Испытание корветом

2012-03-28 12:13:28

Больше года прошло после закладки и официального старта строительства на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве головного корвета для ВМС Украины. Но для Украины строительство одного корабля стало настоящим вызовом. Странно. А еще недавно намечалось построить десять таких корветов до конца 2017 года.



Нынешняя программа предусматривает на строительство (до 2021 г.) четырех таких кораблей и береговой инфраструктуры 16 миллиардов гривен. Из них собственно на строительство кораблей пойдет около 11 миллиардов.

ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ПРОЗРЕНИЕ

По большому счету, корабли для украинских ВМС нужно было планомерно строить еще где-то в 1996—1997 годах. Уже тогда стало ясно, что корабельный состав нашего флота, доставшийся Украине в наследство после затянувшегося до 1997 года флотского «бракоразводного процесса», долго не удержится на плаву. Украинский флот нужно было создавать практически «с нуля». Изначально планировалось начать строительство корветов, а затем, фрегатов, которые должны были стать самыми крупными боевыми кораблями. Однако время внесло свои коррективы. Перманентные экономические кризисы создавали в обществе негативное отношение к финансированию оборонного комплекса. Так молодой украинский флот попал в бюджетную западню. И сегодня мы пожинаем плоды незрелых политических решений и вынуждены догонять весь мир, ушедший в военно-морском деле далеко вперед. Пощечина, которую дали Украине сомалийские пираты, захватив «Фаину» с танками на борту, отрезвила политиков. В одночасье стало понятно, что при всей миролюбивости внешней политики нужно иметь еще «зубы и когти» для защиты своих интересов на море.

Украина провозгласила, что стремится стать частью западной цивилизации, немыслимой без международной торговли. Но ведь и торговля немыслима без свободы судоходства в Мировом океане, и у нашей страны должны быть средства, чтобы ее защищать. Не может оставаться без надежного щита и государственная граница, общая протяженность которой составляет у Украины 1355 километров, а также акватория исключительной экономической зоны и рыболовства. В идеале военно-морские силы должны быть таковы, чтобы им не пришлось воевать — чтобы никто никогда и ни при каких условиях даже не замышлял решать какие-то свои проблемы силовым путем за счет Украины.

Если учесть, что все современные локальные войны начинались с ракетных ударов по сухопутной территории с морского направления, — наличие боеспособных ВМС является для страны необходимостью. В перспективе, с активизацией добычи природных ископаемых на шельфе их роль будет только возрастать. Но если принять во внимание тот факт, что до 2021 года в составе ВМС Украины просто не останется кораблей, возраст которых не превышает назначенные для эксплуатации 25 лет, то со строительством современного флота тянуть уже дальше некуда.

ВОЕННЫЙ ПРАГМАТИЗМ

К сожалению, в Украине нет и не было производителей корабельного вооружения. Есть достаточно сильные предприятия, разрабатывающие и производящие морскую радиолокационную технику, гидроакустику, газотурбинные установки, но нет производителей противокорабельных ракет (хотя Украина считается ракетно-космической державой), до сих пор нет и своего корабельного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК), да и разработчиков корабельных артиллерийских установок среднего калибра. Практически прекратила свое существование боеприпасная отрасль — при заваленных старыми боеприпасами складах.

Поэтому европейское оружие для нашего корвета было выбрано из лучших доступных на рынке предложений. Например, европейская компания MBDA (Франция, Италия, Великобритания) готова поставить новейший противокорабельный ракетный комплекс с околозвуковыми ракетами Exocet block 3, а правительство Франции предоставило Украине разрешение на его экспорт. Как ни парадоксально, аналогичные российские предложения оказались дороже европейских.

Вначале для корвета был выбран ЗРК SAAM с ракетами Aster-15, который сегодня составляет основу ПВО европейских стран. Но его высокая стоимость привела к тому, что окончательное решение было принято в пользу более дешевого варианта. В конкуренции между российской артустановкой А-190Э и итальянской Oto Melara победила последняя. Ключевым моментом послужило наличие у итальянцев прогрессивных управляемых боеприпасов, разработку которых в России планируется завершить не ранее 2020 года.

Но если создание корабельных артиллерийских установок среднего калибра в условиях Украины с ее небольшим внутренним рынком экономически нецелесообразно, то разработка малокалиберной зенитной артиллерии — вполне посильная задача. Тем не менее, на украинский корабль ставятся швейцарские системы. Но пулеметы на борту нашего корвета — уже отечественные. Корвет также должен получить и достаточно современные легкие торпеды A-244S (более новые Mu-90 нам так и не позволили приобрести, так как мы не члены НАТО).

