Программа приватизации: чужих просьба не беспокоить

2012-02-16 13:29:59

Приватизация всегда воспринималась украинским народом неоднозначно. С одной стороны, здравомыслящие люди считают ее одним из немногих радикальных и последовательных по своей реализации направлений реформирования общества. А с другой – большинство простых граждан относятся к приватизации отрицательно, видя в ней лишь навязанный власть предержащими способ их ограбления.



Неприятный осадок остался у украинцев от сертификатного этапа приватизации (1995-1999 гг.). Несмотря на задекларированную государством именную форму раздачи населению приватизационных и компенсационных сертификатов, власть допустила не только их противозаконную куплю-продажу, но и массовую скупку финансовыми спекулянтами. В результате значительное количество приватизационных бумаг оказалось на руках у руководителей предприятий и бизнесменов, которые к середине 90-х сумели праведным, а чаще неправедным путем заработать первоначальный капитал. Остальную часть граждане обменяли на акции различных заводов, фабрик и торговых учреждений.

Из-за генетической недоразвитости отношений собственности в Украине хозяевами предприятий стали владельцы крупных пакетов акций. Рядовые же акционеры в своем большинстве до сих пор не могут даже добиться выплаты им мизерных дивидендов на свои "ценные" бумаги.

Основным способом приобретения будущими олигархами крупных заводов и фабрик стали т. н. некоммерческие приватизационные конкурсы. Главной их особенностью являлось то, что победителем объявлялся не предложивший самую высокую цену за объект участник, а тот, кто сумел найти подход к руководству предприятия и задекларировать лучшие для директората инвестиционные обязательства.

Последние, несмотря на то, что Фонд госимущества пытался контролировать их выполнение, чаще всего оставались на бумаге. Новые собственники всегда имели возможность договориться с должностными лицами приватизационного ведомства и местными властями, чтобы скорректировать в сторону уменьшения свои инвестиционные обязательства, а то и сымитировать их выполнение. Один из последних наглядных примеров – досрочное списание в 2010 г. по персональному указанию премьера Тимошенко инвестиционных обязательств компании "Арселор Миттал Кривой Рог" на сумму порядка 250-280 млн. грн.

В принятой ВР в 2000 г. программе приватизации ФГИ отказался от некоммерческих конкурсов и попытался перейти к конкурентным способам разгосударствления собственности. Чтобы не допустить скупки крупных предприятий спекулятивным и бандитским капиталом, в этом документе были введены понятия "промышленный инвестор" и "квалификационные требования" к покупателям. Однако из-за отсутствия четкого определения последних набравшие финансовую силу и власть Ахметов, Пинчук, Коломойский, Боголюбов, Ярославский, Хмельницкий и другие олигархи более мелкого калибра сумели их использовать для отсечения конкурентов на коммерческих конкурсах. Как известно, по этой схеме прошли продажи Никопольского ферросплавного завода, "Криворожстали" (в 2004 году), пакетов акций ряда облэнерго, металлургических, химических и горно-обогатительных комбинатов. Из классических примеров можно назвать недавнюю приватизацию "Международных авиалиний Украины"*.

    ________________________________________
    *25 февраля 2011 г. ФГИ продал госпакет 61,58% акций ЗАО "Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" трем акционерам компании, базирующимся в Австрии, за 287,229 млн. грн.: UIA Beteiligungsgesellschaft mbH купила 36,09% акций, UIA Holding GmbH – 15,91%, Capital Investment Project – 9,58%. До приватизации UIA Beteiligungsgesellschaft mbH принадлежало 22,52% "МАУ", UIA Holding GmbH – 9,93%, Capital Investment Project – 6%.

