Японский проект Wind Challenger, может вернуть паруса на большие корабли

2012-04-26 10:17:18

На выставке SEA JAPAN 2012 в Японии был продемонстрирован проект судна с гигантскими убирающимися парусами шириной 20 м и высотой 50 м. По мнению разработчиков, использование подобных гибридных судов позволит снизить расход топлива на 30%.



«Современные технологии позволяют изготавливать большие паруса, которые можно контролировать автоматически», – говорит Киоши Узава из Токийского университета. – «Благодаря навигационным технологиям и своевременным прогнозам погоды суда могут плавать безопасно. Поэтому использование энергии ветра, как это было на старых кораблях, оправданно».
Предложенное парусное вооружение состоит из складных парусов, похожих скорее на крылья, шириной в 20 и высотой в 50 м. Проведённое компьютерное моделирование показало, что такое судно на стандартном маршруте Иокогама — Сиэтл будет потреблять в среднем на 30% меньше топлива, чем чисто дизельное. Паруса, в зависимости от средней скорости ветра на маршруте, должны окупить себя всего за 5–10 лет.

Недавно завершённый девятимачтовый макет судна Wind Challenger отдалённо похож на джонку своей типичной секционной конструкцией парусов, обусловленной тем, что последние, как и на джонках, складные, или, как говорят представители проекта, «телескопические», с твёрдой двусторонней поверхностью и полые внутри. Они состоят из пяти секций и при ураганном ветре могут быстро складываться, минимизируя ветровой снос. Площадь каждого паруса — 1 000 м². Все девять мачт несут в три с лишним раза больше парусов, чем «Катти Сарк».

Однако преимущество не только в цифрах: новые паруса скорее похожи на самолётные крылья. Они имеют смешанную конструкцию, выполненную на прямых участках из алюминиевых сплавов, а в элементах, движущихся при складывании, из пластиков, армированных волокнами. Увы, проектанты очень скрытны: не говорится даже о том, угле- или стеклопластики имеются в виду. Впрочем, заявленная цена одного паруса всего $2,5 млн, что с учётом их площади исключает широкое применение углепластика.

Угол установки каждого паруса контролируется индивидуально, в автоматическом режиме, всё время оставаясь таким, чтобы обеспечить наибольшую тягу. А это значит, что количество членов экипажа не будет отличаться от такового у традиционных судов.

Продувки в аэродинамической трубе и компьютерное моделирование показали, что наибольшую эффективность такие паруса-крылья будут иметь при боковом ветре. Более того, расчёты продемонстрировали, что при использовании парусного вооружения даже современному судну иногда будет лучше отклониться от прямого курса на порт назначения и идти под строго определённым углом к господствующему ветру. В большинстве ветровых условий (маршрут Иокогама — Сиэтл уж очень ветреный) экономия топлива для судна класса «Панамакс» превысит 25%, что позволит окупить паруса через 5–10 лет.

По словам разработчиков, они завершили фундаментальные исследования и строительство первых макетов. В течение пары лет будет сооружён прототип (1:2), на котором пройдут реальные испытания парусов. А в открытое море судно должно выйти к 2016 году.

По материалам compulenta.ru