2012-05-04 12:27:13
Новый Таможенный Кодекс, с одной стороны, значительно упрощает процедуру оформления товара, с другой – не решает проблему определения таможенной стоимости, тем самым оставляя таможенникам лазейки для коррупции.
После этого, в феврале текущего года, парламентарии решили отправить новую редакцию Таможенного кодекса на доработку и уже 13 марта проголосовали за документ, в который, с учетом предложений Президента, было внесено 148 поправок. Спустя месяц, 19 апреля, В.Янукович подписал закон № 4496-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Таможенного кодекса Украины".
Как отмечает член правления Ассоциации таможенных брокеров Украины Борис Магарычев, кодекс, изначально поданный в Верховную Раду рабочей группой, в которой принимали участие представители Гостаможслужбы, Кабинета министров, общественности, профильные ассоциации, а также эксперты Европейского союза, – был лучше, чем документ, который вышел сегодня на финиш. Многие нормы, внесенные депутатами, эксперт оценивает как отрицательные. Интересно, что когда в 2002 году принимали старый, ныне действующий Таможенный кодекс, произошло буквально то же самое.
Бочка меда
Документ передает все полномочия по изданию приказов нормативного характера от Гостаможслужбы Министерству финансов. В новом кодексе таможенная брокерская деятельность исключена из числа видов деятельности, на осуществление которых таможенными органами предоставляются разрешения. Кроме того, исключена необходимость предоставления финансовой страховой гарантии в размере не менее 300 тыс. евро, а работающему с брокером агенту по таможенному оформлению больше не нужно подтверждать в Гостаможне квалификацию и уровень специальных знаний.
Еще одним немаловажным моментом является лишение таможенников права на осуществление судебно-экспертной деятельности. Также они больше не смогут самостоятельно выполнять решения судов о конфискации ранее изъятых товаров, транспортных средств. При этом установлены нормы, что нельзя держать товар более 4 часов на границе. А срок применения административного взыскания за нарушение таможенных правил в виде конфискации товаров и транспортных средств сокращен с 3 лет до 2 месяцев.
Основным достижением можно считать то, что новый Таможенный кодекс позволяет субъектам легче оформить товары. При этом мнение экспертов расходится, в частности Б.Магарычев говорит, что не такие уж и значительные упрощения для бизнеса он предоставляет.
Тем не менее документом отменена обязательная аккредитация на таможне, то есть с момента вступления кодекса в силу груз можно будет оформлять в любом таможенном органе, независимо от того, в какой области он зарегистрирован как субъект внешнеэкономической деятельности. Кроме того, по словам советника председателя Государственной таможенной службы, бывшего зампредседателя Гостаможни Павла Пашко, кодекс упрощает процедуру декларирования товара: в частности, теперь товары более 10 товарных подкатегорий не нужно оформлять по отдельности, достаточно оформить их как одну подкатегорию с общей ставкой пошлины, правда самой высокой. Также согласно документу при отсутствии точных ведомостей о товаре можно подать предварительную декларацию, тогда как при ныне действующем кодексе разница в декларировании предусмотрена как нарушение таможенных правил с различными штрафными санкциями.
Магарычев также добавил, что по многим параметрам четко выписан перечень документов, которые таможня в том или ином случае имеет права требовать от субъекта. Тогда как в нынешнем кодексе написано: "другие документы по требованию инспектора" – то есть фактически все, что ему взбредет в голову. То есть мы имеем минус один повод для коррупции со стороны таможенников.
Новый кодекс вводит понятие "уполномоченный экономический оператор" – предприятие, имеющее право пользоваться специальными упрощениями в таможенных процедурах. Пашко уточняет, что требования к такому уполномоченному экономическому оператору – это нормы, которые выписаны в международных конвенциях: "Нашему уполномоченному оператору будет доверять не только украинская таможня, но и все таможни, принимающие участие в этой конвенции. Точно так же мы будем доверять субъектам других стран, которые получили этот статус у других таможенных служб". В то же время Б.Магарычев считает, что права и льготы для оператора выписаны недостаточно, но выразил надежду, что данный пробел будет восполнен в будущем.
Не забыли в Таможенном кодексе и о частных лицах. Так, увеличены суммы, на которые можно ввозить подарки и сувениры без уплаты налогов: через сухопутные и морские пункты пропуска – до 500 евро, воздушным сообщением – до 1000 евро, а при почтовых пересылках – до 300 евро.