Эти унифицированные торпеды можно применять как с самого корвета, так и с противолодочного вертолета, который может базироваться на борту корабля. На первых корветах будут использоваться имеющиеся на вооружении вертолеты Ка-27ПЛ. Есть надежда, что в будущем украинские вертолетостроители создадут свой конкурентный продукт. Задел для этого создан солидный.

Но современный корабль — это не только корпус, энергетическая установка, набор отдельных систем оружия и вооружений. Его отличительной особенностью от кораблей предыдущих поколений является наличие интегрированной боевой информационно-управляющей системы, которая позволяет соединить воедино все системы и обеспечивает максимально эффективное использование всех возможностей корабля в современном бою, а также обеспечивает совместное применение кораблей, подводных лодок, авиации, причем в автоматическом режиме. Подобные умные системы связывают воедино автоматизированные системы управления вооруженных сил на берегу, на море и в воздухе. Именно за возможность заполучить такие системы бились российские военные при покупке французских «Мистралей» для своего ВМФ. При этом, французские системы должны обеспечить также взаимодействие российских кораблей с кораблями ВМС стран-членов НАТО. И это очень важно для понимания того, какие стандарты будут действовать на море в будущем.

Об этом, в частности, мог бы свидетельствовать и такой неприятный факт. В минувшем году, когда Украина и Россия планировали полноценные учения «Фарватер мира-2011», российские корабли и единственная на Черном море российская подводная лодка «Алроса» развернулись и пошли на учения с кораблями НАТО Bold Monarch в Атлантику. Тут-то последние аргументы противников активизации контактов Украины с НАТО испарились сами собой под воздействием суровой объективной реальности.

ПОЧЕМУ «КОРВЕТО-ФРЕГАТ»?

Нельзя не сказать и о том, что вариант украинского корвета, который был защищен техническим проектом, стал неким компромиссом между желанием военных обеспечить выполнение возложенных на флот задач и тех сил, которые всячески тормозили обновление кораблей ВМС. В результате, появился проект-гибрид — «корвето-фрегат». По своему названию, в угоду противникам проекта он остался корветом, а по своему водоизмещению, составу оружия и решаемым задачам стал, по сути, фрегатом. Такой корабль должен решать задачи в акватории Черного и Средиземного морей, а если потребуется, то и в более отдаленных районах Мирового океана. Тут водоизмещение корабля является определяющим.

Зачастую дилетанты, участвующие в кампании критики украинской корветной программы, попадаются в сети собственной безграмотности, рассуждая о ее высокой стоимости. При детальном рассмотрении, без привязки к давно нарушенной классификации кораблей становится ясно, что украинский корвет вполне можно сравнивать с франко-итальянским фрегатом FREMM, цена которого превышает 0 млн. То есть при сходном составе вооружений и одинаковом объеме решаемых задач европейский корабль оказывается вдвое дороже украинского. Но будем забывать, что цена европейских кораблей не в полной мере учитывает те миллиарды, которые были вложены правительствами ранее во всевозможные исследования и разработки, то есть в развитие кораблестроения и поддержку различных оборонных предприятий. Отличие также в том, что первые французские и итальянские FREMMы, как и менее удачные российские корветы проекта 20380, уже спущены на воду и бороздят морские просторы, а украинский корабль только готовится появиться на свет и вступить в битву за потенциальных импортеров военной техники. В этой битве ему помогут недорогие американские дизельные установки и европейское оружие. Так что затраченные сегодня средства могут вернуться государству в скором будущем с процентами, когда Украина наладит серийное производство таких кораблей. Но продавать их без опыта эксплуатации попросту невозможно. Именно поэтому французская кораблестроительная компания DCNS построила за собственные средства патрульный корабль из семейства Gowind L’Adroit и безвозмездно передала его в состав ВМС Франции на три года в опытную эксплуатацию. Ну, а если в этой конкурентной борьбе заодно укрепится военная мощь Украины, что тут плохого? Еще один немаловажный момент: пятая часть средств корветной программы выделяется на создание системы базирования кораблей — ахиллесовой пяты нашего, а в прошлом и советского флота. Из-за нее советские корабли были вынуждены неоправданно расходовать свой ресурс…

