2012-04-20 13:52:01
На основании Конвенции подготовки, дипломирования моряков и несения вахты (Кодекс ПДМНВ) каждый кандидат на присвоение или подтверждение командного звания на морских судах не реже, чем раз в 5 лет обязан пройти аттестацию, т.е. продемонстрировать свои знания, умения и навыки (компетентность) в объёме, соответствующем своему званию, либо званию, на которое он претендует (правило I/11 конвенции ПДМНВ).
Согласно соответствующих разделов части А Кодекса ПДМНВ стандарт компетентности лиц командного состава морских судов определяет уровень умений, каковые должны быть достигнуты для надлежащего исполнения на борту судна функций в соответствии с согласованными международными критериями, установленными Кодексом ПДМНВ, и включает предписанные стандарты уровня знаний, понимания и демонстрируемых навыков. В разделах части А описаны критерии оценки компетентности в столбце 4 таблиц «Спецификации минимальных стандартов компетентности» и обеспечивают лицу, производящему аттестацию, основания для вынесения заключения о пригодности претендента к выполнению обязанностей по заявляемой должности.
Разделом А-I/8 определены Национальные задачи и стандарты качества, которыми морским Администрациям предписывается позаботиться о том, чтобы задачи образования, подготовки и сопутствующие стандарты компетентности устанавливали уровни знаний и навыков, а также соответствовали требуемым Конвенцией условиям экзаменования и аттестации.
По рекомендациям и требованиям Кодекса ПДМНВ в Манильской редакции к подготовке и дипломированию морских специалистов в процессе аттестации методы демонстрации компетентности должны применяться только в комплексе с критериями оценки в объёме стандартов (раздел А-I/4). Допускаются две формы обучения и аттестации: без отрыва от работы (на борту судна) или в учебном заведении. Также морским Администрациям предписывается удостовериться в том, чтобы инструкторы, наблюдатели и экзаменаторы обладали соответствующей квалификацией по отдельным видам и уровням подготовки и оценки компетентности моряков либо на борту судна, либо на берегу, как требуется по конвенции, в соответствии с положениями раздела А-I/6.
На сегодняшний день в Украине применяется (по разным объективным причинам) только вторая форма проверки профессиональной компетентности мореплавателей, т.е. в береговых учебных заведениях. По всем нормам и требованиям правила I/11 конвенции ПДМНВ аттестация должна приурочиваться к завершению повышения квалификации. Морские учебные заведения, определённые постановлением КМУ 15.01.2005 г. №38 для организации и проведения повышения квалификации мореплавателей, обязаны внедрить систему управления качеством и согласно принятой «Политике качества» и разработанных процедур выполнять требования стандартов компетентности для лиц командного состава морских судов. Учебные планы повышения квалификации мореплавателей включают и теоретическую и тренажёрную подготовку и должны включать оценку по критериям компетентности по всем разделам части А. Этих разделов много, следовательно, и времени на аттестацию надо тратить тоже много. На сегодня в Украине подготовка и аттестация мореплавателей разделена даже между министерствами. Морские академии занимаются повышением квалификации, а функция аттестации является прерогативой Государственных Квалификационных Комиссий и, следовательно, член ГКК не связан с программой подготовки и, в лучшем случае, наделён перечнем вопросов. А аттестующий экзаменатор (член ГКК) по требованиям Кодекса ПДМНВ должен присутствовать при демонстрации претендентом навыков и умений на соответствующем оборудовании и он же должен обладать соответствующей квалификацией и навыками владения спецоборудованием. (Раздел А-I/6 ПДМНВ). Рекомендованные способы проверки компетентности базируются на использовании компьютерных программ тестирования, демонстрации умений и практических навыков на тренажёрах-симуляторах, навыках пользоваться атласами и каталогами навигационных карт, электронной навигационной аппаратурой, умении работать с лабораторным оборудованием и только потом устных собеседованиях. Анализируя разделы части А Кодекса ПДМНВ и его требования, убеждаешься в том, что аттестация мореплавателя – это далеко не экзамен на знания специфичных правил и не экзамен по какому-то предмету в академии – одним ответом на вопрос не обойдёшься. Если проводить аттестацию морских специалистов только в существующих Государственных квалификационных комиссиях, это невыполнение требований Кодекса ПДМНВ (раздел А-I/11 Кодекса ПДМНВ).
