2012-04-06 11:46:27
Россия намерена построить крупнейший на Черном море порт в нескольких сотнях метров от знаменитого украинского острова в керченском проливе.
На прошлой неделе Украина и Россия продемонстрировали решимость в
реализации портовых проектов, способных уменьшить зависимость друг от
друга. В Киеве состоялась официальная презентация проекта строительства
LNG-терминала в Южном, а Минтранс РФ на выставке SITL–2012 в Париже
презентовал проект строительства нового мегапорта на Таманском
полуострове перспективной мощностью около 100 млн. т. Оба проекта
намечено реализовать к 2016 году. Тем самым Украина будет покупать у
«Газпрома» на 10 млрд. м3 газа меньше, а порт на Тамани может лишить
наши порты около 70% транзитных грузов.
Чисто с финансовой точки зрения украинский LNG-терминал большую
угрозу несет России, чем порт Тамань — Украине. Если цена на газ в
2016-м и последующие годы будет на нынешнем уровне, ежегодные потери
«Газпрома» составят около $4 млрд. Однако, если говорить о значимости
проектов для стран, то сокращение продаж для «Газпрома» в объеме 10
млрд. кубов газа не так критично, как возможные потери нашими портами
20–25 млн. т транзитных грузов. Но это произойдет только в случае
реализации всего задуманного.
Кто больше блефует
Как уже сообщали «k:», LNG-терминал планируется возводить возле порта
Южный, для чего предполагается намывать территорию в море и строить
защитную дамбу. По данным источника «k:» в порту Южный, строительство
LNG-терминала (со всеми дополнительными сооружениями) обойдется стране
почти в $900 млн. Однако на презентации руководитель проекта Виталий
Демьянюк назвал другую цифру: 969 млн. евро. А в сообщении по этому
поводу на официальном сайте Госнацинвестпроекта, со ссылкой на его главу
Владислава Каськива, обнародован третий вариант стоимости проекта — 846
млн. евро. Кроме того, до сих пор так и не определены инвесторы этого
проекта, а газ для терминала, если верить Владиславу Каськиву, Украина
намерена закупать в Азербайджане. Видимо, в Госнацинвестпроекте
надеются, что к 2016 году Киев нормализирует отношения с Баку,
испорченные в прошлом году из-за поставок военной техники в Армению.
Проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» 28 марта в
Париже презентовал замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. «Тамань —
это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который
реализуется комплексно и с нуля», — процитировало его агентство
«ПортНьюс». Стоит отметить, что, как и в случае с нашим терминалом,
россияне тоже путаются в цифрах. По словам Олерского, из федерального
бюджета планируется выделить 1,25 млрд. евро. Примерно столько же должны
вложить инвесторы в строительство самих терминалов. Плюс фигурирует
сумма в $450 млн. на развитие железнодорожной инфраструктуры к портам
Новороссийск, Туапсе, Тамань. Но ранее называлась другая цифра — до 100
млрд. руб. ($3,3 млрд.). Отличаются и потенциальные мощности порта: от
30 млн. т на первом этапе до 150 млн. т в перспективе.
Второй момент касается реализации проекта с нуля. К сведению
Минтранса РФ, в этом районе уже реализуют свои проекты «Тольяттиазот»,
«Таманьнефтегаз» и «Пищевые ингредиенты» (масложировой комплекс). Порт
был открыт для работы в 2009-м, и в прошлом году там было переработано
1,2 млн. т грузов. «Тольяттиазот» более десяти лет назад первым начал
строить свой терминал в этом районе как альтернативу транзиту аммиака
через Одесский припортовый завод. Правда, конфликт владельцев
«Тольяттиазота» с окружением Владимира Путина в середине 2000-х привел к
остановке реализации проекта, в который уже было вложено около $300
млн. Кстати, в отношении этого проекта портовики Черноморского региона
рассказывают, что в свое время владельцы «Тольяттиазота» удачно
договорились с военными. И под предлогом военно-инженерных учений к
терминалу была проложена железнодорожная ветка длиной 36 км, которая
после окончания учений осталась служить по прямому назначению.
Путин круче Каськива
Некоторые эксперты отрасли и вовсе уверяют, что порт Тамань — такой
же блеф, как и другие глобальные транспортные проекты при Путине (как
железная дорога Якутск — Магадан или тоннель под Беринговым проливом
между Чукоткой и Аляской).
О желании построить терминалы в порту Тамань заявили девять
российских инвесторов — ООО «УК «Металлоинвест», ГК «Базэл», Global
Ports Investments PLC, ОАО «Еврохим», UCL Port B.V., ОАО «Объединенная
зерновая компания», ОАО «СУЭК», НКК и «Газпром-экспорт». Но при
детальном анализе проекта напрашивается вывод, что он может оказаться
слишком дорогим не только при строительстве, но и при эксплуатации. Не
зря здесь не строили подобных объектов ни во времена Российской империи,
ни при СССР. Во-первых, состав грунтов (плывущие и набухающие слои)
опасен для размещения объектов с большими нагрузками. Во-вторых, течения
в этом районе приводят к интенсивной эрозии восточного берега
Керченского пролива, а постоянные, часто меняющиеся направления ветра
опасны для навигации. Напомним, что именно в этой части пролива
произошли крушения судов в ноябре 2007 года. В-третьих, здесь
осуществляется рейдовая перевалка и не стоит забывать об интенсивном
трафике — за год Керченский пролив проходят около 60 тыс. судов. Кроме
того, проект является трансграничным и в соответствии с международными
нормами (конвенция Эспоо) Россия должна согласовывать строительство
порта с Украиной. То есть при желании Киев может, используя процедуры
конвенции Эспоо, затянуть реализацию проекта на много лет.
Самыми же сомнительными с точки зрения конкурентоспособности проекта
будут затраты на поддержание навигационных глубин и содержание других
гидротехнических объектов. Порт планируется разместить на трех
площадках, в том числе и на основе построенной в 2003 году скандально
известной «дамбы Тузла». К ним планируется построить четыре подходных
канала общей протяженностью 25,4 км.
А общая площадь акватории и подходных каналов должна составить 454,2 гектара.
Поддерживать глубины в условиях этого района будет очень затратным
мероприятием. А после вступления России в ВТО протекционизм для
грузопотоков в свои порты уже будет невозможен.
Кстати, по данным «k:», вышеупомянутые инвесторы порта Тамань в
последнее время активно изучают варианты строительства портов и
терминалов в Украине. Или покупки существующих объектов в случае
приватизации после вступления в силу закона.
Александр Арбузов