"Прихватизационный" аврал по старым схемам

Особенностями современного этапа приватизации в Украине являются, во-первых, массовый характер распродажи остающихся еще в госсобственности активов. Во-вторых, авральный способ их приватизации. В-третьих, адресность планируемых продаж высоколиквидных предприятий. В-четвертых, бросовые цены, по которым Фонд госимущества выставляет объекты на конкурсы. В-пятых, откровенно коррупционные механизмы, которые ФГИ заложил в недавно утвержденную парламентом программу приватизации на 2012-2014 гг. И в-шестых, лицемерный характер используемых властью в СМИ аргументов по оправданию своих действий в приватизационной сфере.

Во исполнение указания президента Фонд госимущества разработал программу приватизации на 2012-2014 гг., которая предполагает завершение реформирования отношений собственности в Украине как "широкомасштабного социально-экономического проекта". 23 ноября 2011 г. она с незначительными замечаниями была рассмотрена и утверждена Кабмином. 13 января в нарушение Регламента ВР практически без обсуждения ее утвердила.

Анализ данного документа показывает, что новая программа приватизации написана так, чтобы всячески облегчить приближенным к власти олигархам завладеть на льготных условиях еще не оприходованными топливно-энергетическими и химическими активами государства. Этот закон не только сохраняет худшие положения предыдущей программы, но и фактически восстанавливает некоммерческие конкурсы.

И хотя в ст. 12 новой программы декларируется, что "для повышения уровня привлекательности приватизации для инвесторов и создания позитивного имиджа приватизации в Украине и мире предусматривается обеспечить применение при продаже контрольных пакетов акций акционерных обществ, которые принадлежат к объектам группы Г, конкурсов с открытым предложением цены по принципу аукциона, которое обеспечит состязательность и равный доступ инвесторов к приватизации", в ст. 8 записано: "для учета особенностей объектов группы Г во время приватизации на индивидуальных принципах обеспечивается продажа контрольного пакета акций с определением условий послеприватизационного использования объектов, а также требований к покупателям".

А ст.11 вообще гласит: привлечение к приватизации инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии государственного объекта, осуществляется с учетом во время проведения конкурса поданных покупателями бизнес-планов развития предприятий после приватизации. Иначе говоря, ст.ст. 8 и 11 новой программы приватизации фактически не только восстанавливают некоммерческие конкурсы, но и официально закрепляют способы отсечения ненужных конкурентов при проведении коммерческих конкурсов и "международных торгов".

В этой ситуации проведение руководством ФГИ международных презентаций, подобных телевизионному роуд-шоу, которое ведомство организовало перед началом распродажи энергокомпаний в начале осени прошлого года, лишь прикрывает наготу "нулевого" инвестиционного климата в Украине и истинные цели запланированного приватизационного аврала. Кроме того, бессмысленно тратить государственные средства на подобные мероприятия. Это, кстати, признал и глава Фонда госимущества.

В п.5 раздела III программы приватизации записано, что в целях достижения высоких темпов разгосударствления предприятий предусматривается: 1) упрощение процедур подготовки к приватизации объектов с целью сокращения затрат времени; 2) использование упрощенных способов продажи гособъектов, которые не имеют спроса у потенциальных покупателей (в случае когда объекты не проданы с применением других конкурентных способов); 3) продажа методом снижения цены до уровня фактического спроса без ограничения минимальной цены продажи; 4) продажа объектов без объявления цены.

Если вспомнить, что штат сотрудников ФГИ, подобно другим министерствам и ведомствам, сокращен в 2011 г. на 30%, становится ясно, что при громадье планируемых для продажи госпредприятий в ближайшие 3 года реализация на практике вышеназванных 4 пунктов программы неизбежно приведет к снижению качества деятельности Фонда.

Нельзя также не отметить, что целями приватизации в Украине всегда провозглашались, во-первых, нахождение эффективного собственника. Во-вторых, поиск инвестора для модернизации катастрофически устаревших основных фондов госпредприятий. И, в-третьих, наполнение госбюджета для закрытия дыр в финансировании социальных обязательств государства перед гражданами.

