2012-01-23 11:12:31
Крушение круизного лайнера «Коста Конкордия», произошедшее у берегов Италии, заставило людей не только пережить шок и проститься с документами и прочим имуществом, но и после приезда на родину искать пути возмещения убытков.
А это, отмечают юристы, не самая простая задача. Ведь одно дело – вернуть стоимость путевки, и совсем другое – получить компенсацию морального и материального вреда. Конечно, можно следовать указаниям туроператора, у которого была приобретена путевка, но тогда размер предложенной компенсации, скорее всего, будет минимальный. К кому обращаться и что делать украинским пассажирам затонувшего лайнера, чтобы максимально возместить ущерб, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Пределы ответственности
Юристы-международники, специализирующиеся на морском праве, считают, что возмещение морального вреда пассажирам или персоналу владельцем корабля зависит от нескольких факторов. По мнению старшего юриста одной из киевских юркомпаний Евгения Щеглова, в случае с лайнером «Коста Конкордия» размер возмещения будет определен по законам Италии, поскольку, в соответствии с нормами ЗУ «О международном частном праве», права и обязанности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, определяются правом государства, в котором имело место действие или иное обстоятельство, ставшее основанием для требования о возмещении вреда.
Кроме того, как бы пострадавшей стороне ни хотелось, но размер возмещения имеет свою верхнюю границу – подчеркивает г-н Щеглов. Это предусмотрено Конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. В частности, по правилам этого документа владельцы судов и спасатели могут ограничить свою ответственность. При этом страховщик ответственности по требованиям, подпадающим под ограничения Конвенции, имеет право воспользоваться ее преимуществами в той же степени, как и тот, чья ответственность застрахована. В любом случае, независимо от основания ответственности, под ограничение попадают требования, связанные со смертью или телесными повреждениями, с утратой или повреждением имущества, которые произошли на борту судна непосредственно во время его эксплуатации или операции по спасению.
Пределы ответственности устанавливаются, исходя из тоннажа судна и оснований, из которых возникли требования. К примеру, по требованиям, которые вызваны смертью или телесным повреждением, ограничение для судна вместимостью не более 2000 тонн будет установлено в пределах 2 млн расчетных единиц. Если вместимость судна превышает 2000 тонн, к указанной сумме добавляется еще одна: на каждую тонну от 2001 до 30 000 – 800 расчетных единиц, от 30 001 до 70 000 тонн – 600, а свыше 70 000 тонн – 400 расчетных единиц. А поскольку тоннаж круизного лайнера «Коста Конкордия» составляет 10 000 тонн, размер ответственности не может превышать 8,4 млн расчетных единиц. (Расчетной единицей считается единица «специального права заимствования», как она определена Международным валютным фондом. На сегодня составляет приблизительно 5,5 грн – прим. Ред.).
При этом специалисты отмечают, что пользоваться такой формулой могут только пассажиры лайнера, а не члены экипажа, среди которых были и украинцы. Правила упомянутой Конвенции не применяются к требованиям служащих собственника судна или спасателя, обязанности которых связаны с судном или операциями по спасению, а также к требованиям их наследников, иждивенцев либо других лиц, имеющих право выдвигать такие требования. Но при условии, что, в соответствии с нормами законодательства, регулирующего трудовой договор между собственником судна или спасателем и такими служащими, собственник судна или спасатель не имеет права ограничить свою ответственность по этим требованиям или если он может ограничить ее только до определенной суммы, указанной законом.
Где судиться будем
Поскольку крушение произошло в Италии, а судно шло под итальянским флагом, в качестве варианта для подсудности следует рассматривать, в первую очередь, суд Италии. Однако акцентируем внимание на том, что если договор заключен украинскими пассажирами на условиях, позволяющих применить Афинскую конвенцию 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа (к ней Украина присоединилась в 1994 г., а вот Италия не присоединилась), можно рассмотреть и вариант подсудности в Украине (подробнее см. Инфосправку).
Действительно, согласно ст. 76 ЗУ «О международном частном праве», суды Украины могут принимать к своему производству и рассматривать любые дела с иностранным элементом, если по делу о возмещении вреда истец-физическое лицо имеет место жительства в Украине или юридическое лицо-ответчик – местонахождение в Украине. Если лицо было пассажиром-туристом из Украины, отмечают эксперты «Судебно-юридической газеты», в соответствии с нормами ст. 50 этого же закона пострадавший пассажир может по своему выбору применить к возмещению ущерба 1) право государства, в котором находится его место жительства, пребывания или основное место деятельности; 2) право государства, в котором находится место жительства или пребывания изготовителя товара или исполнителя работы (услуги) и 3) право государства, в котором потерпевший приобрел товар или в котором для него была выполнена работа (оказанная услуга).
