2012-03-28 12:45:57
Дмитрий Фирташ и Лакшми Миттал еще нигде не оказывались в таком близком соседстве, как в славном городе-порту Николаеве. В начале текущего года они почти синхронно закрыли сделки по выкупу работающих здесь крупных стивидорных компаний.
Приход в гавань столь большого капитала стимулировал в порту гормон роста. В 2011 году объемы перевалки в Николаевском МТП выросли на 20%, а за январь-февраль 2012 – на 43,6%. Более 10% прибавила в прошлогоднем грузообороте и непосредственно "Ника-Тера". Однако новые хозяева уверяют, что все рекордные перевалы еще впереди. И чтобы преодолеть их, они готовы инвестировать дополнительные средства в инфраструктуру порта. Риск только в том, что в какой-то момент Д.Фирташу и Л.Митталу может стать тесно в одной на двоих дельте Южного Буга. Пожалуй, портовому начальству нужен отдельный лоцман, способный лавировать между интересами честолюбивых соседей. В данный момент эту роль репетирует бывший начальник Николаевского порта Василий Капацына, возглавляющий сегодня Днепро-Бугскую ассоциацию морского бизнеса.
Азотная Ника
Грузовые потоки Л.Миттала и Д.Фирташа пока разделены и в пространстве, и в номенклатуре. Вплотную они не пересекаются, и это позволяет Николаевскому порту купаться в любви двух богатых нянек. Но в то же время он вынужден подстраиваться под их запросы. К примеру, обеспечивать первоочередность проводки идущих к ним судов, закрывать глаза на возможные экологические последствия резкого роста трафика. Тот же OstChem, приобретая в прошлом году “Ника-теру”, четко представлял, что именно через эти морские ворота он теперь будет провожать на экспорт основную массу минеральных удобрений, произведенных на химпредприятиях холдинга. Включение собственного порта в газо-азотную цепочку Д.Фирташа придает его товару дополнительную конкурентоспособность и уменьшает зависимость от других химпортов Украины.
Формально владельцем "Ника-Теры" выступает зарегистрированная на Кипре фирма "Forogono Ventures Limited". Но Д.Фирташ публично несколько раз подтверждал, что имеет непосредственное отношение к этой сделке. По его словам, он намерен в самые сжатые сроки нарастить грузопоток "Ника-Теры" в 3 раза – с 4-4,5 млн тонн до 12-15 млн тонн в год. И не пожалеет на это 150 млн долл. инвестиций. Иначе и не получится. Мощности, имеющиеся сейчас в распоряжении стивидора, сильно размахнуться не позволяют. Они загружены уже более чем на 80%. Сегодня "Ника-Тера" располагает тремя терминалами (для удобрений, зерна и генеральных грузов), 5 причалами общей длиной 1045 м с глубиной в 11,5-12,5 м и двумя станциями разгрузки вагонов – минераловозов и зерновозов. Их суммарная пропускная способность – около 200 вагонов/сутки. Перечисленная инфраструктура позволяет ежесуточно грузить на суда 7 тыс. тонн удобрений и 10 тыс. тонн зерновых, т. е. не более 6 млн тонн за год (генеральные грузы существенной роли в работе компании не играют). Одновременно здесь могут обслуживаться два судна грузоподъемностью 40 000 тонн и одно судно грузоподъемностью 20 000 тонн.
Вдобавок к перечисленному Д.Фирташ планирует построить на прилегающей территории новые причалы и складские помещения. Осенью прошлого года он получил разрешение Николаевского горсовета на выкуп четырех земельных участков общей площадью почти 86 тыс. кв. м, прилегающих к зоне деятельности "Ника-Теры". Земля досталась ему за сущие копейки – порядка 3,2 млн грн. Тогда как за саму "Ника-Теру" OstChem заплатил, согласно оценкам экспертов, до 1 млрд грн. Новый собственник, как сообщил технический директор порта Валерий Утюжников, уже начал готовить проектную документацию под строительство своей отдельной железнодорожной станции, а также объездных железной и автомобильной дорог, ведущих к порту. Новые дороги – это наиболее злободневная проблема, ведь уже сегодня непрерывный вагонопоток создает заторы автотранспорту, которому все труднее проскочить ж/д переезд на Октябрьском проспекте.
Оперативно наращивать портовые мощности Д.Фирташа побуждает и оптимистическая производственная динамика практически на всех его четырех химических предприятиях – черкасском и северодонецком "Азотах", "Ривнеазоте" и горловском "Стироле". Вопреки нареканиям на дорогой газ и нефартовую внешнюю конъюнктуру прошлогодний экспорт минудобрений из Украины вырос по всем фронтам, и существенно. В денежном выражении объем такого экспорта превысил 1,8 млрд долл., что чуть ли не в 2 раза больше, нежели в 2010. Если же считать физические показатели, то отправка за рубеж аммиачной селитры увеличилась в 2,3 раза – с 382 тыс. тонн до 863 тыс. тонн, карбамида – в 1,4 раза, с 2,2 млн тонн до 3,5 млн тонн. До 70% этих экспортных партий приходилось на продукцию предприятий Д.Фирташа. Правда, у выхода к морю потоки распылялись на два порта – Одессу и Николаев. Но в связи с заходом в город корабелов холдинга OstChem можно прогнозировать, что постепенно одеяло будет перетянуто в сторону "Ника-Теры". Вероятно, туда же Д.Фирташ постарается по максимуму привлечь и химические грузы своего российского партнера Аркадия Ротенберга – владельца россошанских "Минудобрений".