Как показывает анализ новой программы приватизации, первая и третья цели в ней вообще не прописаны. А модернизация производства упоминается только один раз, и то на "задворках" документа. Главным же фактически провозглашается стремление руководства страны как можно быстрее раздать еще не распределенные госактивы. Поэтому с учетом остальных положений Программы приватизации на 2012-2014 гг., ее основную цель можно определить как поиск эффективного грабителя остатков национальных богатств. То есть олигарха, который, не только сумеет договориться с потенциальными конкурентами и купить госпредприятия по бросовой цене, но и отстегнуть большие откаты для "смотрящих" и хорошие "чаевые" для чиновников, причастных к прихватизационному дерибану.

Принятие новой программы необходимо записать в арсенал коррупционных дел и еще с одной стороны. Дело в том, что, как сообщил общественности Сергей Терехин, при утверждении документа 13 января бывший бютовец Сергей Осыка перед финальным голосованием в нарушение ст.116 закона о Регламенте внес поправку, которой и в помине не было в первом чтении: предложил отменить пункты 90, 143, 325, 329 раздела ХХVI приложения к закону №574-VI.

На удивление, зампредседателя контрольной комиссии по вопросам приватизации и по совместительству министр экономики оппозиционного правительства Александр Бондарь предложил поддержать эту поправку. Что и было сделано.

В результате был снят запрет на приватизацию ряда историко-культурных памятников Украины. Причем расплывчатость внесенной нардепом Осыкой поправки открывает широкий простор для ее толкования.

Все кому надо знают, что им достанется

Согласно задекларированным планам правительства, кроме проданных пакетов акций 5 облэнерго, планируется приватизировать госдоли еще в 11 энергокомпаниях, 48 обл- и горгазах, 25 угольных объединениях и отдельных шахтах. В настоящее время Кабмином также прорабатываются планы продажи Одесского припортового завода, Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд, "Турбоатома", харьковского завода "Электротяжмаш", завода им. Малышева, госпредприятия "Антонов" и других предприятий авиапромышленности, НПК газотурбостроения "Зоря-Машпроект", Конструкторского бюро "Южное", работающего в ракетно-космической отрасли, "Укргаздобычи" и "Черноморнефтегаза" – компаний, занимающихся добычей и разведкой нефтегазовых месторождений в стране.

Кроме того, Фонду разрешено выставить на приватизацию соледобывающие и винно-водочные предприятия, заводы по производству и ремонту железнодорожной техники, ряд оборонных предприятий.

В качестве подготовительного этапа к разгосударствлению Кабмином разрешена корпоратизация ПО "Титан", Вольногорского ГМК, Иршавского ГОКа, Запорожского титано-магниевого завода.

Распродав почти все наиболее значимые государственные предприятия, власти решили продолжить приватизацию за счет объектов, входящих в запрещенный список. Из этого перечня планируется исключить около 700 предприятий различных отраслей.

По заявлениям руководства ФГИ, в настоящее время список предприятий, которые будут исключены из перечня запрещенных к приватизации, только формируется. В работе над ним принимают участие почти все министерства и ведомства, поскольку большинство этих объектов подчинены им, а не ФГИУ. На сегодня Фонд госимущества пока взял в работу только 4 предприятия – ОАО "Укрцинк" (Константиновка, Донецкая обл.), ОАО "Черкасский приборостроительный завод" (Черкассы), ОАО "Химтекстильмаш" (Чернигов) и Крымский судостроительный завод "Море", выполняющий заказы по строительству кораблей на воздушной подушке и подводных крыльях.

Не менее интересна ситуация с мелкими и средними объектами, которые планируется вывести из списка запрещенных к приватизации и которые расположены в Киеве, Киевской области, Крыму, в центральной части крупных городов. Территории таких предприятий очень привлекательны для строительных компаний.

В собственности государства еще много научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, которые уже не решают никаких задач, но расположены на лакомых для застройщиков земельных участках. Если приватизировать такие объекты по рыночной стоимости, государство может получить средств не меньше, чем от приватизации крупных промышленных объектов.