ЕВРОБУКСИР

Выбор европейского оружия для украинских корветов в значительной мере связан с нашими евроинтеграционными устремлениями. И хотя перспективы скорого формального присоединения к общеевропейской семье несколько отодвинулись, направление движения задано четко. В стране сегодня все подстраивается под европейские производственные стандарты, стандарты качества. В этом сложном интеграционном процессе у украинского корвета роль евробуксира. Он должен потянуть Украину в Европу. Элементарная экономическая заинтересованность задействованных в корветном проекте европейских транснациональных компаний вынудит европолитиков все же изменить отношение к Украине. Ведь крупные компании имеют возможность влиять… Как только Украина покажет на деле свою способность цивилизованно сотрудничать с западными компаниями, все изменится само собой. Если разобраться, испытание корветом является для Украины своеобразным экзаменом на европейскую зрелость. А это, прежде всего, способность реализовывать сложные масштабные национальные проекты. Проект украинского корвета — это еще и демонстрация западным партнерам желания и готовности вести взаимовыгодное сотрудничество. Если украинский корветный проект «выстрелит», то верфи Украины получат заказы на строительство кораблей в интересах третьих стран…

ТРУДНОСТИ НУЖНО ПРЕОДОЛЕВАТЬ

В некоторый момент после подписания контракта с ЧСЗ Минобороны Украины посчитало, что его миссия выполнена и остается ждать готовности корабля. Последующие события показали, что работа только начинается. Впервые за годы независимости правительство начало реально выделять средства на строительство новых кораблей. Но в ходе начавшейся админреформы прекратило существование Минпромполитики и Агентство ОПК в его составе. Функции управления оборонной промышленностью, подготовки производства были переданы нескольким отделам в составе двух департаментов Минэкономразвития. По вполне понятным причинам эти немногочисленные подразделения не в состоянии координировать деятельность предприятий в рамках корветной программы. При таком построении управления нерациональной представляется даже организация элементарной деловой переписки. Трудно представить себе связь заказчика из Минобороны через Кабмин с Минэкономразвитием и с частным судостроительным заводом в Николаеве. Причем большая часть оборонных предприятий, вовлеченных в корветный проект, уже вошла в состав ДК «Укроборонпром», а часть предприятий осталась в сфере управления Минобороны и Государственного космического агентства.

Не исключаем, что такая архитектура управления способна решать какие-то задачи, но она точно не подходит для координации строительства национального корвета. До сих пор не решен вопрос с возвратом НДС, с организацией тендерных процедур, с тем, кто и как будет закупать импортные комплектующие. А времени на их решение уже не осталось. Ведь до конца этого года должны быть заключены договора о поставках. За счет внесения изменений в законодательство можно направить значительно больше средств на строительство кораблей. Кстати, проблемы поддержки украинского судостроения поднимались неоднократно, но, несмотря на все обещания, до сих пор не решены. Именно из-за этого корабли по украинским проектам строились в Болгарии. По тем же причинам российский Черноморский флот ремонтировал свои корабли на Золотых песках, хотя в Севастополе судоремонтные предприятия простаивают.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Судостроительные и судоремонтные предприятия, ряд отдельных конструкторских бюро, высших учебных заведений и предприятий общего машиностроения Украины составляют сегодня довольно мощный комплекс. Наиболее успешными сегодня являются конструкторские бюро, сумевшие перестроиться и начать работать по-новому. За годы независимости в Украине были достроены заложенные еще в советское время корабли. Был построен «с нуля» корвет «Тернополь». Но кораблей по новым проектам еще не было.

Сегодня, в рамках корветной программы в разработке новых образцов корабельной техники участвуют 29 украинских предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса. Свыше 100 предприятий будут вовлечены в поставки серийного комплектующего оборудования. По оценкам специалистов, доля украинских компаний в проекте достигает 62—65%. Ожидается, что реализация программы строительства корветов создаст примерно десять тысяч новых рабочих мест в самых различных отраслях украинской промышленности.

«Успешная реализация проекта «корвет» является последним шансом Украины обеспечить развитие военного кораблестроения», — уверен глава подкомитета Верховной Рады по вопросам оборонно-промышленного комплекса и военно-технического сотрудничества Анатолий Кинах. Такого же мнения придерживается теперь уже экс-министр обороны адмирал Михаил Ежель, который участвовал в определении облика будущего корвета еще до того, как стал командующим ВМС Украины. На рабочем совещании по обеспечению реализации в 2012 году Государственной целевой оборонной программы строительства корабля класса «корвет», состоявшемся 27 января 2012 года в Николаеве, он сказал: «Этот проект должен стать локомотивом, который «потянет» за собой отечественную судостроительную промышленность, позволит сохранить эту отрасль для государства».

Новому министру обороны Дмитрию Саламатину, с учетом его опыта управления оборонными предприятиями, возможно, будет легче наладить работу для достижения конечной цели — принятия на вооружение головного корвета, а затем приступить к строительству серийных кораблей. Потому что сегодня только поддержка первых лиц государства во главе с Верховным главнокомандующим вселяет надежду на то, что проект будет успешно завершен в определенный правительством срок. Для многих украинских предприятий участие в корветной программе является едва ли не единственной возможностью сохранить свою оборонную направленность или даже «остаться на плаву».