Назревает потребность во внедрении процедуры аттестации мореплавателей в ГКК с использованием спецоборудования, ещё правильней, аттестация мореплавателей на курсах повышения квалификации с привлечением членов ГКК или независимых представителей соответствующих надзорных служб.
Разделом А-I/8 определены Национальные задачи и стандарты качества, которыми морским Администрациям предписывается позаботиться о том, чтобы задачи образования, подготовки и сопутствующие стандарты компетентности устанавливали уровни знаний и навыков, а также соответствовали требуемым Конвенцией условиям экзаменования и аттестации.
По рекомендациям и требованиям Кодекса ПДМНВ в Манильской редакции к подготовке и дипломированию морских специалистов в процессе аттестации методы демонстрации компетентности должны применяться только в комплексе с критериями оценки в объёме стандартов (раздел А-I/4). Допускаются две формы обучения и аттестации: без отрыва от работы (на борту судна) или в учебном заведении. Также морским Администрациям предписывается удостовериться в том, чтобы инструкторы, наблюдатели и экзаменаторы обладали соответствующей квалификацией по отдельным видам и уровням подготовки и оценки компетентности моряков либо на борту судна, либо на берегу, как требуется по конвенции, в соответствии с положениями раздела А-I/6.
На сегодняшний день в Украине применяется (по разным объективным причинам) только вторая форма проверки профессиональной компетентности мореплавателей, т.е. в береговых учебных заведениях. По всем нормам и требованиям правила I/11 конвенции ПДМНВ аттестация должна приурочиваться к завершению повышения квалификации. Морские учебные заведения, определённые постановлением КМУ 15.01.2005 г. №38 для организации и проведения повышения квалификации мореплавателей, обязаны внедрить систему управления качеством и согласно принятой «Политике качества» и разработанных процедур выполнять требования стандартов компетентности для лиц командного состава морских судов. Учебные планы повышения квалификации мореплавателей включают и теоретическую и тренажёрную подготовку и должны включать оценку по критериям компетентности по всем разделам части А. Этих разделов много, следовательно, и времени на аттестацию надо тратить тоже много. На сегодня в Украине подготовка и аттестация мореплавателей разделена даже между министерствами. Морские академии занимаются повышением квалификации, а функция аттестации является прерогативой Государственных Квалификационных Комиссий и, следовательно, член ГКК не связан с программой подготовки и, в лучшем случае, наделён перечнем вопросов. А аттестующий экзаменатор (член ГКК) по требованиям Кодекса ПДМНВ должен присутствовать при демонстрации претендентом навыков и умений на соответствующем оборудовании и он же должен обладать соответствующей квалификацией и навыками владения спецоборудованием. (Раздел А-I/6 ПДМНВ). Рекомендованные способы проверки компетентности базируются на использовании компьютерных программ тестирования, демонстрации умений и практических навыков на тренажёрах-симуляторах, навыках пользоваться атласами и каталогами навигационных карт, электронной навигационной аппаратурой, умении работать с лабораторным оборудованием и только потом устных собеседованиях. Анализируя разделы части А Кодекса ПДМНВ и его требования, убеждаешься в том, что аттестация мореплавателя – это далеко не экзамен на знания специфичных правил и не экзамен по какому-то предмету в академии – одним ответом на вопрос не обойдёшься. Если проводить аттестацию морских специалистов только в существующих Государственных квалификационных комиссиях, это невыполнение требований Кодекса ПДМНВ (раздел А-I/11 Кодекса ПДМНВ).
Назревает потребность во внедрении процедуры аттестации мореплавателей в ГКК с использованием спецоборудования, ещё правильней, аттестация мореплавателей на курсах повышения квалификации с привлечением членов ГКК или независимых представителей соответствующих надзорных служб.
Константин Лихогляд
судомеханик I-го разряда
28.03.11г.