Пока все выглядит гладко – Таможенный кодекс хорош для перевозчиков и сложен в работе для таможенников. Но так ли все на самом деле?
Ложка дегтя
Во-первых, вышеуказанные упрощения для перевозчиков порождают минус для государства. По словам Пашко, государственный контроль снижается в сторону упрощения процедур без обеспечения контроля движения товаров внутри страны. То есть нельзя проверить, ввезен ли проданный на рынке иностранный товар законно или незаконно, или же произведен на территории страны как иностранный. "Потому что когда на входе можно ввозить, что угодно, и отсутствует контроль внутри страны, будут стремиться к упрощению и к уменьшению платежей и за счет поддельных инвойсов и т.д. И это нельзя будет контролировать внутри страны", – отмечает таможенник.
Но главный недостаток кодекса заключается в самом главном для бизнеса вопросе – стоимости таможенных перевозок. Наибольшее возмущение вызывает несоответствие между предложениями и поправками Президента к Таможенному кодексу и его окончательной редакцией, подправленной депутатами. В частности, Президент предложил изложить пункт 1 части 2 статьи 52 в следующей редакции: "Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, обязаны заявлять таможенную стоимость, определенную или скорректированную ими самостоятельно по результатам консультаций с таможенным органом". В реальности данный пункт выглядит так: "Декларант или уполномоченное им лицо, заявляющие таможенную стоимость товара, обязаны заявлять таможенную стоимость, определенную ими самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенным органом, или скорректированную по результатам контроля, проведенного таможенным органом". То есть невооруженным взглядом видно, что контроль над таможенной стоимостью остается за таможенниками. При этом бывший таможенник П.Пашко заверяет, что все поправки чисто технические: "Крик о том, что эти поправки были внесены с нарушением закона, – чисто пиар-ход, это не по сути, а по форме".
В свою очередь Магарычев не видит принципиальных различий в определении таможенной стоимости между тем, что есть сегодня, и тем, что добавляется в новом кодексе. Он отметил, что есть некоторые позитивные моменты, в частности четко прописано, что таможенник должен поэтапно использовать методы определения тамстоимости. Однако в то же время нет исчерпывающего перечня документов, необходимых для ее подтверждения. "Думаю, что таможенная стоимость на ближайшее время остается болезненным моментом. И я не вижу предпосылок в новом Таможенном кодексе для решения этого вопроса и снятия его как такового", – подчеркнул член правления Ассоциации таможенных брокеров.
Кстати, в Гостаможне заявляют, что не так уж и сильно корректируют таможенную стоимость, и что она вообще не является проблемой (для таможенников, видимо, и правда не является). "Мы недавно обобщили статистику по этому вопросу: за счет корректирования таможенной стоимости обеспечивается только 2,5 % поступлений в бюджет. Как вы понимаете, это совершенно не тот источник, на который мы ориентируемся. Ведь такой же показатель был и в прошлом, и позапрошлом году. Я не считаю, что проблема таможенной стоимости стоит остро. От 80 до 92% импорта (в зависимости от товарной группы) оформляется по так называемому "первому методу". То есть по цене контракта. Это притом, что по прямым контрактам (без посредников) оформляется всего 25% импортеров", – сказал заместитель председателя Государственной таможенной службы Украины Александр Дороховский.
Еще одним моментом, который усложнит бизнесу работу с таможенными органами, могут стать нестыковки при самостоятельном определении декларантами кода товара, который они перевозят через границу. Новый кодекс предусматривает, что таможенный орган контролирует правильность принятого декларантом решения по определению кода товара. В связи с этим любое несогласие таможенника с классификацией, предоставленной декларантом, влечет за собой автоматически нарушение таможенных правил. А решение этой проблемы – повод для взятки.
Но, как ни прискорбно сознавать, от всех вышеуказанных недостатков уже никуда не денешься, по крайней мере, до принятия следующего Таможенного кодекса (кстати, за 21 год независимости Украины Таможенный кодекс принимается уже третий раз – не слишком ли часто для молодой страны?). А пока стоит ожидать того, что сразу после принятия таможню и бизнес ждут несколько месяцев достаточно серьезных проблем. Нормативная база в Украине все-таки отстает, и придется столкнуться с тем, что старые нормативные документы начнут конфликтовать с новым Таможенным кодексом. Так что основная волна критики документа еще впереди.
Александра Кривуля