2012-05-21 13:40:33
Широко разрекламированный проект поставок сжиженного газа для lng-терминала из Азербайджана и Катара попал под удар, еще не стартовав. Идея оказалась на грани срыва из-за некомпетентности, хуторянской ограниченности и коррумпированности власти. На пути проекта встала Турция, создавшая препону в виде «катара турецких морских путей».
Дня Победы прозвучали заявления премьер-министра Украины о том, что в
ходе его визита в Катар достигнуты принципиальные договоренности о
поставках сжиженного газа в нашу страну. По словам Николая Азарова,
катарское топливо с доставкой в Одессу и регазацией, т.е. возвратом
метана из жидкого в газообразное состояние, будет в три раза дешевле
российского.
Слов нет, ход очень правильный. Расположенное в
Персидском заливе небольшое полуостровное государство имеет поистине
огромные разведанные и подтвержденные запасы природного газа. Причем
очень дешевого по европейским и украинским меркам. Из-за своей
удаленности от основных трубопроводных магистралей Катар взял курс на
экспорт топлива в сжиженном состоянии. Обзавелся впечатляющим флотом
специальных танкеров, построил на своих берегах терминалы по сжижению
газа, а также принимает участие в возведении терминалов по приему и
регазации сжиженного газа по всему миру, формируя рынок сбыта. Словом,
действия нашего правительства и лично Азарова по налаживанию поставок из
Катара следовало бы оценить положительно, если бы нынешняя власть, как
всегда, не выступила «в своем репертуаре».
Тормоз на берегах Босфора
Не
успел глава Кабмина бодро отрапортовать о впечатляющих планах, как на
его голову пролился холодный душ от замминистра энергетики и угольной
промышленности Владимира Макухи. Последний сказал, что Турция не
соглашается пропускать через Босфор в Черное море танкеры со сжиженным
газом.
В СМИ, со ссылкой на неназванные источники в Госагентстве
по инвестициям и управлению нацпроектами, появилась информация: Анкара
проявляет большой интерес к этому проекту, в связи с чем предлагала
привлечь свою фирму к разработке технико-экономического обоснования
(ТЭО) проекта. Но украинские чиновники предпочли сотрудничать с
испанской компанией Socoin. Почему и на каких основаниях выбрали весьма
далеких от нас испанцев, общественность не уведомили, что наталкивает на
подозрения в коррупционных мотивах.
Следует отметить: проект по
поставкам сжиженного газа находится в ведении Госагентства по
инвестициям, которым руководит отставной «оранжевый революционер»
Владислав Каськив. За агентством и лично его руководителем в последнее
время тянется шлейф обвинений в коррупции по результатам бурной
деятельности на ниве привлечения инвестиций.
Согласно заключенным
еще в начале прошлого века международным договорам, формально Турция не
может перекрывать проход судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Но
эта страна имеет полное право ограничивать и контролировать такой проход
из соображений национальной безопасности!
Например, в последнее
время Анкара предъявляет все более жесткие требования к российским
нефтеналивным танкерам. Их интенсивное движение грозит техногенными и
экологическими катастрофами. Но известно, что Россия — не Украина.
Перекрыть транспортировку российской нефти через проливы турки не
отважатся. А вот закрыть доступ танкеров в Украину — будьте покойны!
Тем
более что в отношении танкеров со сжиженным газом причин для этого
можно найти сколько угодно. Ведь, по сути, судно с топливом — это
огромная плавучая бомба, а пролив Босфор — своеобразная водная улица
прямо в центре Стамбула в непосредственной близости к его исторической
части. Рядом находятся дворец султана «Топкапы», Голубая мечеть,
знаменитая Святая София и прочие достопримечательности. Если в проливе
рванет — мало не покажется! А поврежденные мосты через Босфор нарушат
сообщение между Европой и Азией. Поэтому ограничения Турции будут
правильно поняты международной общественностью.
Словом, преследуя
свои интересы, Анкара найдет необходимые аргументы. Тем более что режим
Януковича сейчас находится в международной изоляции, и на помощь ему
никто из цивилизованного мира не придет.
А может, это происки Кремля?
Такое
подозрение вполне оправдано, хотя прямых доказательств нет. Очевидно,
что «Газпром» будет делать все, чтобы Украина не соскочила с российской
«газовой иглы».
