Капитан порта Мариуполь: очень сложную ледовую кампанию на Азовском море мы провели достойно

2012-04-11 15:45:18

На время зимней навигации капитан порта Мариуполь Сергей ПЕРЕПЕЧАЕВ был назначен старшим ледовым координатором действий моряков и портовиков на Азовском море, то есть от Керчи до Бердянска и Мариуполя.



В связи с улучшением ледовой обстановки в
акватории и на подходных каналах к порту Мариуполь начальник порта
Алексей Росинский издал приказ о закрытии ледовой кампании с 1 апреля.
Вы уже проинформировали об этом заинтересованные организации и лица. Что
можете сказать о зимней навигации, если оглянуться назад?

– Да, обстановка на Азовском море значительно улучшилась.
Произошло очень сильное очищение ото льда. В южной части Таганрогского
залива и в устье Дона остались еще ледяные поля, но они уже не
представляют угрозы для безопасности судоходства. Поэтому решили с 1
апреля закрыть ледовую кампанию. На сегодня – уже по всему Азовскому
морю в зоне ответственности Украины. Это означает, что ледовая проводка
судов (и плата судовладельцев за нее) позади. Благоприятные
климатические условия способствуют значительному увеличению заходов
судов в порт Мариуполь и, соответственно, росту объемов
грузопереработки, доходов, отчислений налогов… Выгода всеобщая.

Если
говорить о ледовой обстановке на Азовье в конце января-феврале – начале
марта, то по сложности ситуации не было ничего подобного за последние
лет 40. Если же брать район Керчь-Еникальского канала, там и старожилы
не припомнят проблем, сходных с возникшими минувшей зимой.

В
целом зима была непродолжительной, но суровой. Жесточайшие морозы
начались в конце января сразу по всей площади Азовского моря при
неблагоприятном восточном ветре. Это привело к обильному обширному
ледообразованию. Были остановлены проводки судов. Более того, теплоходы
оказались разбросанными по всему Азовскому морю. В том числе десятки тех
судов, которые находились в зоне ответственности россиян. Экипажи
моряков нуждались в помощи начиная от бункеровки (обеспечении топливом,
водой, а также провизией) до освобождения из ледового плена.

По
сути, весь февраль ушел на решение этих проблем. Особенно в южной части
Азовского моря, в районе Керчь-Еникальского канала. Без помощи нашего
ледокольного флота не могли обойтись. Толщина льда на море доходила до
70 см и даже метра, а в местах торошения – до трех с половиной метров.
Российские ледоколы озерного типа не могли преодолевать такой мощный
лед. Только ледокол «Капитан Белоусов» мог противостоять льду такой
толщины. И он успешно занимался раскупориванием Керченского пролива с
конца января до середины февраля (там был задействован и наш буксир
ледового класса «Портовик»), а затем – регулярной проводкой судов к
портам Бердянска и Мариуполя.

– Говорят, во время ледовых проводок и всей зимней навигации не было допущено аварийных ситуаций.


Это действительно так и является показателем профессионального
мастерства наших моряков, работавших в сложных условиях суровой зимы,
нагромождений льда и торосов. Они четко приходили на помощь, спасали
экипажи судов, которые оказывались в сложнейшей ситуации.

– С другой стороны, согласитесь, нет подстраховки ледоколу «Капитан Белоусов». Если бы случился сбой в его работе…


…То ледовая кампания значительно усугубилась бы. Недавняя зимняя
ситуация подтвердила обоснованность нашего требования относительно того,
что на Азовье необходимо еще как минимум два ледокола, подобных
«Капитану Белоусову» (мощностью 11-12 тысяч лошадиных сил; хотя бы
бэушных), чтобы снять напряженность.

– В чем же суть проблемы?


Еще в бытность прошлого начальника порта (Михаила Дергаусова. – И. С.)
мы ездили покупать буксир ледового класса, также необходимый порту. Но
вскоре к власти пришел новый министр транспорта Николай Рудьковский, и
ему показалось, что бэушный буксир покупать не нужно – только новый, а в
итоге мы не приобрели ничего. Сегодня мы близки к тому, чтобы
приобрести новый буксир мощностью 5 тысяч лошадиных сил (для сравнения, у
буксира «Портовик» две с половиной тысячи). И для этого уже выделены
деньги.