Не секрет, что в последние годы гособоронзаказ не превышал 5% от объемов производства предприятий ОПК. Они выживали за счет китайских или российских заказов, выпуска продукции гражданского назначения. Стоит отметить, что здесь речь идет о предприятиях, производящих более половины инновационной продукции страны.

Внедренное недавним постановлением Кабмина офсетное законодательство требует, чтобы значительная часть средств, потраченных на закупку иностранного оружия, возвращалась в Украину за счет вовлечения украинских предприятий в изготовление части комплектующего оборудования. Кроме того, иностранные компании способны производить трансферт высоких технологий, которых сегодня так не хватает нашей промышленности для устойчивого развития и обеспечения конкурентоспособности.

Бюджетом-2012 предусмотрены средства на разработку новых технолигий, что, безусловно, укрепит научно-технический потенциал наиболее дееспособных оборонных предприятий. И «выброшенные на ветер», по меркам некоторых финансистов, средства на строительство корвета вольются в реальный сектор экономики, оживляя ее и принося новую прибыль. Корвету сегодня отводится роль научно-технического полигона. На нем отрабатываются новейшие разработки украинских предприятий.

Однако успешное завершение государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса «корвет» зависит от того, будет ли построен до 2016 года головной корвет. Ему суждено стать той лакмусовой бумажкой, по которой будут определять дееспособность системы государственного управления в нашей стране. Флагманский корвет укажет путь и проложит фарватер, по которому Украина войдет в Европу. А для нашего судостроения это вообще последний шанс.

Сергей КРИВКО, главный конструктор Казенного исследовательско-проектного центра кораблестроения;
Александр КРАСНЫХ, начальник 1301 Главного военного представительства Министерства обороны Украины, капитан 1 ранга;
Дмитрий БОГДАНОВ, центр исследований армии, конверсии и разоружения

ОТ РЕДАКЦИИ. На обращение «Дня» к министру обороны Дмитрию Саламатину с просьбой прокомментировать ход реализации проекта «корвет» ответил заместитель директора Департамента — начальник отдела медиапроектов и обеспечения доступа к публичной информации Департамента прессы и связей со средствами массовой информации министерства Константин Садилов. Он сообщил, что в Министерстве обороны Украины мероприятия по созданию и строительству кораблей класса «корвет» реализуются в рамках заключенных государственных контрактов.

Со слов Садилова, в 2011 году в этом направлении были осуществлены следующие мероприятия. 17 мая 2011 года при участии Президента Украины осуществлена торжественная церемония закладки главного корабля; Минобороны разработало и распоряжением Кабинета Министров Украины от 9марта 2011 года одобрена Концепция Государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса «корвет» по проекту 58250; Минобороны разработало, и постановлением Кабинета Министров от 9 ноября 2011 года утверждена Государственная целевая оборонная программа строительства кораблей класса «корвет» по проекту 58250. Выполнение Программы рассчитано на период до 2021 года. Общий финансовый ресурс составляет 16,12 млрд грн.

По результатам выполнения Программы будут построены 4 корабля проекта 58250, закуплены 5 комплектов боезапаса, которые включают управляемые артиллерийские выстрелы малого и среднего калибра, противолодочные и противокорабельные торпеды, ракеты для ударного и зенитно-ракетного комплексов. Создана система базирования кораблей (построены два причала).

В 2011 году Опытно-проектным центром кораблестроения начата разработка рабочей конструкторской документации корабля и основных технических средств отечественного производства, а Черноморским судостроительным заводом начато строительство главного корабля. Вместе с заводом в ноябре 2011 года утвержден генеральный график строительства главного корабля. Он, в частности, предусматривает завершение в 2013 году изготовления отечественных главных образцов технических средств и проведения их предварительных испытаний, в частности, радиолокационных, гидроакустических средств, оптико-электронных станций разведки и управления оружием и тому подобное; в 2014 году планируется завершить формирование корпусов и надстройки корабля, в 2015 году — поставку отечественных технических средств и вооружения иностранного производства и осуществить пуск корабля на воду.

В целом в реализации Программы строительства кораблей проекта 58250 в течение 11 лет будет задействовано 58 научно-исследовательских учреждений и 150 предприятий оборонно-промышленного комплекса Украины. На 2012 год в проекте государственного оборонного заказа на указанные цели предусмотрено 433,6 млн гривен, из которых 276,2 млн гривен — на проектирование и 157,4 млн гривен — на строительство.

В целом, как считает пан Садилов, реализация мероприятий Программы относительно создания и строительства кораблей проекта 58250 носит планомерный характер, дающий уверенность в исполнении поставленных задач в определенные сроки.