Предприниматели отметили ухудшение качества работы таможни

2012-02-09 08:23:31

Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) обнародовала результаты очередного исследования эффективности работы Государственной таможенной службы




Свою оценку работы ведомства за II полугодие 2011 года выставили 94 предприятия (импортеры, экспортеры и логистические операторы), констатировав снижение качества процедур контроля по всем пяти индикаторам до уровня начала 2010 года. Показатель же количества дней, потраченных субъектами внешнеэкономической деятельности на оформление поставки, оказался даже наихудшим за два года – 2,8 дня (у компаний с внутренним производством – 3,3).

Как передает Коммерсант-Украина в материале “На таможне задержали развитие”, это происходит, несмотря на заявления руководства Гостаможни о прохождении контроля в среднем за два часа, говорит руководитель Ильичевского филиала логистической компании Дамко Украина Лтд Александр Лазарев.

В 33% случаев (в I полугодии – 27%) Гостаможня отказала в оформлении по первому методу оценки таможенной стоимости – по цене контракта – и практически в два раза чаще стала использовать (ранее в 41% случаев) физический досмотр грузов. В большей степени тенденция проявилась осенью в портах Одессы и Ильичевска, что, по информации Лазарева, привело к переориентации 40-50% клиентов его компании на другие порты – Клайпеду, Гдыню и Гамбург. В результате получатель получает груз дольше, переплачивая за каждую тонну $1-1,5 тыс.

Таможенный индекс ЕБА указывает также на проблемы с классификационными кодами и товарной номенклатурой – рост на 1 процентный пункт, до 9%. Кроме того, руководители предприятий сообщают о достаточно высоком уровне коррупции (рост с 24% до 34,1%) и попытках излишнего контроля в виде постаудита (снижение с 40% до 23,4%). В большинстве компаний заявляют о прохождении проверок длительностью до пяти суток, хотя в некоторых случаях аудит длился 30 и более дней.

По словам исполнительного директора ЕБА Анны Деревянко, чаще всего претензии предъявляются импортерам стройматериалов, агропродукции, лекарств, средств защиты растений, в результате чего их таможенная стоимость повышается на 5-15%.

Недоволен бизнес и последними новациями Гостаможни. База таможенной стоимости, опубликованная на сайте ведомства 6 февраля, является общей и неконкретной. По мнению Александра Лазарева, контролирующий орган открыл доступ к “широкому коридору цен”, который не поможет в судебных спорах. Информация предоставляется не по видам, а по группам товаров, например по птице, в результате чего импортеры не понимают, по какой цене завозились индейки, а по какой – утки. К тому же данные даются в среднем за месяц без указания стран происхождения.

В Гостаможне изданию заявили, что для объективной оценки таможенного индекса ЕБА необходимо более корректно ставить вопрос. Ведь чтобы провести таможенное оформление, законодательство, помимо декларации, позволяет требовать около 60 разрешительных документов (в отчете около десяти документов). Кроме того, отмечает директор департамента таможенного контроля и оформления Гостаможни Сергей Семка, ЕБА опросила 94 предприятия, а таможня, изучая результативность своей работы в 2011 году, проанализировала 30 тыс. компаний и 2 млн. деклараций.

“Однако мы готовы обсуждать по каждому пункту тенденции и проблемы, почему они проявились, кто, где, когда не принимает декларацию к оформлению, ссылаясь на конец месяца, и требует присутствия брокера при процедуре электронного декларирования”, – резюмирует Семка. По его словам, не нужно забывать, что в 30% случаев досмотр груза инициируется правоохранительными органами и контролирующими службами, в частности ветеринарами и фитосанитарами, а не таможенниками.

ЛIГАБiзнесIнформ