– Проблему в целом это не решает…


Конечно. Необходимы еще два мощных ледокола. Тогда один из трех работал
бы на проводке судов между портами, а два остальных при подвижках льда –
на каналах (продолжительность бердянского – 20 км, мариупольского –
17). Не помешает и еще один морской буксир, особенно для ледовой
навигации.

– Тем более эти плавсредства ледового класса зарабатывают немало валюты для порта, участвуя в проводке судов…


…Но и несут немалые финансовые затраты. Только топлива в нынешнюю
зимнюю навигацию сожгли более тысячи тонн. В целом финансовый баланс еще
не подводился, но, думаю, большой прибыли от их работы не будет.

– Чем сегодня заняты экипажи ледокольного флота?


Начинают готовить ремонтные, заказные ведомости. Обратят внимание на
«узкие» места. Месяц-полтора будут заниматься этим, а потом прикинем
финансовые возможности и объемы необходимых ремонтных работ.


На позапрошлой неделе в Мариупольском морском торговом порту прошло
очень солидное совещание под руководством директора Департамента
Государственной политики в области морского и речного транспорта
Министерства инфраструктуры Владимира Севрюкова. К сожалению, в закрытом
для прессы режиме…

– Такие совещания – с участием
ведущих специалистов департамента, начальников и капитанов 18 украинских
портов, спасательных центров, лоцманской службы, инспекции по
безопасности – проводятся регулярно, несколько раз в год. На сей раз
были сугубо деловые разборки, обсуждения прошедшей ледовой кампании в
различных регионах Украины (Одессе, Николаеве, Измаиле…); обращено
внимание на недочеты, внутренние резервы. Что касается Приазовья,
замечаний не было, более того – нас хвалили. Говорилось также о нехватке
ледокольных средств, буксиров, лоцманских катеров, о других технических
вопросах. Все это доложат министру, правительству. Тем более нет
никакой гарантии, что следующая зима будет менее суровой.


Насколько оправданным оказалось объединение лоцманских служб украинских
портов в единую – «Дельта лоцман» в свете проведения ледовых кампаний?


В этом есть как плюсы, так и минусы. Мое мнение: лоцманскую службу, в
частности, Мариупольского морского торгового порта следовало выделить
вместе с капитанерией порта, ледокольным флотом и называть, к примеру,
морской администрацией. Порты должны заниматься швартовкой судов и
переработкой грузов. Все остальное, связанное с проводкой судов и т. п.,
– прерогатива другой организации. Ледоколы, морские буксиры должны быть
на балансе не портов, а государственной администрации.

– Об этом идет речь и в проекте о морских портах Украины…


Имеются несколько проектов этого закона, значительно отличающиеся друг
от друга. Окончательного варианта, который подан Президенту Украины на
стол, я не видел. Морская администрация должна быть, как практикуют в
России и во многих других странах.

– А что на сегодня наиболее волнует капитана порта Мариуполь?


Основная головная боль – обеспечение безопасности мореплавания на
высоком уровне в нашей зоне ответственности. Чтобы были живы-здоровы
моряки, не сталкивались или не садились на мель пароходы, не была
загрязнена морская среда. Все это я обязан контролировать постоянно вне
зависимости от ледовой кампании, времени года.

– Вас
можно поздравить с успешным выполнением обязанностей старшего ледового
координатора на Азовском море в ходе зимней навигации, которые Вам были
поручены впервые?


– Нагрузка была колоссальная. С
коллегами из других портов Приазовья проблем не возникало, все они
опытные специалисты. Аналогично – и со специалистами из российских
портов (они, к слову, впервые за последние десять лет просили у нас
помощи). Совместно успешно справились с поставленными задачами.  

Беседовал Игорь СЕМУСЕВ
http://www.pr.ua