Однако суды судами, но и о страховщиках забывать не следует. По мнению юристов, непосредственно занимающихся предоставлением правовой помощи украинским пассажирам лайнера «Коста Конкордия», пострадавшие в результате аварии на судне в первую очередь должны обращаться в страховую компанию, которая выдала страховой полис, и получить компенсацию, предусмотренную страховым договором. При этом, как отмечает Михаил Щетка, юрист одной из ведущих украинских юридических компаний, специализирующихся на таких делах, в случае, если размер страхового возмещения недостаточен для покрытия нанесенного ущерба, пострадавшее лицо имеет право обратиться в суд о взыскании с перевозчика разницы между страховым возмещением и суммой реального ущерба. Правила подсудности по этой категории дел установлены Афинской конвенцией 1974 г.
Коллеги М. Щетки, юристы Наталья Шпак и Дмитрий Евдокимов, поясняют, что по выбору истца иск может быть предъявлен в компетентный суд государства, являющегося стороной Конвенции, по месту пребывания или нахождения главной конторы ответчика, либо по месту отправки или назначения судна в соответствии с договором перевозки, либо же по месту постоянного проживания ответчика или заключения договора перевозки (при условии, что ответчик имеет в этом государстве свою контору). Стороны также могут договориться о подсудности спора о возмещении ущерба какой-либо юрисдикции или арбитражному суду, причем такая договоренность может иметь место лишь после наступления события, повлекшего ущерб.
Вместо заключения
Подводя итог, следует сказать, что юристы сходятся во мнении о том, что правовая (имущественная) претензия пострадавшего пассажира формально должна быть адресована компании-перевозчику, владельцу судна и страховой компании, застраховавшей риски, в т. ч. и риск вреда, причиненного пассажирам. Но при этом отметим, что в силу специфики этого страхового случая, для разрешения которого применимы нормы как международного права, так и соответствующих национальных законов, составление, оформление необходимых документов и процессуальное сопровождение имущественной претензии для гражданина без специальных юридических знаний окажется непосильным бременем.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Интересный факт: Международными конвенциями установлены пределы ответственности перевозчика, суммы которых рассчитываются, исходя из денежной единицы (франк), содержащей 65,5 миллиграмма золота 900-й пробы
Подпись: «Как вернуться»
Идентификация пострадавших пассажиров, не имеющих при себе документов, проводится с их слов на основании списков пассажиров с привлечением консульских служб государств, гражданами которых являются пострадавшие. В этом случае гражданам Украины выдается консульский документ «Удостоверение личности для возвращения в Украину»
Нота бене
Касательно сроков подачи претензий
Согласно итальянскому законодательству (ч. 2 ст. 49 DECRETO LEGISLATIVO 23 maggio 2011, n. 79), срок для подачи претензий к организатору круиза составляет 10 рабочих дней со дня возвращения в место отправления (учитывая, что круиз прерван, необходимо уточнить, что считать днем возвращения в место отправления – момент инцидента или иной). Указанный акт также подтверждает присоединение Италии к законодательству ЕС (Директива 2008/122/CE), регулирующему правила о защите туризма по всей Европе. Общие условия перевозки Costa (Costa General Conditions of Carriage) также содержат обобщенную ссылку на итальянское и ЕС законодательство, применяемое к услугам.
Достаточно спорно, приведет ли несоблюдение этого срока к отказу в принятии исков в данном случае, особенно, если принять во внимание иные сроки (от 12 до 18 месяцев), предусмотренные различными правилами того же акта. Однако, чтобы снизить риски, пострадавшим рекомендуется заявить о своем требовании на получение компенсации до 23 января включительно. Тем более, что это не требует значительных усилий, так как обосновать ущерб, а также озвучить сумму для возмещения можно позднее. Срок подачи соответствующего иска, если претензия не будет урегулирована в досудебном порядке, составляет 12 месяцев с момента инцидента.
Инфосправка
Чем регламентирован порядок выплат компенсаций пострадавшим пассажирам?
Куда обращаться, покажет договор, который был заключен пассажиром. В его отсутствие можно предположить следующие варианты:
– поскольку происшествие имело место в Италии и с судном под итальянским флагом, в качестве варианта для подсудности следует в первую очередь рассматривать суд в Италии;
– если же договор заключен украинскими пассажирами на условиях, позволяющих применить Афинскую конвенцию 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа (к ней Украина присоединилась в 1994 г.), можно рассмотреть вариант подсудности и в Украине.
За неимением договора, заключенного пассажиром, предположим, что он регулируется законодательством Италии. В таком случае, чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, обратиться к коллегам в Италии, которые смогут дать наиболее полный и квалифицированный ответ. В то же время, следует отметить, что в Италии действуют Кодекс Туризма (d. lgs. 79/2011) и Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 г., к которой эта страна присоединилась в 1979 г. Они, наряду с другими нормативными актами Италии, также предусматривают порядок урегулирования претензий. В соответствии с ними, установлены следующие пределы ответственности организатора путешествия:
50 000 франков за физический ущерб,
2 000 франков за материальный ущерб,
5 000 франков за любой другой ущерб,
10 000 франков за невыполнение обязательств посредником организатора путешествия.