По мнению специалистов, несмотря на вето президента на принятый 3 ноября Верховной Радой закон "О морских портах Украины", вероятнее всего, их также исключат из числа запрещенных к приватизации. Как известно, в нашей стране насчитывается 18 морских торговых портов общей мощностью по перевалке грузов более 150 млн. т. Крупнейшие из них – Южный, Одесский, Ильичевский, Николаевский и Мариупольский. По некоторым данным, де-факто все порты уже имеют своих частных хозяев, которые в случае принятия решения о их приватизации выиграют "конкурсы" по продаже ФГИ этих объектов.

14 декабря парламентарии приняли в первом чтении правительственный законопроект об особенностях продажи пакетов акций банков, которые после их докапитализации в 2008-2009 гг. перешли в собственность государства (№ 9362). Имеются в виду "Родовид-банк", АКБ "Київ" та "Укргазбанк". Чиновники объясняют необходимость принятия данного закона тем, что, так как финансовый кризис закончился (?), настало время вернуть в бюджет потраченные на спасение данных финансовых учреждений деньги. А это почти 15 млрд. грн.

16 января в парламенте был зарегистрирован правительственный законопроект № 9713 о внесении изменений в некоторые законы по вопросам приватизации. В частности, в законе о приватизации госимущества предлагается снять запрет на приватизацию ТЭЦ. Правительственные чиновники предложили также исключить из перечня объектов права госсобственности, которые не подлежат приватизации, Симферопольскую, Днепродзержинскую, Криворожскую, Николаевскую, Одесскую, Харьковскую и некоторые другие ТЭЦ – всего 13 объектов.

Текст объяснительной записки к законопроекту № 9713 откровенно жесткий. Оказывается, его принятие обеспечит реализацию программы технического переоснащения теплоэлектроцентралей, в результате чего произойдет сокращение потребления природного газа и замена его другими, альтернативными видами топлива. На самом деле результат таких инициатив будет совсем иным: рядовые граждане получат очередное подорожание жилищно-коммунальных услуг, а олигархи – сверхдоходы.

В настоящее время суды рассматривают 17 исков органов прокуратуры АР Крым, Киевской, Запорожской, Львовской, Николаевской, Одесской, Черновицкой областей и Киева о возвращении в госсобственность имущества, переданного в пользование профсоюзов. И можно не сомневаться, что сразу же после его оприходования приватизационным ведомством бывшие здравницы за бесценок (естественно, в силу "чрезмерной" изношенности их основных фондов и отсутствия конкуренции при продаже) уйдут в заранее определенные "руки" своих людей.

Как стало известно из СМИ, в ВР "гуляют" законопроекты о корпоратизации (а это подготовительный этап приватизации стратегических предприятий) "Укрзалізниці" и "Энергоатома".

По подсчетам отраслевых специалистов, около 20% газа поставляют обл- и горгазы, которые принадлежат российской компании "Газекс" Вексельберга, 60% – 21 облгаз Фирташа, еще 20% – остальные облгазы, в том числе "Содружество" Попова. Даже если кому-то удастся приобрести на конкурсах миноритарные государственные пакеты акций, это не позволит серьезно влиять на политику и менеджмент компании. Поэтому можно ожидать, что основными покупателями выставленных на продажу пакетов будут Фирташ, Фурсин, Вексельберг и Попов.

Сегодня из 141 действующей шахты частных лишь 28. При этом частные производят около половины общего объема украинского угля. Самыми крупными владельцами шахт являются Ринат Ахметов – "Комсомолец Донбасса" и "Павлоградуголь", Юрий Иванющенко – "Комсомол", Виктор Нусенкис – шахтоуправление "Покровское", Виктор Тополов – Львовская угольная компания, Андрей Орлов – холдинг "Энергоимпекс", который ведет борьбу за контроль над "Макеевуголь". Шахтами владеют также Виктор Вишневецкий – угольная компания Coal Energy, Сергей Степурин и Александр Толстоухов – угольная компания Sadovaya Group и углеобогатительный бизнес в Луганской области.

