры конструкции корпуса и проектирования судов, а с 1972 года его назначают заведующим кафедрой конструкции корпуса и судовых устройств НКИ, затем он создал и возглавил кафедру морских технологий.
В. Э. Магула устанавливает тесные связи с судостроительными предприятиями Николаева, Херсона и Ленинграда. Особенно плодотворным стало его научное сотрудничество с ПКБ «Прогресс», которое в эти годы вело интенсивные и разнообразные разработки судовых устройств принципиально новых типов. Можно сказать, что в это время в Украине профессором В. Э. Магулой была создана научная школа всесоюзного значения по судовым устройствам и гибким конструкциям.
С 1988 года он – заслуженный деятель науки Украинской ССР. В декабре 1991 года избран академиком Академии инженерных наук Украины.
Его статьи регулярно публикуются в центральных научных журналах. В период работы в НКИ профессор В. Э. Магула плодотворно трудится и над созданием больших монографий, в которых находят обобщение и дальнейшее развитие новые проблемные вопросы практического судостроения. Теоретические разработки профессора В. Э. Магулы этого периода продолжают исследования разнообразных конструкций судового назначения, особенно обладающих высокой гибкостью: мягких и эластичных оболочек, канатов, шлангов. Под его научным руководством создаются первые в стране буксируемые и судовые мягкие емкости, гибкие судовые переборки, пневматические покрывала и подушки, препятствующие перемещениям зерна и других грузов на судах.
Новые результаты получены в области динамики канатных буксируемых систем в потоке жидкости, динамики ударных воздействий и их амортизации при работах в открытом море. Многие из этих разработок защищены авторскими свидетельствами и использованы в судостроении. Он всегда помогал молодым ученым, своим аспирантам, но ни под одной статьей не подписался как соавтор, не сделав своей, как правило, главной половины работы. Валентин Эммануилович в совместной работе с молодыми учеными прививал им высокопрофессиональную школу научных исследований.
Валентин Эммануилович был большим любителем природы, путешествий.
В молодые годы во Владивостоке на своем мотороллере он с женой Екатериной Даниловной, с друзьями и учениками выезжал на отдых на природу – особенно любили они рыбалку. В Николаеве на своем скромном «Москвиче» они в свободное время продолжали эту традицию.
Семья профессора Магулы была всегда теплым очагом для его учеников-аспирантов. Екатерина Даниловна с большим вниманием и любовью относилась к ученикам своего мужа. И сегодня, спустя много лет, став теперь профессорами и доцентами, они с чувством сыновней благодарности вспоминают эту женщину.
Многих капитанов и моряков воспитал Валентин Эммануилович. И не случайно его заслуги были оценены Министерством Морского Флота СССР – он был удостоен звания почетного работника Морского Флота СССР.
Вот что вспоминает доктор технических наук, профессор кафедры сварочного производства УГМТУ Ю. М. Лебедев, который в 70-х годах был руководителем студенческой плавательной практики: «Однажды капитан судна, на котором группа студентов из НКИ проходила заграничную плавательную практику, сказал мне:
– У вас в НКИ работает Валентин Эммануилович Магула. Это мой учитель. Я был его студентом в ДВВИМУ. Хочу сделать ему подарок.
Это было тогда, когда в Советском Союзе настольные калькуляторы были еще большой редкостью. Капитан купил в магазине Антверпена самый совершенный калькулятор, и я привез В. Э. Магуле подарок от его ученика».
Сегодня никого не удивишь микрокалькулятором, а тогда, много лет назад, это была ценная вещь. Валентин Эммануилович всегда дорожил этим подарком, сделанным от души.
В. Э. Магула был основателем научного направления – создания технических средств экологической защиты моря от разлива нефти в акваториях портов с помощью боновых заграждений. Их производство было налажено в Николаеве и других городах Украины. Многое сделано им в области проектирования судовых трапов, сходен, а также судовых кранцевых устройств.
В неустанном труде прошла жизнь профессора судостроительных наук В. Э. Магулы. Его знали в Ленинграде, Москве, Уфе, Владивостоке, Горьком. Сегодня нет ни одной серьезной научной работы в области гибких конструкций, судовых устройств, подводных буксируемых систем, где бы не было ссылок на его труды.
Многое было сделано, но казалось, что впереди еще не один год интересной работы. Однако судьба распорядилась по-своему.
21 марта 2001 года В. Э. Магула скончался после непродолжительной болезни.
Валентин Эммануилович был широко образованным человеком. Те, кто с ним повседневно общался, отмечают, что обсуждение практически любой проблемы часто начиналось с его замечания:
– «Я как-то занимался этим вопросом…»
Круг его интересов не замыкался только судостроением. На полках его книжных шкафов наряду с научными и техническими книгами стояли определители грибов, книги по цветоводству, кактусам, истории Древнего мира и Украины, географии, рыболовству, песенники и т. п. Он носил корм птицам, любил выехать за город, в поле, в лесопосадку. С ним было интересно весной пройтись по парку, он знал названия и применение каждой травинки, каждого цветка.
Таким активным и чутким ко всему живому встает он перед нашими глазами и в последний свой час – в полуосвещенном коридоре инфарктного отделения городской больницы он несет в руках несколько маленьких синих цветочков в небольшой медицинской мензурке для сердечных капель. Эти цветочки нашел кто-то из тех его соседей по больничной палате, кто уже начал ходить по больничному парку. Там в расщелинах между камнями пробились они к весеннему солнцу. Идя навстречу нам по коридору, он озабоченно раздумывал, куда их поставить.
– У окна им будет веселее и светлее!
Так и остались эти цветы сиротливо стоять на подоконнике, когда на следующий день неожиданно наступило резкое ухудшение здоровья и пришел трагический конец. Конец человека, который всю свою жизнь стремился нести людям, молодежи свет знаний, культуры и человеческого участия, который до последнего часа верил и надеялся на лучшее будущее.
Б. А. БУГАЕНКО, А. Ф. ГАЛЬ "Южная Правда"