2012-04-26 10:17:18
На выставке SEA JAPAN 2012 в Японии был продемонстрирован проект судна с гигантскими убирающимися парусами шириной 20 м и высотой 50 м. По мнению разработчиков, использование подобных гибридных судов позволит снизить расход топлива на 30%.
Недавно завершённый девятимачтовый макет судна Wind Challenger отдалённо похож на джонку своей типичной секционной конструкцией парусов, обусловленной тем, что последние, как и на джонках, складные, или, как говорят представители проекта, «телескопические», с твёрдой двусторонней поверхностью и полые внутри. Они состоят из пяти секций и при ураганном ветре могут быстро складываться, минимизируя ветровой снос. Площадь каждого паруса — 1 000 м². Все девять мачт несут в три с лишним раза больше парусов, чем «Катти Сарк».
Однако преимущество не только в цифрах: новые паруса скорее похожи на самолётные крылья. Они имеют смешанную конструкцию, выполненную на прямых участках из алюминиевых сплавов, а в элементах, движущихся при складывании, из пластиков, армированных волокнами. Увы, проектанты очень скрытны: не говорится даже о том, угле- или стеклопластики имеются в виду. Впрочем, заявленная цена одного паруса всего $2,5 млн, что с учётом их площади исключает широкое применение углепластика.
Угол установки каждого паруса контролируется индивидуально, в автоматическом режиме, всё время оставаясь таким, чтобы обеспечить наибольшую тягу. А это значит, что количество членов экипажа не будет отличаться от такового у традиционных судов.
Продувки в аэродинамической трубе и компьютерное моделирование показали, что наибольшую эффективность такие паруса-крылья будут иметь при боковом ветре. Более того, расчёты продемонстрировали, что при использовании парусного вооружения даже современному судну иногда будет лучше отклониться от прямого курса на порт назначения и идти под строго определённым углом к господствующему ветру. В большинстве ветровых условий (маршрут Иокогама — Сиэтл уж очень ветреный) экономия топлива для судна класса «Панамакс» превысит 25%, что позволит окупить паруса через 5–10 лет.
По словам разработчиков, они завершили фундаментальные исследования и строительство первых макетов. В течение пары лет будет сооружён прототип (1:2), на котором пройдут реальные испытания парусов. А в открытое море судно должно выйти к 2016 году.
По материалам compulenta.ru