Пассажиры должны будут доказать любой ущерб, о котором они заявляют, всеми возможными способами. Это могут быть медицинские справки, фотографии, квитанции и др. При этом срок исковой давности может колебаться от 1 до 3 лет. Так что не стоит ожидать и надеяться, что организатор круиза проявит инициативу и самостоятельно свяжется с пассажирами для решения вопросов по компенсации – следует начинать действовать в самое ближайшее время.
Хотелось бы отметить еще один немаловажный нюанс. Многие, комментируя происшествие с Costa Concordia, почему-то приходят к мнению, что к данным правоотношениям будет применяться упомянутая выше Афинская конвенция. К сожалению, это не совсем так – Италия не ратифицировала ни ее, ни один из ее последующих протоколов. Поэтому, если эта Конвенция и будет применяться, то только с учетом предусмотренных ею обстоятельств. А ее ст. 2 редусматривает, что данная Конвенция применяется к любой международной перевозке пассажиров, если:
– судно плавает под флагом государства, которое является стороной данной Конвенции, или зарегистрировано в таком государстве (прим. – Costa Concordia плавает под флагом Италии, которая не является стороной Конвенции, и предположительно там и зарегистрировано), или
– договор перевозки заключен в государстве, которое является стороной конвенции (прим. – если договор украинских пассажиров заключен в Украине, которая является стороной этой Афинской конвенции, ее применение не исключено), или
– в соответствии с договором перевозки, место отправления или место назначения находится в государстве, которое является стороной этой Конвенции (прим. – если это так, то это также дает право на применение данной Конвенции).
Рабомизо Денис,
президент Коллегии юристов по морскому праву,
специально для «Судебно-юридической газеты»
Правовой ликбез
Куда необходимо обращаться гражданам Украины, пострадавшим в результате крушения лайнера, для получения компенсации?
Пострадавшие в результате крушения судна «Коста Конкордиа», находящиеся в Украине, обращаются в Центральное бюро Украинской иностранной юридической коллегии «Укринюрколлегии» в Киеве, которая на основании Меморандума, подписанного с Министерством иностранных дел Украины, предоставляет правовую помощь и бесплатные консультационные услуги по широкому спектру вопросов, связанных с представлением и защитой прав наших соотечественников за рубежом.
Что же касается украинских граждан, которые находятся на территории Италии, то им необходимо обратиться в ближайшее консульское учреждение Украины, сотрудники которого предоставят необходимую информацию и помощь. Нужно понимать, что правовая (имущественная) претензия пострадавшего пассажира формально должна быть адресована компании-перевозчику, владельцу судна и страховой компании, застраховавшей риски, в т. ч. и риск вреда, причиненного третьим лицам, в т. ч. пассажирам.
Может ли пострадавший пассажир напрямую обратиться в суд (и в какой именно), если, допустим, его не устроил размер предложенной компенсации?
В силу специфики данного страхового случая, для разрешения которого применимы нормы как международных, так и соответствующих национальных законов, составление, оформление необходимых документов и процессуальное сопровождение имущественной претензии для гражданина без специальных юридических знаний окажется, скорее всего, тяжелым, а то и непосильным бременем (ввиду языкового барьера и отсутствия опыта, да и в силу требования итальянского закона обязательно иметь на определенных этапах ведения гражданского дела адвоката).
Может ли пострадавший требовать моральную компенсацию (если, например, члены экипажа не давали беременной женщине сесть в шлюпку, отталкивали ее)?
Любое правонарушение при условии надлежащих доказательств и соответствующего юридического обоснования должно влечь за собой восстановление нарушенного права или возмещение ущерба, нанесенного действием или бездеятельностью. Конечно, каждый случай индивидуален, однако, если в известных нам экстремальных обстоятельствах имело место ненадлежащее исполнение членами экипажа своих служебных обязанностей, профильные экспертные комиссии, представители правоохранительных органов и компетентные судебные органы должны дать таким фактам соответствующую оценку. В то же время, нужно исходить из того, что возникла чрезвычайная ситуация, и при ее рассмотрении необходимо руководствоваться иными правовыми предписаниями, нежели при ненадлежащем предоставлении услуг по перевозке пассажиров.
Порядок компенсационных выплат регламентирован, прежде всего, договором страхования, который должен заключаться каждым пассажиром при покупке билета на судно или при оформлении туристической путевки. Все остальные выплаты, сопутствующие страховым (чаще всего потерпевшие жалуются на нарушение их прав со стороны перевозчика, административных органов того или иного государства) являются состязательными, а их обоснованность и размер подлежат установлению в судебном порядке.
Информация предоставлена вице-президентом «Укринюколлегии» Николаем Павловым и заместителем вице-президента Ольгой Караван.
Егор Желтухин
По материалам: Судебно-юридическая газета