Не имея оснований называть кого-то агентом
Кремля, обратим внимание на следующий подозрительный факт. В тот момент,
когда Азаров не щадя живота своего борется за альтернативный источник
топлива, информацию о возможном срыве планов выдает именно
Минэнергоуголь, которым, как известно, руководит близкий не только к
Фирташу, но также к «Газпрому» Юрий Бойко.
Отношения между
Анкарой и Москвой никогда особо теплыми не были, а российского лобби в
Турции вроде бы нет. А может, уже и есть… Купил же «Газпром» Шредера, а
турки дешевле немцев будут.
Организация альтернативных
энергопотоков требует серьезного геополитического мышления и кругозора,
умения играть на противоречиях. Нужно вести агентурную и дипломатическую
работу в Турции с опорой на антироссийские силы, которых, кстати, там
достаточно. Но это задачи не для «донецких» мозгов, которых хватает
только на дерибан, бандитизм и на то, чтобы «прокукарекать», будто в
Украину рекой потечет жидкий газ.
А ведь предупреждали!
Звоночек
уже прозвучал. Во время экономического форума в Давосе Азербайджан
неожиданно отказался подписывать ранее согласованный
межправительственный договор о разворачивании до 2015 года ежегодных
поставок в Украину 5 млрд кубов сжиженного газа. Позднее руководство
Госнефтегазкомпании Азербайджана заявило, что вопрос об экспорте
сжиженного газа в Украину будет рассматриваться только в том случае,
если в рамках освоения крупнейшего азербайджанского газового
месторождения «Шах-Дениз» будет принято решение о производстве этого
вида топлива. О поставках 5–15 млрд кубов в год, на которые рассчитывает
Киев, можно будет вести речь не ранее 2017-го.
Кстати, этот
проект еще сложнее: если для транспортировки газа из Катара нужно
построить терминал только под Одессой, то поставки из Азербайджана
попросту невозможны, так как в этой стране еще нет соответствующей
инфраструктуры. Равно как нет и терминала для отправки газа на побережье
Грузии. Кроме того, ожидается, что азербайджанский газ будет довольно
дорогим.
В данной ситуации ничего странного нет, если учесть, что
Баку — сателлит Анкары. В Азербайджане шагу не сделают, если это
противоречит интересам Турции. Анкара, в свою очередь, отстаивает на
мировой арене интересы этнически и культурно близкого и зависимого от
нее Азербайджана.
Итак, Турция заблокировала поставки сжиженного
газа не только на западном направлении — через Босфор, но и с востока.
Трудно сказать, приложила ли к этому руку Москва, но «Газпрому» это
выгодно. В любом случае, сегодняшней украинской власти, похоже,
элементарно не хватило соображалки понять, что без договоренностей с
Турцией ввести в страну сжиженный газ не удастся.
На нужное дело денег нет
Такие
маневры ставят под сомнение проект Азарова. Азербайджан контракты
подписывать не спешит, кивая на Турцию. На нее же начинает оглядываться
Катар: если Украина не способна решить вопрос со своим черноморским
соседом, то какой смысл катарцам работать с Украиной, если можно продать
топливо тем, у кого нет проблем?
Стоимость проекта по
строительству терминала под Одессой оценивается в 846 млн евро.
Государство готово на себя взять только 25% этой суммы. Остальные
средства планируется изыскать у инвесторов. Но если нет гарантий в виде
контрактов, то вряд ли найдутся желающие вложить в дело деньги.
Параллельно
возникает ряд вопросов. А зачем вообще нужны инвесторы в таком важном
деле, касающемся энергетической безопасности страны? Почему на футбол
спустили денег намного больше? А если учесть, сколько при этом украли,
то терминалами можно было бы «облепить» все побережье Украины!
В
сухом остатке имеем следующее. Из-за непрофессионализма,
некомпетентности, коррумпированности и просто низкого интеллектуального
уровня нынешней власти реальная возможность получить альтернативный
источник дешевого газа и обеспечить энергетическую независимость страны
может, образно говоря, утонуть в водах Босфора или задохнуться в парах
сжиженного газа.
Александр КАРПЕЦ