2012-02-09 16:07:06
Гостаможня и «Укрзалізниця» блокировали экспорт подсолнечного масла и шрота. Маслопроизводители – на грани остановки. По всему видно, что торможение экспорта масла предпринимается для того, чтобы вывезти излишки зерна.
Одни запреты
Благие намерения чиновников разрешить ситуацию с медленным экспортом зерна плачевно отразились на другой отрасли – масложировой. «3-5 дней, максимум через неделю, предприятия масложировой отрасли могут остановиться»,- сказал гендиректор ассоциации «Укроліяпром» Степан Капшук. Причину остановки он объясняет тем, что таможня взялась требовать подтверждения соответствия подсолнечного масла, идущего на экспорт, требованиям УКТ ВЭД. Подтвердить, что масло на экспорт идет подходящее, можно в лабораториях при таможне. «Но на эту процедуру может уйти до одного месяца»,- сетует Капшук. Такая принципиальность таможенных органов привела к затовариванию маслом портов и к остановке экспорта. Производители масла практически не имеют возможности хранить скопившуюся продукцию, поэтому велика угроза остановки.
Это далеко не последняя проблема масличников. Вслед за таможней «Укрзалізниця» внесла свою лепту в затоваривание хранилищ маслозаводов. «Укрзалізниця» без каких-либо предупреждений ввела запрет на транспортировку в зерновозах собственного парка шрота, жмыха подсолнечника и лузги подсолнечника в страны СНГ и Балтии»,- сообщил Степан Капшук. В итоге теперь предприятия имеют еще одну проблему для остановки работы – затоваривание отходами производства.
«Более других страдают те предприятия, которые вывозят шрот и макуху в Беларусь и страны Балтии. Сорваны поставки 60-70 тыс. т продукции по подписанным контрактам ежемесячно. Я считаю, что несправедливо поощрять экспорт зерна в ущерб экспорту шрота»,- сетует Капшук. По его оценкам, под угрозу поставлены отгрузки примерно 1 млн т продукта. Это треть произведенного в этом сезоне объема, выпуск которого оценивается примерно в 3 млн т.
Сбыт масла падает
Проблема скоплений шрота даже более насущна для крупных производителей подсолнечного масла, чем затор с экспортом самого масла. Возможно, потому, что устранить бюрократическое препятствие проще, чем ликвидировать дефицит вагонов, что невозможно сделать в краткие сроки в принципе. «Операторы указывают на серьезную проблему с отгрузкой шрота из-за отсутствия вагонов»,- говорит старший аналитик ИК «Драгон Кэпитал» Тамара Левченко. Она уточнила, что самые крупные игроки пытаются решать эти две проблемы параллельно. «Мы обратились к правительству, чтобы нам помогли, и надеемся, что в ближайшее время работоспособность предприятий будет восстановлена»,- говорит Степан Капшук.
Но ожидать маслокомбинаты не могут, считает гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. «Подсолнечное масло и шрот не могут долго храниться на предприятии, и затоваривание действительно приведет к их остановке. Кроме того, мы уже отдали свои рынки сбыта по зерну, пока сдерживали его экспорт, и теперь так сложно их восстанавливаем. То же может произойти с маслом подсолнечника и шротом. Тем более что масложировая отрасль тотально экспортозависима. Потерять сбыт масла – это нонсенс»,- сказала Тамара Левченко.
Украина оставляет на собственные нужды лишь седьмую часть подсолнечного масла. Остальное – экспортирует. В этом сезоне к экспорту представлено 3 млн т масла из 3,5 млн т объема, который будет произведен. Практически весь полученный в процессе производства масла шрот также экспортируется.
Наталья КАБАШ http://panorama.dn.ua