Почти как Гент
Юристы Л.Миттала оформили его права собственности в Николаевском морском торговом порту даже несколько позже, чем это сделал Д.Фирташ. Однако история их партнерских отношений с компанией "Никмет-Терминал" намного длиннее, чем у OstChem с "Ника-Терой". До недавнего времени основным учредителем "Никмет-Терминала" выступала одесская фирма "ВАРА", одновременно и главный экспедитор грузов криворожского меткомбината. В 2011 АМКР уже де-факто контролировал николаевского стивидора через кипрскую офшорку, а в феврале 2012 статус владельца был подтвержден и де-юре. Мажоритарным акционером "Никмет-Терминала" стало голландское подразделение группы Л.Миттала – "ArcelorMittal Netherlands B.V.". За "обновку" оно заплатило около 23 млн долл., включая погашение 5 млн долл. задолженности.
"Никмет-Терминал" работает на 3-6 причалах Николаевского МТП, обслуживая сегодня преимущественно потоки металлопродукции, прибывающие из Кривого Рога и Запорожья. Общая длина этой причальной линии – 847 м. Максимальная осадка судов, заходящих сюда на погрузку, ограничивается глубиной Бугско-Днепровского лиманского канала и составляет 10,3 м. До 2009 года на этих площадях работала другая стивидорная компания, "Гидротранс", но только с приходом "Никмет-Терминала" объемы перевалки интенсифицировались. В 2011 году последняя обработала порядка 1,7 млн тонн грузов, что является для нее самым высоким достигнутым показателем. В 2010 этот объем составлял 1,55 млн тонн. За три года присутствия в Николаеве компания установила в местном порту за свой счет два новых портальных крана (в придачу к 11 старым) и закупила десяток автопогрузчиков. Также она имеет договоры аренды с портом на аренду ряда земельных участков и складских помещений. В течение суток мощности "Никмет-Терминала" позволяют обслужить более 150 вагонов с металлом либо зерном, в течение месяца – перевалить более 150 тыс. тонн грузов.
Но, как и в случае с "Ника-Терой", в данный момент николаевский стальной стивидор приближается к потолку своих возможностей. Дальнейшее увеличение грузопотока возможно только в случае расширения и усиления перевалочной инфраструктуры. АМКР, конечно, такими приростами производства, как азотники Д.Фирташа, в прошлом году не баловал. Но это не означает, что комбинат не имеет чем загрузить Николаев сверх нынешнего уровня. Самый простой выход – перенаправить сюда часть экспортной продукции, ранее уходившей через Одессу. По транспортному плечу от Кривого Рога это почти вдвое короче, так что можно сэкономить не только на плате за портовые услуги, но и за железнодорожные перевозки. Таким образом, получается, что и в сегменте генеральных грузов (а не только насыпных удобрений) Николаевский порт покушается на часть одесского перевалочного пирога.
С другой стороны после того, как "ArcelorMittal" официально взяла бразды правления “Никмет-терминалом" в свои руки, на порты Большой Одессы, возможно, полностью переориентируется "Запорожсталь". Но сейчас для николаевской компании это уже не будет столь серьезной потерей. Всю нишу, которую освободят запорожцы, с лихвой заполнит продукция АМКР. В прошлом году боле половины экспортной продукции криворожского комбината отправлялось не через Николаев. Теперь перед "Никмет-Терминалом" стоит задача в максимально сжатые строки перетянуть этот процентное соотношение на свою сторону и выйти на показатель перевалки металла своего владельца – не меньше 2,5 млн тонн за год. Это при том, что сейчас меткомбинат в Кривом Роге производит около 5 млн тонн металлопродукции в год и почти 80% ее уходит на внешние рынки морем.
Взять на себя перевалку всех этих объемов – программа-максимум для "Никмет-Терминала". Но кроме нее, есть еще и "голубая мечта" – превратить Николаев в такой же фирменный порт группы "ArcelorMittal", каким является, например, бельгийский Гент. Тот обслуживает весь северо-запад Европы. Николаев мог бы взять на себя юго-восток. Это, конечно, расчет долгосрочный, но определенные предпосылки для него уже есть. Допустим, казахский меткомбинат Л.Миттала в Темиртау сегодня активнее ищет выходы в бассейн Черного и Средиземного моря, испытывая определенные трудности на одном из ключевых для себя иранских рынков. С другой стороны, у николаевских портовиков есть технические возможности и опыт работы с такими грузами, которые могут использоваться как сырье для АМКР – рудой, углем, металлоломом. Хотя вряд ли можно ожидать от "ArcelorMittal" крупных инвестиций в портовые мощности на Южном Буге (адекватных тому, что было вложено в Гент), раньше, чем в Украине будет разрешена приватизация национальных портов.
Источник: Олег Дорожовец, Минпром