Россия выйдет на второе место после Украины по объемам экспорта растительного масла, – эксперты

2012-04-13 16:22:04

Прошлогодний рекордный урожай подсолнечника в России позволит трейдерам реализовать на мировом рынке свыше 1 млн т растительного масла более чем на 1 млрд долл. В результате Россия выйдет на второе место после Украины по объемам экспорта этого продукта.



Как рассказали в аналитическом центре "Сов­экон", экспорт подсолнечного масла в текущем сезоне (с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года) может составить 1,1-1,4 млн т, что в 1,3-1,6 раза превышает предыдущий экспортный рекорд, установленный в сезоне 2008/09, когда было вывезено 861,8 тыс. т масла. Представитель компании "Юг Руси" Сергей Каменецкий согласен с подобной оценкой.

Выручка от экспорта масла в этом сезоне может превысить 1 млрд долл. Для сравнения: выручка от продажи пшеницы – основной экспортной зерновой культуры – составляет 5-6 млрд долл., от продажи ячменя – второй по объему вывоза культуры – менее 1 млрд долл.

Развитию экспорта масла способствует рекордный объем производства подсолнечника в 2011 году – 9,6 млн т. Вывоз расширяется также под влиянием постоянно растущего мирового спроса на базовые продукты питания, в том числе на подсолнечное масло, отмечает Каменецкий: "На этом фоне в мире растет использование растительных масел при производстве биотоплива, что приводит к замещению по­требления других видов масел на подсолнечное".

В марте текущего года Россия установила новый рекорд по экспорту подсолнечного масла за месяц: было вывезено 185,8 тыс. т, включая 167,2 тыс. т сырого и 18,6 тыс. т бутилированного масла, отмечает исполнительный директор "Совэкона" Андрей Сизов-младший. Предыдущий рекорд был установлен в ноябре 2011 года, когда было экспортировано 140,3 тыс. т масла (120,6 тыс. т сырого и 19,7 тыс. т бутилированного).
Участники рынка считают, что маркетинговые возможности российских экспортеров масла растут и в будущем можно ожидать расширения поставок бутилированного масла.

Резкий скачок экспорта сырого масла в минувшем месяце на фоне скромных показателей февраля (49,9 тыс. т) в значительной степени связан с началом полноценной навигации в Азовском море, объясняет Сизов: "Через мелководные порты переваливается около половины всего объема экспорта сырого масла".

Основными экспортерами являются компании "Юг Руси", "Астон", "Солнечные продукты", Bunge и Glencore (Международная зерновая компания). Доминируют при поставках масла на мировой рынок российские операторы в отличие от зернового рынка, где лидирующие позиции в поставках занимают транснациональные компании, отмечает Сизов. Более половины российского масла покупают Египет и Турция, которые, кстати, также являются основными импортерами российской пшеницы, и другие страны Северной Африки.

"Мы надеемся на новые рекорды в будущем", – говорит Сизов. Среднедушевое по­требление подсолнечного масла в России уже довольно велико по мировым стандартам – порядка 18 кг, по оценке "Совэкона" (для сравнения: в Германии около 20 кг на душу населения). Даже рост доходов россиян не будет подразумевать рост по­требления подсолнечного масла, уверен эксперт. Каменецкий надеется, что производство масличных культур в России продолжит расти за счет сои, рапса, льна и других культур.

В целом мировой рынок подсолнечного масла небольшой – порядка 5-6 млн т – и консолидированный. Крупнейшим поставщиком является Украина (2-3 млн т), а за ней обычно следует Аргентина (около 1 млн т). В этом сезоне Россия, вероятно, выйдет на второе место.

Напомним, ранее сообщалось, что в Украине в 2012 г. планируется произвести 3,5 млн т подсолнечного масла.

http://www.zavtra.com.ua