2011-12-28 10:15:24
В связи с отменой в конце октября экспортных пошлин на зерно резко возросли объемы перевозок пшеницы Украинскими железными дорогами. Однако зернотрейдеры говорят о неготовности железнодорожников к тому, чтобы обеспечить вывоз зерна в заявленных объемах. Укрзализныця в свою очередь парирует: дефицит подвижного состава сложился именно по вине грузоотправителей и грузополучателей.
— Мы за последний месяц всего несколько раз отправляли зерно железными дорогами в порт Николаев и два раза столкнулись с тем, что подвижной состав приходил к нам с задержками в три-четыре дня, — говорит логист ООО «Инфотерра» Владимир Береснев.
Более категоричны и резки заявления представителей других зернотрейдеров. Правда, озвучивать на диктофон свои претензии они почему-то не пожелали. А вот на условиях анонимности охотно делятся информацией о том, что железнодорожники согласовывают только на 50 % заявку на перевозку, задерживая подвижной состав под погрузку на три-пять дней.
— Во всех этих проблемах виноваты сами зернотрейдеры, — сказал первый заместитель начальника Главного управления перевозок Укрзализныци Евгений Кучеренко. — Парка зерновозов (около 10 тыс. вагонов) вполне достаточно для того, чтобы обеспечить вывоз зерна в заявленных объемах. Однако для этого нужно сохранение баланса: сколько грузим, столько и выгружаем. Но в настоящее время, к сожалению, этого не наблюдается. Ведь в общем обороте (от окончания первой погрузки до начала следующей) только 15 % времени зерновоз находится в пути. А затем он простаивает под погрузочно-выгрузочными операциями, оформлением документов, ожиданием судов. Время проведения этих процедур напрямую зависит от грузоотправителей и грузополучателей. Таким образом, дефицит зерновозов создают как раз сами зернотрейдеры.
Кроме всего прочего, зернотрейдеры в первую очередь считаются только со своими интересами. Например, в будние дни погрузка зерна достигает 1 тыс. 200 вагонов, а то и 1 тыс. 300. А в выходные и праздничные дни она падает до 800. Понятно, что платить сверхурочные за выход на работу в выходные дни своим труженикам, работникам элеваторов частные компании не хотят. Но ведь и железные дороги, которые работают по круглосуточному графику, не могут гармонично «переварить» такую аритмичность и обеспечить бесперебойность перевозки.
Ситуацию с обеспечением перевозки зерна на недавней пресс-конференции в Кабинете Министров прокомментировал Генеральный директор Укрзализныци Владимир КОЗАК:
— Все трейдеры хотят грузить зерно непосредственно на корабли. Зерновозы останавливаются на станции и накапливаются в ожидании, пока придет корабль. Таким образом, невыгруженных вагонов в одесских портах накопилось около 2 тыс. При таких условиях железнодорожники не могут улучшить оборот зерновоза, ибо чтобы предоставить его под загрузку, зерновоз нужно своевременно выгрузить. Вторая причина искусственного дефицита зерновозов — завышенное в разы время погрузки зерновозов на отдельных предприятиях: вместо нормативных 2—3 ч — от 40 до 60 ч. Сколько бы мы не закупали зерновозов, при таком отношении к подвижному составу железнодорожникам невозможно обеспечить необходимые объемы перевозки. Мы должны работать вместе над решением этого вопроса. У нас есть взаимопонимание с Министерством аграрной политики, ежедневно мы проводим совещания и контролируем процесс.