Компания Юрия Иванющенко и Ивана Аврамова "Донбассхолдинг" наряду с пакетами акций "Енакиевского коксохимпрома" владеет еще рядом углеперерабатывающих предприятий Луганщины – ОАО "ГОФ "Белореченская", ОАО "ГОФ "Михайловская", ОАО "ЦОФ "Нагольчанская", ЗАО "Яновское".

11 ноября прошлого года Кабмин обнародовал законопроект "Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий Украины". Принятие этого документа парламентом создаст основу для распродажи отечественных шахт в стиле блицкриг. Больше всего такой вариант устраивает финансово-промышленные группы, которым крайне необходимо нарастить свою капитализацию перед выходом на IPO.

Весной 2010 г. Донбасская топливно-энергетическая компания Ахметова заключила договора финансовой помощи с крупными угольными госхолдингами "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит". Это является основанием для преимущественного права ДТЭК на их приватизацию. Кроме того, в начале 2011 г. компания Ахметова подписала с Фондом госимущества договор аренды госпредприятия "Добропольеуголь" на 49 лет. На долю объединения приходится около 6,1% добычи энергетических углей в Украине. В планах ДТЭК – контроль над госпредприятием "Донецкая угольная энергокомпания". Таким образом, Ахметов взял под контроль сырьевую базу пока еще государственной тепловой генерации с прицелом на покупку последней.

Кроме этих объектов, интерес у ДТЭК вызывает и ГП "Добропольеуголь". Компания изучает условия и рассматривает возможность участия в конкурсе по приватизации имущественного комплекса предприятия. По мнению экспертов, "Добропольеуголь" является крайне привлекательным объектом для ДТЭК. Перспективность госпредприятия подтверждает и то, что пять из шести шахт объединения были включены Минуглепромом в список наиболее инвестиционно привлекательных объектов отрасли в Украине.

Подконтрольная Иванющенко – Аврамову Луганская угольная компания занимается поставками горно-шахтного оборудования и материалов на ряд государственных угольных предприятий Луганской области: "Луганскуголь", "Антрацит", "Ровенькиантрацит", "Донбассантрацит". А на некоторых из них она выступает фактически в качестве инвестора.

Главным претендентом на Одесский припортовый завод, ПО "Титан", Вольногорский ГМК, Иршавский ГОК и Запорожский титано-магниевый завод является, безусловно, "король" украинского химпрома Дмитрий Фирташ.

Как и прогнозировалось, в течение 2 месяцев Ахметов без особой конкуренции по дешевке приобрел Западоблэнерго, Киевэнерго, Днепрэнерго и Донецкоблэнерго. Скандалом по причине неприхода на заседание конкурсных комиссий (!) уполномоченных работников Кабмина, Министерства энергетики и угольной промышленности и обладминистраций закончились первые попытки продать госпакеты акций Закарпатоблэнерго и Винницаоблэнерго. Конкурсы были перенесены на новые даты. Это, по всей видимости, должно помочь претендентам на данные компании договориться, кому что достанется. Ведь никто из них не намерен покупать госактивы по реальным рыночным ценам. Подтверждением тому является победа в конкурсе по Черновцыоблэнерго российского политика-бизнесмена Бабакова. Он приобрел госпакет этого энергоактива с минимальным подъемом стартовой цены, всего за 70 млн. грн. (реальная его рыночная стоимость порядка 160-180 млн. грн.).

Не вызывает сомнения, что в высоких властных кабинетах и по другим предприятиям группы Г определены "победители" предстоящих приватизационных конкурсов. Могут, конечно же, вылезать на публику "терки" между олигархами "второго и третьего эшелонов", но не вызывает ни малейшего сомнения, что они будут решаться полюбовно. Ведь новая программа приватизации, разработанная Фондом госимущества и утвержденная 23 ноября прошлого года Кабмином, нацелена на продажу только для своих.

Владимир ЛАРЦЕВ
Еженедельник 2000 №6, 10-16 февраля 2012