2012-03-26 10:37:22
Еще пару лет назад, страны, имеющие большой флот, с опаской относились к частным вооруженным охранникам, которые используются на некоторых судах для защиты от пиратов. Но больше этого не происходит.
Сегодня такие охранники считаются лучшей защитой от всё более отчаянных, жадных и жестоких пиратов, пишет ПРМТУ со ссылкой на Global Post.
“Уникальность услуг, которые предоставляют охранные компании, в том, что на сегодняшний день ни одно судно с вооруженной охраной на борту не было захвачено”, – заявил Стивен Аскинс, ведущий эксперт по безопасности на море и пиратству в международной юридической фирме “InceandCo. InternationalMaritimeBureau (IMB) “, и цифры подтверждают его слова. Ассоциация по безопасности морской индустрии сообщает, что вооруженные охранники совершают теперь около 1500 рейсов в месяц. “На половине всех судов теперь используются вооруженные охранники, по сравнению с 25% в прошлом году”, – сказал Эндрю Мангура, редактор журнала “Доклад по Пиратству” в Момбасе.
Обеспечение судов охраной сегодня является прибыльным и растущим бизнесом. В докладе неправительственной организации “Единое будущее Земли”, который называется “Экономическая стоимость пиратства”, сообщается, что судовладельцы потратили более 1 млрд. $ на “оборудование для обеспечения безопасности и вооруженных охранников” в прошлом году.
Найм четырех вооруженных охранников для одного перехода через Зону пиратского риска стоит около 100,000 $, сообщают эксперты по безопасности. Они также заявляют, что у побережья Сомали в любое время работают сотни таких групп. В то время как присутствие вооруженной охраны на борту является основной защитой, другие меры также помогают. Судовладельцы сооружают убежища – укрепленные “безопасные комнаты”, – где экипаж может укрыться, имея при этом возможность управлять судном. Также по бортам судов натягивают колючую проволоку или электрическое ограждение, устанавливают водометы или акустические устройства, которые оглушают пиратов пронзительным свистом.
В совокупности все эти меры привели к снижению успешных угонов судов – только при одном из четырёх нападений судно удаётся угнать.
Но всё же самым эффективным средством для отражения пиратского нападения является наличие на судне вооруженных охранников.
Несмотря на успех, частный охранный бизнес имеет своих недоброжелателей. Критики говорят, что поскольку это направление является относительно новым, – оно плохо регулируется. Они говорят, что велика вероятность возгорания “гонки вооружений”, что приведёт к более смертоносным перестрелкам на море.
Присутствуют также некоторые юридические сложности в порту. В открытом море судно находится под юрисдикцией государства флага, в котором оно зарегистрировано. Но пришвартованное судно подпадает под законодательство государства порта, а во многих странах присутствие на борту вооруженных охранников запрещено. Чтобы избежать неприятностей, в то время как корабль пришвартован, охранники сдают оружие, и оно находится на хранении на судне. В 2011 году количество государств флага, допускающих использование вооруженных охранников на борту судов, выросли. Сегодня, более чем в десяти странах, включая США, разрешено использование частной вооруженной охраны на борту своих судов. Другие, такие как Франция, используют своих собственных морских пехотинцев на судах под национальным флагом.
Использование вооруженной охраны на судах также одобрено такими организациями, как Международная морская организация (ИМО) и Международной федерации транспортных рабочих (ITF).
Но морские охранные фирмы – не единственные, кто извлекает пользу от пиратства. Найроби является домом для многих частных охранных компаний, часто созданных бывшими британскими спецназовцами, в которых работают экс-дипломаты, бывшие солдаты, экс-шпионы, и др. Такие компании сосредотачивают свою деятельность на переговорах по освобождению заложников и денежных выкупах.
Они работают очень скрытно, но в мае прошлого года одна из них, компания из Найроби “SalamaFikira”, оказалась под пристальным вниманием после того, как один из её сотрудников был арестован в аэропорту Могадишо при попытке провезти 3,6 млн. $ для того, чтобы заплатить выкуп за освобождение двух судов, – одного египетского и одного китайского.
Трое британцев, американец и кениец были приговорены к от 10 до 15 годам каждый, но были освобождены пять недель спустя после уплаты штрафа в размере 100000 $ и конфискации их денег.
Случай с “SalamaFikira” – довольно типичный: Основанная в 2005 году, компания базируется в Кении и на острове Маврикий в Индийском океане. Учредитель – кениец Конрад Торп, который служил в Королевской морской пехоте и в Особой лодочной службе (SBS). Соучредитель – Роб Эндрю служил в Особой воздушной службе (SAS).
Другие частные компании часто занимаются более долгосрочным планированием. Так компания из Найроби “HallidayFinch”, которой управляет бывший британский офицер, заключила сделку с Переходным федеральным правительством Сомали в Могадишо, на восстановление её несуществующей береговой охраны. Компания разработала пятилетний план подготовки и вооружения 1500 человек, которые будут располагаться по всей линии побережья Сомали. Береговая охрана будет стремиться препятствовать пиратским выходам в море, а также останавливать контрабандистов и нелегальных иностранных рыбаков. “Существует много инициатив по борьбе с пиратством, но все они сосредоточены на периферии”, – сказал полковник Джон Стид, бывший британский офицер и военный советник ООН по Сомали, который сейчас работает в “HallidayFinch”. “Управление ООН по наркотикам и преступности строит тюрьмы и готовит судовую систему, а иностранных флоты патрулируют моря, в центре событий нет никого. Вот мы и будем центральным ядром” – заявил полковник.